Особенности современных международных конфликтов (на примере грузино-осетинского конфликта)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности современных международных конфликтов на примере грузино-осетинского конфликта. Задачи контрольно-курсовой работы:
1. изучить понятие и сущность современных международных конфликтов;
2. рассмотреть классификацию и особенности международных конфликтов современности;
3. изучить грузино-осетинский конфликт.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Понятие и сущность современных международных конфликтов…………….4
1.1. Понятие современных международных конфликтов…………………….….4
1.2. Сущность современных международных конфликтов……………………...8
2. Международные конфликты современности: классификация и особенности…………………………………………………………………………11
2.1. Фазы и типы конфликтов……………………………………………………...11
2.2. Особенности международных конфликтов современности………..……..18
3. Грузино-Осетинский конфликт: характеристика и особенности……….…..21
3.1. Характеристика и причины грузино-осетинского конфликта……….……21
3.2. Особенности грузино-осетинского конфликта…………………………...….25
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список…………………………………………………….….32

Файлы: 1 файл

ККР Мир. полит..docx

— 59.62 Кб (Скачать файл)

Этнический  и религиозный факторы в качестве источника конфликта используются в силу наибольшей трудноурегулированности подобных разногласий. 

Наиболее  применимым до настоящего времени способом разрешения конфликта являются прямые и косвенные насильственные действия. Забота о безопасности человечества и всеобщей безопасности позволяет  сегодня нарушать принцип суверенитета государства, при помощи военных действий обеспечивать порядок. То есть, в конечном счете, не способствует поиску компромисса, а устанавливает свою, политически и экономически выверенную безопасность. Стабильность мирового сообщества, как характеристика международной безопасности, в данном случае вызывает закономерный скептицизм. 

Проблематикой международных конфликтов озабочены  практически все международные  институты и организации, поскольку  региональные войны и столкновения выносятся на международную арену, вовлекая новых участников, создавая угрозу международной безопасности. Безопасность отдельно взятого государства  определяется через взаимоотношения  и безопасность соседних, то есть достижение безопасности в одной стране невозможно без обеспечения безопасности всей структуры мирового сообщества. Однако, как показывает практика, исходя из анализа конфликтов, распространено заблуждение, суть которого в отождествлении понятия «международная безопасность» с бесконфликтным существованием

Стремление  ряда государств к созданию надежных механизмов обеспечения европейской  и глобальной безопасности выразилось в образовании международных  форумов: Организации Объединенных Наций, Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе, а также  в создании ряда региональных военно-политических организаций. Следует отметить, что  образование новых источников конфликтов не сопровождается усилением инструментов для их разрешения.

Вместо этого  наблюдается кризис институтов обеспечения  безопасности. ООН и ОБСЕ не обладают действенными механизмами урегулирования военных кризисов в связи с  отсутствием у них собственных  средств оперативного силового воздействия  на явления социально- политической напряженности, сопровождающиеся вооруженной борьбой. 

Следует сделать  ряд выводов, характеризующих конфликты современного мироустройства:

- повышение  конфликтности современной мировой  системы произошло в силу стирания  границ внешней и внутренней  политики, усиления взаимозависимости  государств, расползания региональных, локальных конфликтов;

- основная  масса конфликтов сегодня обосновываются, легитимизируются при помощи  принципа национального самоопределения.  
- особое значение приобрел такой феномен, как национальный экстремизм, то есть приверженность к крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей радикально ориентированным социальным институтам, а также малым группам;

- в мировой  конфликтологии появился такой  новый термин как «этнический (или национальный) терроризм»;

- в силу  того, что конфликты нового поколения  основываются на непримиримых  противоречиях, как правило, религиозного  толка, это конфликты типа «схватка», где консенсус невозможен. Должен быть один победитель. А потому теория урегулирования конфликтов не всегда себя оправдывает, настоящие институты и законодательство уже не в полной мере отвечают вызовам современности;

- мировая  конфликтология не располагает  достаточным количеством методов  прогнозирования конфликтов и  эффективных способов их предупреждения.

 

3. Грузино-Осетинский конфликт: характеристика  и особенности

3.1. Характеристика и причины грузино-осетинского  конфликта

Югоосетинский конфликт (Грузи́но-югоосети́нский конфли́кт) — этнополитический конфликт в Грузии между центральным руководством Грузии и Республикой Южная Осетия (с конца1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса и образованию независимого государства (развитием сепаратизма в Южной Осетии, с точки зрения грузинских властей). Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший распад СССР.

За период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузины составляли около трети населения, трижды (1991—1992, 2004, 2008) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома.

Прежде  всего, значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Северной Осетии в Пригородный район. Вторая группа беженцев — около ста тысяч осетин, вынужденных бежать из внутренних районов Грузии, расселились на территории как Южной, так и Северной Осетии[2]. Наконец, во внутренние районы Грузии была вынуждена бежать значительная часть грузинского населения Южной Осетии.

С 1992 года Южная Осетия существовала как фактически самостоятельное непризнанное государство, большую часть территории которого, однако, контролировало грузинское правительство. Безопасность в регионе были призваны поддерживать Смешанные силы по поддержанию мира, созданные в соответствии с Дагомысскими соглашениями 1992 г. между Россией и Грузией.

В августе 2008 года, после вооружённого конфликта с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии российское руководство объявило о признании государственной самостоятельности Республики Южная Осетия. Примеру России последовали Республика Никарагуа, Боливарианская Республика Венесуэла и Республика Науру, в дальнейшем также Тувалу.

Причины конфликта:

1. Основное  содержание этих противоречий  имело объективный характер, формировалось  в течение длительного времени  и выразилось в противоположных  и взаимоисключающих позициях  сторон по вопросу этнотерриториального  статуса Южной Осетии. Согласно  грузинской позиции Южная Осетия  представляет собой историческую  часть Грузии, неделимую и неотчуждаемую  от основной её территории, тогда  как осетинская позиция рассматривала  Южную Осетию в качестве составной части единой Осетии.

2. Грузино-осетинские  отношения в конце 1980-х гг. оказались  в состоянии конфликтной ситуации, когда стороны приходят к оценке  своих интересов и конечных  целей как несовместимых. В  таких условиях стали формироваться  конфликтное взаимовосприятие и  закладываться социально-психологические  основы и предпосылки будущего  конфликтного взаимодействия сторон. Развитие конфликтной ситуации  свидетельствовало о протекании  внутри обоих сообществ со-циально-дезорганизационных  процессов, о необратимой дезинтеграции  важнейших общественных структур, обеспечивавших политическую стабильность. 

3. Конфликтная  ситуация в грузино-осетинских  отношениях конца 1980-х гг. сложилась  в значительной степени под  мощным влиянием этнонационализма  в Грузии, базировавшегося на  принципе так называемого «права  крови» и представленного в  виде идеи унитарного моноэтничного  государства как основной концепции  грузинского нациестроительства.

4. Политическая  борьба между новыми и старыми  элитами, приведшая к смене  элит в обоих регионах, явилась  непосредственной причиной трансформации  конфликтной ситуации в межэтнических  отношениях в открытую фазу  противостояния, в форму вооруженного  конфликта между Грузией и  Южной Осетией. 

Напряженность – конфликтность – конфликт 
Напряженность всегда существовала в Грузино-Осетинских отношениях в качестве межэтнического противоборства.

Напряженность (конфликтность) грузино-осетинского  политического противостояния нарастала, проявляясь в формировании национальных движений как в Грузии, так и  в Южной Осетии в условиях развивавшейся  автономии советской государственности, сопровождавшейся падением «старых» и  появлением «новых» политических элит. А также важным проявлением конфликтности  стало признание Верховным Советом Грузинской ССР грузинского языка официальным языком в республике. В ответ Осетия объявила официальным языком региона осетинский. 
Распад СССР стал одной из главных причин, приведшим к военному конфликту между Грузией и Осетией, произошло столкновение противоречащих друг другу международных императивов: принципа нерушимости границ (Грузии) и права народов на самоопределение (Осетия).

Стороны конфликта:

Грузия: Своими действиями Грузия стремилась к реализации следующих целей: 

- вернуть Южную Осетию в состав Грузии;

- интернационализировать  грузино-осетинский конфликт;, 

- подключить  к его урегулированию США, страны  Европы; 

- переформатировать  конфликт из грузино-осетинского  в грузино-российский, представить  его как проявление российского  неоимпериализма; 

- отказаться  от эксклюзивной роли России  как гаранта мира в регионе. 
Южная Осетия, в свою очередь, требовала признать себя независимым и суверенным государством.

США:  США преследовали следующие геополитические цели: 
- заинтересованность в энергоресурсах Черного моря; 
- желание изолировать Закавказье от влияния России; 
- размещение военных баз близ российских территорий;

- расширение  экономических и политических  зон влияния.  
Россия:

- Россия  пыталась защитить интересы российских  граждан, проживающих на территории Южной Осетии;

- Обеспечение  безопасности на территории Северного Кавказа;

- боязнь  признания России слабой и  уязвимой в случае невмешательства в конфликт;

- сохранение  своих экономических и политических  интересов ( препятствование размещению военных баз).

 

3.1. Особенности грузино-осетинского конфликта

Характерной особенностью военно-политического  конфликта в Южной Осетии с 07 августа 2008 по 13 августа 2008 го было активное использование  ведущими мировыми державами государственных  информационных структур. События в  Южной Осетии комментировали многие западные общенациональные газеты. И  взгляд на происходящее событие был  у каждой страны свой, исходя из политических интересов.  
Российские СМИ: В Цхинвале с 3 августа 2008 года работали специальные корреспонденты российских телекомпаний. В ночь на 8 августа в столице Южной Осетии находились съемочные группы Первого канала (Антон Степаненко, Кирилл Бутырин), телеканала «Россия» (Андрей Чистяков), НТВ (Руслан Гусаров, Пётр Гасиев), РЕН ТВ (Артем Васнев, Роман Симбуховский), ТВ Центра (Евгений Поддубный, Алексей Комаров, Алексей Степанов-Молодов), 5 канала, телерадиокомпании «Мир», Russia Today. Единственная иностранная съемочная группа, которая работала во время «Пятидневной войны» в городе — это группа украинского телеканала «Интер». К 9 августа большинство журналистов покинули зону конфликта.  
В российских СМИ августовскую эскалацию южноосетинского конфликта один раз назвали «геноцидальной агрессией режима Саакашвили», к действиям грузинской стороны применялся терминблицкриг (использовавшийся, впрочем, и западными СМИ).

Вице-спикер Госдумы России Любовь Слиска сравнила президента Грузии Саакашвили с Гитлером. 

19 августа в газете «Газета» была опубликована статья профессора Б. Соколова, в которой он выражал мнение, что «нынешняя российско-грузинская война при своей внешней молниеносности и успешности для России, скорее всего, в долгосрочной перспективе является военно-политическим и дипломатическим поражением Москвы.»

8 августа лидеры движений «Наши», «Россия Молодая», «Местные», «Молодая Гвардия» и «Новые люди» подписали заявление, в котором призвали своих сторонников к «информационной войне против режима президента Грузии Михаила Саакашвили» на всех интернет-ресурсах. 
Российские СМИ, такие как РИА Новости, Комсомольская правда вели постоянные репортажи с места событий, держа российскую общественность в курсе происходящих событий, также внимание уделяется и дезинформационной компании CNN и BBC. Анализ российской прессы показывает, что ее целью было донесение правдивой информации до российского потребителя, сформировать общественное мнение, проинформировать о информационной агрессии западных СМИ.  
Грузинские СМИ: 

По сообщению  секретаря Совета национальной безопасности Грузии Александра Ломая, российские СМИ ведут против Грузии «информационную войну». В связи с этим грузинские власти с 9 августапрекращают вещание на подконтрольной территории всех российских телеканалов, сообщил 8 августа вечером телеканал «Вести». 9 августа Грузия прекратила вещание всех российских телеканалов на своей территории, время вещания «Голоса Америки» на грузинском языке было увеличено. Позднее грузинские власти открыли доступ к ДТВ, ТНТ, СТС, «Культура», и запрещенными остались только телеканалы с новостными программами — Первый канал, Россия, НТВ, ТВ Центр и Вести. 9 августа Грузия заблокировала доступ ко всем сайтам в домене .ru. Разблокировка была осуществлена только 21 октября.

Западные  СМИ: События в Южной Осетии комментировали многие западные СМИ. Так, британский телеканал «Sky News» показал в новостном выпуске 8 августа видеосюжет об обстреле сёл Южной Осетии и столицы республики Цхинвали грузинской артиллерией в ночь на 8 августа, а на следующий день сопроводил его сообщением, что «Россия ведёт обстрел территории Южной Осетии, входящей в состав Грузии» 
Все представители западных СМИ базировались в Тбилиси и сообщали о разрушениях в грузинских городах Гори и Поти, военные объекты в которых подвергались не вполне точечным российским ударам с воздуха, что привело к жертвам среди мирного населения.

Анализ  публикаций «The New York Times» в период военных действий в зоне грузино-осетинского  конфликта с 08 августа по 13 августа, показывает, что негативный образ  России и ее лидеров в газете «The New York Times» формировался как агрессора, подстрекателя военных действий за счет применения в ее адрес и  правительства, таких ярких экспрессивно-окрашенных высказываний, например, как: «Россия  положила начало военной действительности»; «Россия провела авианалеты по грузинским целям», «авианалеты одобрены Кремлем», «военное вторжение России», «конфликт  в Грузии - передел власти в России», «российские военные самолеты напали на грузинские силы и гражданских  жителей в Цхинвали»; «Кремль  измывался и шантажировал своих соседей».

Информация о работе Особенности современных международных конфликтов (на примере грузино-осетинского конфликта)