Особенности социологических исследований проблем семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является методика изучения проблем в области семьи.
Цели, объект и предмет исследования обусловливает последовательность решения следующих задач:
• раскрыть понятие и сущность семьи;
• рассмотреть социальные проблемы семьи в современной России;
• выявить особенности социальной работы с семьей;
• рассмотреть основные методы социологических исследований;
• проанализировать социологические исследования, представленные российскими социологами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей...5
1.1. Понятие и сущность семьи………………..………………………………5
1.2. Социальные проблемы семьи в современной России…………………...9
1.3. Особенности социальной работы с семьей……………………………...12
Глава 2. Методика, особенности исследований проблем семьи……………...19
2.1. Методы социологических исследований………………………………..19
2.2. Вторичный анализ социологических исследований в области семьи…22
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....36

Файлы: 1 файл

курсовая по методике.docx

— 83.31 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра социологии, социальной работы и политологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине

«Методика исследований в социальной работе»

на тему «Особенности социологических исследований проблем с

семьей»

      

      

                                    

                                                                   Выполнила:

                                                                   Тулебаева Айнаш Абаевна

                                                                    студентка группы ЗСР-617

                                                          «__»_______________2012

                                                          Проверила:

                                                          преподаватель

                                          Плотникова Юлия Сергеевна

                                                          «__»______________2012 г.

 

 

Омск-2012

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей...5

    1. Понятие и сущность семьи………………..………………………………5
    2. Социальные проблемы семьи в современной России…………………...9
    3. Особенности социальной работы с семьей……………………………...12

Глава 2. Методика, особенности исследований проблем семьи……………...19

2.1.    Методы социологических исследований………………………………..19

2.2. Вторичный анализ социологических исследований в области семьи…22

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы……………………………………………………………....36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Начало XXI века обусловлено колоссальными  изменениями, которые испытывает на себе российская семья. Семья - это важнейший  институт социализации личности, исторической трансляции культурных, нравственных ценностей. Еще с древних времен семья волновала умы великих мыслителей. В сегодняшние дни понятие семьи до сих пор не раскрыто. Ученые не пришли к единому мнению по его поводу. У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Эти взгляды могут и отличаться друг от друга: кто-то отрицает особую роль семьи в развитии общества, для кого-то семья это важнейшая жизненная ценность. Однако одно, безусловно: именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Следует отметить, что для науки  семья представляет особый интерес. Проблема семьи остается актуальной и занимает особое место в психологии, статистике, экономике, социологии и  праве. Проблемной стороной данной работы является многоликость интерпретаций  семьи в современной действительности.

Целью данной работы является методика изучения проблем в области  семьи.

Объектом исследования является – семья.

Предмет исследования – социологические  исследования в области семьи.

Цели, объект и предмет исследования обусловливает последовательность решения следующих задач:

  • раскрыть понятие и сущность семьи;
  • рассмотреть социальные проблемы семьи в современной России;
  • выявить особенности социальной работы с семьей;
  • рассмотреть основные методы социологических исследований;
  • проанализировать социологические исследования, представленные российскими социологами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей.

 

    1. Понятие и сущность семьи.

 

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и истребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи, - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Таким образом, семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. 1В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально - классовым признакам.

Функции семьи. Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Нельзя делить функции семьи  на главные и второстепенные, все  семейные функции — главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к  которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей.

Наличие личных потребностей в семье  и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле.

Неспецифические функции семьи, связанные  с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

К началу XX столетия социальные институты  все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования  и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

Типология семейных структур. Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.

Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия -брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак).

Экзогамные браки относятся  к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Эндогамные браки заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов. Запрет на половые отношения между членами брачных родов дает полную агамию, тогда как временная агамия характеризуется воздержанием от сексуальных отношений на определенное время в определенные периоды, например, на время сезонных работ на основе половых табу. Данная терминология обычно используется при обсуждении вопросов происхождения брака и семьи и помогает отличать групповой брак от индивидуального, агамию от табу инцеста, а также используется и при обсуждении проблем контрацептивного поведения.2

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного "государства", и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

Применяется также для более  широкой характеристики семей и  браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам.

Самыми распространенными в  современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т.е. из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра).3 Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).

Когда надо подчеркнуть наличие  в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной или сложной нуклеарной семье.

Анализ и характеристика типов  семьи не исчерпывает их разновидности.

 

    1. Социальные проблемы семьи в современной России

 

Положение семьи в Российской Федерации  в современных условиях можно  охарактеризовать как кризисное. Коренные социально-экономические изменения  в стране, переход к рыночной экономике, падение уровня жизни многих россиян, безработица, разделение общества на «богатых»  и «бедных», ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей, прежде всего института семьи, породили криминальную революцию, привели к значительному увеличению числа неблагополучных семей и, как следствие, росту числа детей с девиантным (отклоняющимся) поведением.

Сегодня в России в органах внутренних дел на социально-профилактическом учёте состоит свыше 200 тыс. неблагополучных  семей; в размерах страны наблюдается  увеличение числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которое проявляется в жестокости, повышенной агрессии, воровстве, хулиганстве, ранних сексуальных связях несовершеннолетних, курении, наркомании, токсикомании, алкоголизме, попрошайничестве, тунеядстве, вандализме, воровстве, совершении преступлений несовершеннолетними, уходе из дома и бродяжничестве, суицидальном поведении и т.п. Ежегодно несовершеннолетними совершается 100 тыс. правонарушений.

Положение семьи в современном  российском обществе.

Безработица, бедность и нищета. Имеются данные, что бедность и нищета затронули 60% населения, зарегистрированная безработица - 13%, хотя на самом деле этот показатель гораздо больше. Дело в том, что уровень безработицы в России очень «пестрый». Если в крупных городах эта проблема еще более или менее решаема, то в небольших городах люди практически вообще не могут найти работу, особенно молодежь.

Разрушение системы общественного  воспитания. Можно сейчас спорить о том, хороша ли она была или плоха. По-моему, вопрос можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это давало возможность женщине и семье работать и зарабатывать деньги, с другой стороны система общественного воспитания фактически снимала ответственность семьи за воспитание детей. У нас не были приняты совместные отпуска, у нас никогда родители не отдыхали вместе с детьми в санаториях и домах отдыха, а муж и жена, работая на разных предприятиях, а тем более на одном, очень редко, могли получить отпуск одновременно.

Информация о работе Особенности социологических исследований проблем семьи