Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа
Целью данной работы является методика изучения проблем в области семьи.
Цели, объект и предмет исследования обусловливает последовательность решения следующих задач:
• раскрыть понятие и сущность семьи;
• рассмотреть социальные проблемы семьи в современной России;
• выявить особенности социальной работы с семьей;
• рассмотреть основные методы социологических исследований;
• проанализировать социологические исследования, представленные российскими социологами.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей...5
1.1. Понятие и сущность семьи………………..………………………………5
1.2. Социальные проблемы семьи в современной России…………………...9
1.3. Особенности социальной работы с семьей……………………………...12
Глава 2. Методика, особенности исследований проблем семьи……………...19
2.1. Методы социологических исследований………………………………..19
2.2. Вторичный анализ социологических исследований в области семьи…22
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....36
- повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;
- помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
- повышение потенциала
формирующего воздействия
- помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;
- психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни;
- регулярный анализ обращений
в Центр и разработка
Таким образом,
Глава 2. Методика, особенности исследований проблем семьи
2.1. Методы социологических исследований
К числу основных методов исследования принято относить опрос и его варианты (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов и эксперимент.
Чаще всего социологи обращаются к разновидностям опросного метода, так как именно он лежит в основе любых количественных исследований, которые численно существенно преобладают. Опрос - основной прием получения информации как о субъективном мире людей, их предпочтениях, мотивах, ожиданиях, мнениях, так и социальной обусловленности этого мира.
Опрос позволяет без особых трудностей моделировать фактически все нужные исследователю социальные ситуации для того, чтобы выявить устойчивость или динамику предпочтений, мотивов и других субъективных состояний больших групп людей. Именно в том, что опрос дает возможность объективировать на уровне исследовательских моделей субъективные состояния больших групп людей, и состоит основное отличие социологического исследования от психологического и даже социально-психологического взгляда.8
Опрос должен служить проверке гипотез о характере связей между различными переменными. В конце концов, любая социологическая теория среднего уровня есть концептуально выраженное вероятностное предположение о том, что та или иная независимая переменная обусловливает тот самый субъективный мир человека, который и предстоит выявить социологу.
Принято различать два основных класса опросных методов: интервью и анкетный опрос.
Общим признаком для обоих классов является:
- ситуация общения, которая
может быть личной или
- искомая информация содержится
в ответах респондента на
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически .
Таким образом, основными отличиями интервью являются, во-первых, непосредственный, прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер); во-вторых, устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).
К основным достоинствам интервью можно отнести следующие:
К настоящему времени в социальной работе сложилось множество методов сбора социологической и психологической информации, важное место среди которых занимает анкетирование - опосредствованный, письменный опрос.
Анкетирование представляет собой письменную форму опроса, осуществляющуюся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время; респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Метод анкетирования особенно
важен в исследовании социальных
и психологических процессов
и явлений, малодоступных
Поскольку анкетирование возможно при разном способе общения между исследователем и опрашиваемым, то различают анкетирование прессовое (вопросник печатается в газете, журнале, книге), почтовое (рассылают анкеты по почте) и раздаточное (сам анкетер раздает их группе респондентов). В первых двух случаях (заочный анкетный опрос) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очный анкетный опрос) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению, раздатчика анкеты. Однако анкету заполняет самостоятельно респондент.
Для опроса используется в качестве основного инструмента анкета (опросный лист, опросник), которая представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Анкета состоит из опросного листа, «паспортички» (объективные социально-демографические и другие характеристики респондента) и преамбульно-инструктивного раздела (обращение к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указанием организации, проводящей опрос, степень анонимности опроса и др.).
Исследователями замечено, что на анкеты, содержащие много вопросов, анкетеры получают меньшую информацию, чем проектировалось, прежде всего, потому, что конец опросного листа оказывается незаполненным. Стремясь поправить дело, начинающие исследователи механически делят опросный лист анкеты на две примерно равные части и половине респондентов предлагают начать заполнение анкет со второй части (скажем, с 15 по 30 вопросы), а продолжить ответами по 1-15 позициям. 11Логика анкетирования при этом нарушается грубейшим и непозволительным образом. В случаях необходимости выравнивая частоты и качественности ответов на первые и последние вопросы нужно иметь второй вариант анкеты.
Тем самым, одним из методов
получения информации об изучаемом
объекте является анкетирование - метод
сбора социальной информации об изучаемом
объекте в ходе опосредованного
общения социолога и
2.2. Вторичный анализ
социологических исследований
Л.П. Богданова, А.С. Щукина
Гражданский брак в современной демографической ситуации
Изучение изменений в брачном поведении населения проводилось в Твери, одном из областных городов Центральной России. В исследовании использованы первичные акты записей о браке и рождении (архив областного ЗАГСа), материалы специально проведенного социологического опроса и данные официальной статистики о естественном движении населения. Результаты обработки 6,7 тыс. актовых записей за 1990 и 2000 гг. позволили выявить сокращение общего числа браков, сопровождаемое увеличением доли повторных до 113; изменение тенденции к снижению возраста вступления в первый брак на прямо противоположную: у мужчин он увеличился с 23,0 до 24,2 лет, у женщин - с 21,2 до 22,2 лет; снижение доли браков между ровесниками, особенно в первых браках - с 17,1% до 14,8%: увеличение разницы в возрасте супругов: доля браков, в которых муж старше жены на 7 и более лет, увеличилась в 1,5 раза. В 2000 г. подобные браки составили 8,2% от числа первых и 24,1% от числа повторных зарегистрированных браков. Увеличилась также доля первых браков, в которых жена старше мужа, с 16,3% до 19,8%, в то время как среди повторных браков доля таких союзов снизилась с 29,0% до 23,9%.
Одной
из характеристик демографического
перехода принято считать
Для выявления степени сходства и различия в представлениях о гражданском браке респондентам предложены два вопроса, первый из которых касался основных признаков подобной формы брачных отношений, второй - необходимой для него продолжительности совместной жизни. Вопреки ожиданиям, анализ анкет не выявил значительных различий в представлениях респондентов разных поколений (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Исследование проведено при поддержке РФФИ (проект 02-06-96002).
В каждой возрастной группе респондентов соблюдено соотношение полов, соответствующее данной возрастной группе населения г. Твери
Представления респондентов о содержании понятия "гражданский брак" (в % от числа анкет)
Признаки | |||||
Возрастные группы |
Совместное проживание |
Совместное ведение хозяйства |
Общие дети |
Общая недвижимость |
Иные |
"Дети" |
57,5 |
24,1 |
9.9 |
5,2 |
3,3 |
"Родители" |
51.4 |
30,4 |
8.1 |
8,1 |
2,0 |
"Прародители" |
48,8 |
23,2 |
15,8 |
7,3 |
4,9 |
Таблица 2
Продолжительность отношений, которые можно считать гражданским браком (в % от числа анкет)
Возрастные группы |
С 1 -го дня |
2 недели |
1 месяц |
6 месяцев |
7-12 месяцев |
Более 1 года |
Без ответа |
"Дети" |
30,1 |
12,5 |
24,3 |
15,4 |
5,9 |
11,8 |
- |
"Родители" |
27,8 |
8,9 |
13,3 |
11,1 |
11,1 |
27,8 |
- |
"Прародители" |
30,0 |
4,0 |
8,0 |
14,0 |
6,0 |
34,0 |
4,0 |
Основополагающий признак гражданского брака для всех групп опрошенных - совместное проживание, причем особенно часто его отмечали "дети", "родители" называли также совместное ведение хозяйства, а старшее поколение - наличие общих детей. Общее имущество чаще указывается представителями старших поколений, что связано, с одной стороны, с отсутствием собственности у большинства молодежи, с другой, с новыми общественными условиями, когда раздельное владение собственностью стало нормой. Несмотря на то, что ранжирование признаков у всех групп одинаково, различия в ценностных ориентациях прослеживаются достаточно четко.
Информация о работе Особенности социологических исследований проблем семьи