Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа
Целью данной работы является методика изучения проблем в области семьи.
Цели, объект и предмет исследования обусловливает последовательность решения следующих задач:
• раскрыть понятие и сущность семьи;
• рассмотреть социальные проблемы семьи в современной России;
• выявить особенности социальной работы с семьей;
• рассмотреть основные методы социологических исследований;
• проанализировать социологические исследования, представленные российскими социологами.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей...5
1.1. Понятие и сущность семьи………………..………………………………5
1.2. Социальные проблемы семьи в современной России…………………...9
1.3. Особенности социальной работы с семьей……………………………...12
Глава 2. Методика, особенности исследований проблем семьи……………...19
2.1. Методы социологических исследований………………………………..19
2.2. Вторичный анализ социологических исследований в области семьи…22
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....36
На момент опроса студентов ни в какой форме брака не состояли 66% респондентов. Это можно объяснить тем, что те, кто имеет высшее образование, больше ориентированы на внесемейные ценности и максимально откладывают даже создание первого брака. В то же время этот факт не может не настораживать: как свидетельствует статистика, если с ростом образования у мужчин снижается процент безбрачия, то у женщин он, наоборот, растет.
Сегодняшняя молодежь слабо подготовлена к разрешению семейных конфликтов. Развод становится ординарным событием. Среди причин, которые повлияли на расторжение брака, студентами вне зависимости от пола и места обучения были названы: психологическая несовместимость супругов; бытовая неустроенность в браке; материальное неблагополучие. Замечено, что откладывание браков, в результате каких бы то ни было причин, не сопровождается откладыванием сексуальных отношений среди молодежи. А это нередко приводит к нежелательной беременности, которая заканчивается, как правило, абортом, увеличением случаев бесплодности, отказом от рожденных детей и т.п.
Вышесказанное свидетельствует о признаках семейной дезорганизации среди студенческой молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности. В связи с последним важной становится также проблема рождаемости в молодых семьях, так как фактическое образование семьи происходит только после того, когда в результате союза двух людей появляется новая жизнь. Именно студенческие семьи, имеющие детей, сталкиваются с самыми большими трудностями, например, - совмещение учебы с решением проблем устройства быта семьи и воспитания детей. Следует отметить, что среди семейных респондентов, по материалам исследования, имеют детей только 39,6%. Зато просматривается четкая взаимосвязь наличия детей в студенческой семье в зависимости от того, кто в семье является студентом. Так, детей имеет только четверть студентов, состоящих в полной студенческой семье. В свою очередь, больше половины студентов-мужчин, состоящих в неполной студенческой семье, имеют детей, в то время как у большей половины женщин-студенток, состоящих в неполной студенческой семье, детей нет.
Сохраняется четкая тенденция помощи по уходу за ребенком семейным студентам со стороны третьих лиц. Она носит разнообразный характер: это и материальная, и хозяйственно-бытовая помощь, и помощь по воспитанию ребенка и т.п. Хотя представители старшего поколения утратили свою главенствующую роль в семьях, но их помощь по уходу за детьми и в их воспитании часто является практически единственной возможностью, позволяющей самим молодым родителям продолжать учиться, работать после рождения ребенка. С другой стороны, избыточная помощь порождает потребительские настроения, ибо речь идет о помощи только с одной стороны - родителей детям.
Среди состоящих в какой-либо форме
брака студентов (в зависимости
от материального дохода в семье)
наблюдается следующая
В то же время вне зависимости от пола и возраста абсолютное большинство наших респондентов отметили, что лучшие условия для воспитания ребенка будут созданы в семье, где есть двое детей, либо один ребенок. А ведь для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы среди общего числа семей превалировали семьи с тремя и более детьми. Заслуживают внимания сравнительные данные о планируемом и желаемом числе детей среди семейных студентов, ведь демографическое благополучие страны во многом зависит от установки планирования рождаемости среди молодежи.
Как показывают исследования, более высокие репродуктивные установки наблюдаются среди мужчин. А отношение к ожидаемому числу детей среди молодых супругов вне зависимости от того, в какой форме брака они состоят, примерно одинаково: один или двое детей.
Констатируя, что на сегодняшний день студенты, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Студенческая молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это влияет на ее репродуктивное поведение. Фактически сформировавшийся в России, начиная с 60-х годов XX в., новый тип репродуктивного поведения, для которого характерны потребность в 1-2-х детях, окончание периода деторождения практически к 25-30 годам и применение на протяжении оставшейся части репродуктивного периода контрацепции и искусственных абортов, четко проявляется в большинстве студенческих семей как столичного мегаполиса, так и областного центра. В этой связи для повышения активности процесса деторождения у студенческой молодежи важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи - значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.
Рассмотрев статьи и социологические исследования современных российских социологов, исследующих социологию семьи в России, было выявлено, что переход России на качественно новый путь социально-экономического развития существенным образом отразился на жизнедеятельности семьи. Материальное положение семей на данный момент по многим показателям оставляет желать лучшего. Однако, несмотря на социальные проблемы, создается все большее количество семей, особенно высок показатель студенческих семей. Отношение общества к гражданскому браку становиться все более лояльным. Национальные интересы России требуют принять безотлагательные меры по социальной поддержке семьи - фундаментального института российского общества и приоритетного субъекта социализации детей.
Заключение
Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.
Институт современной российской семьи характеризуется катастрофическим состоянием и, как следствие, неудовлетворительной реализацией репродуктивной социальной функции.
В настоящее время семья является важнейшим объектом социальной работы. Требуется повышенное внимание к проблемам семьи со стороны как государственных учреждений и социальных служб, так и благотворительных организаций, поскольку данный уникальный институт включает практически все население и испытывает почти все социальные недуги. Государство обязано смягчить ее тяготы, помочь тем, кто не в состоянии справиться самостоятельно с последствиями кризиса.
Список литературы:
1 Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 428 с.
2 Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 428 с.
3 Холостова Е.И. Социальная работа с семьей / Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и К°», 2007. - 212 с.
4 Анишина В. Семейные проблемы и способы решения / В. Анишина. - М.: ЭКСМО, 2004. - 160 с.
5 Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с.
6 Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с.
7 Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с.
8 Логвинова С.С. Практика социологических исследований в сфере социальной защиты населения / С.С. Логвинова // Работник социальной службы. - 2009. - № 3. - С. 7 - 12.
9 Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.
10 Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.
11 Логвинова С.С. Практика социологических исследований в сфере социальной защиты населения / С.С. Логвинова // Работник социальной службы. - 2009. - № 3. - С. 7 - 12.
Информация о работе Особенности социологических исследований проблем семьи