Особенности социологических исследований проблем семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является методика изучения проблем в области семьи.
Цели, объект и предмет исследования обусловливает последовательность решения следующих задач:
• раскрыть понятие и сущность семьи;
• рассмотреть социальные проблемы семьи в современной России;
• выявить особенности социальной работы с семьей;
• рассмотреть основные методы социологических исследований;
• проанализировать социологические исследования, представленные российскими социологами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей...5
1.1. Понятие и сущность семьи………………..………………………………5
1.2. Социальные проблемы семьи в современной России…………………...9
1.3. Особенности социальной работы с семьей……………………………...12
Глава 2. Методика, особенности исследований проблем семьи……………...19
2.1. Методы социологических исследований………………………………..19
2.2. Вторичный анализ социологических исследований в области семьи…22
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....36

Файлы: 1 файл

курсовая по методике.docx

— 83.31 Кб (Скачать файл)

В чем сложность ситуации сейчас? В том, что в нашем обществе не сформированы ценности семейного  воспитания, мы не привыкли к тому, что, прежде всего семья отвечает за рождение и воспитание ребенка. Мы все еще  продолжаем на кого-то надеяться. В  обществе не утвердилось понимание  того, что дети нуждаются в индивидуальной любви. А ее может дать ребенку только семья. Многие родители сейчас просто не понимают или не осознают своей личной ответственности за воспитание детей.

Пьянство и наркомания. По различным данным, до 30% семей страдают от пьянства и алкоголизма и 12-15% - от наркомании. В России есть целые поселки и маленькие города, где население пьет и употребляет наркотики, не имея возможности получить работу.

Наконец то, о чем мы начали забывать, - социальные болезни: туберкулез, инфекционные заболевания и инфекции, передаваемые половым путем. Сегодня это стало тяжелейшей проблемой. Низкий уровень здоровья, в том числе репродуктивного, невозможность получения адекватной медицинской помощи - это тоже реалии нашей жизни.

Проанализировав эту ситуацию, мы задали себе вопрос: «Каким образом может сформироваться и на что направлено репродуктивное поведение семей в этих условиях?». И ведь сейчас никто не может сказать, когда же закончится этот, тяжелейший для страны и каждого из нас, период.

Влияние порнографии во всех информационных сферах и пропаганда секса и насилия. Это очень серьезная проблема, потому что по телевидению практически  перестали показывать фильмы, которые  рассказывают о жизни обычной  семьи, обычных людей в современной  России. А ведь дети все равно рождаются, и родители любят своих детей, и существует любовь. Наша молодежь видит сцены насилия, затем следуют сексуальные сцены, и на подсознательном уровне формируется отношение к сексуальной жизни, как к насилию и вообще к чему-то просто отвратительному. Дети думают, что по-другому и не живут. А если в это время в семье имеются проблемы - алкоголизм, пьянство, потеря работы - ребенку фактически некуда деться, он оказывается одиноким в своей семье. И, несмотря на это, наши подростки относятся просто с благоговением к семейным ценностям. Нас удивило, как они ответили на вопрос: «Что такое ценности семейной жизни?». На первом месте любовь, стабильность сексуальных отношений, продление себя в детях. Так что все разговоры о распущенности молодежи - это неправда. Конечно, у 35-летних семейные ценности несколько иные. На первом месте лучшие возможности сохранения здоровья, забота друг о друге, стабилизация экономического положения. И то, и другое истинные семейные ценности. Поэтому так важны взаимопонимание и взаимоуважение поколений. В нынешних условиях мы обязаны думать о том, что российское общество должно выжить, что в стране должны рождаться дети и что они должны быть способны к нормальной общественной, трудовой деятельности и семейной жизни.

Все эти проблемы тесно связаны  с проблемами планирования семьи  и охраны репродуктивного здоровья. В России катастрофически увеличилась  заболеваемость сифилисом (это маркер всех остальных инфекций, передаваемых половым путем). И чаще всего болеют люди от 20 до 29 лет, то есть самого репродуктивного возраста. В России сейчас 15-20% пар бесплодны. Это, прежде всего результат инфекций, передаваемых половым путем. И еще большого числа абортов, которые делают женщины самого активного репродуктивного возраста - 20-29 лет. Но корни этого неблагополучия уходят в подростковый и юношеский возраст.

Прежде всего, медицинские работники  должны поднять свой голос в защиту репродуктивного здоровья молодежи. Старшеклассники нуждаются в  ясной и корректной информации о  том, как вести себя в той или  иной ситуации.

Именно сейчас формируется новая  генерация молодежи и наша задача вырастить их не просто послушными и дисциплинированными, а воспитать  информированное, уверенное в себе, нравственное поколение, которое осознанно делает свой выбор, и в частности в области охраны репродуктивного здоровья и репродуктивного поведения.

Многочисленные исследования Всемирной  организации здравоохранения показали, что те страны, в которых введена система полового воспитания, имеют очень низкий уровень инфекций, передаваемых половым путем, там формируется ответственное отношение каждого к своему здоровью. 4

 

 

    1. Особенности социальной работы с семьей

 

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются  неполные и многодетные семьи, семьи  одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение  особенностей семьи, выявление  ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая  поддержка семьи, обеспечение  ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

.- координационную (установление  и поддержание объединение усилий  департаментов помощи семье и  детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).5

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она  реализуется в условиях конкретного  социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи  - это многоуровневая система  преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в  России сложились четыре основных формы  социальной защиты семей, имеющих детей:

  1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
  2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
  3. Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.
  4. Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.6

2. - Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

  1. сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;
  2. предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  3. содействие в открытии предприятий семейного типа;
  4. профессиональная ориентация детей и подростков;
  5. выплата пособий по временной не занятости;
  6. консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;
  7. оказание помощи в кадровом обеспечении;
  8. социально - психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка  необходима семьям со сниженной активностью  поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность  в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

  • многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;
  • малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;
  • семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;
  • семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы. 7

Их основными задачами являются:

1. Выявление причин и  факторов социального неблагополучия  конкретных семей и их потребности в социальной помощи.

2. Определение и предоставление  конкретных видов и форм социально-экономических,  психолого-социальных, социально-педагогических  и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3. Поддержка семей в  решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4. Социальный патронаж  семей, нуждающихся в социальной  помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем  параграфе).

5. Анализ уровня социального  обслуживания семей, прогнозирование  их потребности в социальной  помощи и подготовки предложений  по развитию сферы социальных услуг.

6. Привлечение различных  государственных и неправительственных  организаций к решению вопросов  социального обслуживания семей.  В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:

Информация о работе Особенности социологических исследований проблем семьи