Особенности социальной работы с молодой семьей в Костромской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы является процесс социальной работы с молодой семьей.
Предметом работы являются особенности социальной работы с молодой семьей.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 Молодая семья как категория социальной работы…...........8

ГЛАВА 2. Нормативно - правовые документы регламентирующие оказание помощи молодой семье……………………………………...30

ГЛАВА 3. Основные направления социальной работы с молодой семьей….…………………………………………………………..……46

ГЛАВА 4. Опыт социальной работы с молодой семьей в Парфеньевском районе Костромской области………………………59

Заключение……………………………………………………………..72

Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 406.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Рецензия

на квалификационную работу студента 5 курса ИПП

______________________________________________________________

 

 

на тему:_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

Актуальность темы квалификационной работы______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оригинальные решения, предложенные в квалификационной работе:___

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка знания теории и методики выполнения квалификационной работы:______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Имеет практическое значение в следующем:________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

Самостоятельность в формулировке выводов________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

Квалификационная работа заслуживает____________________________

______________________________________________________________

 

 

 

Рецензент:_______________

________________________          Расшифровка подписи

 

 

«____»_________________2012 г.                М.П.

 

Отзыв

руководителя квалификационной работы студента 5 курса ИПП

______________________________________________________________

 

 

на тему:_______________________________________________________

______________________________________________________________ 
______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Отношение студента к выполнению работы_________________________

______________________________________________________________ 
______________________________________________________________ 
______________________________________________________________ 
______________________________________________________________ 
______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Своевременность выполнения графика работы______________________

______________________________________________________________ 
______________________________________________________________ 
______________________________________________________________ 
______________________________________________________________ 
______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель________________

____________________________         Расшифровка подписи

 

 

«____»_________________2012 г.               М.П.

 

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Костромской государственный  университет имени Н.А.Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Кафедра социальной работы

 

 

 

Допущена к защите

     «____» _________2012 г.

                                                                      Зав. кафедрой_____ Н.Ф. Басов

 

 

 

 

 

Особенности социальной работы с молодой семьей в Костромской области.

 

 

 

Квалификационная работа студентки

5 курса Института педагогики  и психологии

направлению подготовки

«Социальная работа»

Герасимюк Анастасии Александровны Научный руководитель:

  к. п. н., доцент Румянцев Ю.В.

 

 

Кострома

 

2012

 

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1 Молодая семья как категория социальной работы…...........8

 

ГЛАВА 2. Нормативно - правовые документы регламентирующие оказание помощи молодой семье……………………………………...30

 

ГЛАВА 3. Основные направления социальной работы с молодой семьей….…………………………………………………………..……46

 

ГЛАВА 4. Опыт социальной работы с молодой семьей в Парфеньевском районе Костромской области………………………59

 

Заключение……………………………………………………………..72

 

Библиографический список……………………………………………74

 

Приложения…………………………………………………………….80

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья как социальный институт всегда являлась той основой, на которой построены все сложнейшие конструкции общественной организации. Она возникла в эпоху позднего неолита и до настоящего времени остается наиболее устойчивым социальным образованием: 85% людей в мире живут в семьях (преимущественно в нуклеарных - супруги и их дети). Адаптируясь к новым социальным условиям, семья меняет свою форму, те или иные функции, способы коммуникации, но сам институт семьи неизменно сохраняется.

Сегодня в Российской Федерации, согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, семья находится под защитой государства. Пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что семья - естественная и основная ячейка общества - имеет право на защиту со стороны общества и государства.

 Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи — жилище, дом, собственность — и экономическую основу семьи, — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Это две незаменимые составляющие, без которых невозможно в современном мире нормальное существование семьи и которые создаются не без помощи государственной поддержки. С какими проблемами сталкиваются семьи в российском обществе и как они решаются на уровне государства и регионов мы рассмотрим в данной работе.

В современных условиях семья выделяется в самостоятельную, независимую от государства сферу, которая характеризуется приоритетом индивидуальных частных интересов и ценностей членов семьи. Она утрачивает признаки социально-публичного института, представляя собой союз лиц, не обремененных взаимными обязанностями. Государство должно быть заинтересовано в существовании такой семьи, которая способна обеспечить национальные интересы, сыграть значимую роль в развитии государства, становлении гражданского общества(смотр семейное право)

    В социальной работе семьей принято называть основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обязанностями по отношению друг к другу[36;146].

В настоящее время «Семья», как малая социально-психологическая группа и особый социальный институт, подвержены серьезным изменениям и модернизации. Трансформируется ее структура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака, формируется современная семейная политика.

Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.   В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, повышается  подростковая преступность, возрастают детские заболевания. Кроме всего перечисленного появляется такое понятие как «маргинальная семья». Массовое образование маргинальных (marginalia (лат.) — находящихся на обочине) семей, неспособных самостоятельно решать свои проблемы, постоянно нуждающихся в помощи государства, в ближайшем будущем без принятия кардинальных мер, может привести к социальной катастрофе. Кроме того, наличие неполных семей, семей социального риска, проблемных семей, только усугубляет общее положение. Обеднение части семей, угроза потери социального статуса привели к массовой невротизации населения, развитию дезадаптации и, как следствие, росту заболеваемости, смертности и росту маргинальной среды. [1,2] Происходящее резкое социальное расслоение, рост бедности, прежде всего семей с детьми, развитие социальной депрессии, социального иждивенчества и социальной апатии значительной части населения страны, рост агрессии и насилия в семье и обществе, рост маргинальной и криминальной среды, алкоголизация населения, рост наркомании, высокий уровень заболеваемости и смертности, кризис семьи, стали сегодня сложнейшими государственными проблемами.   Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении – это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов. Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека - в городе и 3, 4 - в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью. В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.    Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации. Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества. Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи невелика. Уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни.

Сочетание внешних по отношению к семье социально-экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил ее оказывается недостаточно. Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье.

Практика показывает, что юридические акты и финансовые меры, которыми пытаются поддержать отдельные стороны и функции отдельных типов семей, оказываются неэффективными, не в последнюю очередь потому, что наличие даже четко фиксированного права не гарантирует его доступность; кроме того, сложности семей далеко не сводятся только к материальным затруднениям.

Общепризнанной системой такой помощи, к которой Российская Федерация прибегла по опыту других стран, является организация работы в рамках социальной работы всего государства и общества, осуществляемая на профессиональной основе, специально подготовленными людьми, относящимися к особым структурам.

Объектом исследования данной работы является процесс социальной работы с молодой семьей.

Предметом работы являются особенности социальной работы с молодой семьей.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Основной целью работы являются: выявить особенности социальной работы с молодыми семьями.

Для достижения вышеназванной цели в рамках данной работы предполагается решить ряд задач: проанализировать имеющуюся литературу согласно рассматриваемой темы; обобщить опыт работы специалистов по работе с молодой семьей в Парфеньевском районе, определить функции молодых семей.

Актуальность настоящей работы, состоит в попытке найти способы приостановления процесса распада института семьи с принятием комплекса мер по пропаганде семьи - как ячейки общества, созданию правовой базы, техническому оснащению, материальному стимулированию и организации мероприятий, направленных на поддержку молодых семей.

 

ГЛАВА 1 Молодая семья как категория социальной работы

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованно общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста [50, 28].

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями [5,22].

В учебнике «Социальная работа образовательных учреждений с семьей» семья рассматривается как объект социальной работы. Автор учебника Гуров В.Н. дает следующее определение семье: семья - это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. В то же время семья в этом плане зависит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок - таковы социальные проблемы современной семьи [46, 173]. Холостова Е.И. определяет семью как малую группу - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать всю палитру семейных взаимоотношений: муж-жена, муж-дети, жена-дети, дети-дети, муж-родственники, жена-родственники, дети-родители, дети-родственники [46,57].

Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи [46,57]. Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в макросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие [46,58].

Информация о работе Особенности социальной работы с молодой семьей в Костромской области