Отношение студенческой молодежи к религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Как уже ранее отмечалось, сегодняшние студенты - это завтрашняя основа общества. Однако и сегодня студенты являются активной общественной группой, требующей несомненного изучения. Особенность студентов как объекта исследования заключается в том, что, с одной стороны, у студентов уже сформированы или находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а с другой стороны - студенты еще не способны активно влиять на процессы культурной и политической жизни общества.

Файлы: 1 файл

курсоваяДокумент Microsoft Word.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Введение 

Современное российское общество находится на сложном и  противоречивом этапе развития. Происходит трансформация не только политического, административного и экономического устройства, но и духовных основ  общества. Данный процесс в настоящее  время далек от своего завершения, которое можно понимать как оформление в более-менее постоянной форме устойчивых духовных ориентиров, разделяемых членами общества. Напротив, при кризисе идеологии старой (то есть советской) и фактическом отсутствии идеологии новой происходит резкая дивергенция (расхождение) духовно-культурных ориентиров у разных групп общества.  
При этом следует учесть, что так называемая «старая идеология» не умерла - она лишь перестала быть официальной идеологией государства. Сама идеология как некая система, пусть даже и искусственная, установок, требований и ориентиров жива до тех пор, пока живы ее носители. Идеология изначально есть нечто, сформированное некой группой или от имени некоей группы для более широкой группы. Однако, воздействуя на конкретных людей, идеология трансформируется в совокупность взглядов человека на социальную среду и свое место в ней, каковую совокупность принято именовать индивидуальным общественным сознанием, т.е. общественным сознанием индивида.

Поэтому реальная новая идеология сформируется и займет свое законное место в общественном сознании лишь тогда, когда новое поколение выйдет на общественно-политическую сцену в государстве.  
А поэтому, для того, чтобы узнать завтрашнюю картину общественного сознания нашего общества, необходимо изучать составляющие общественного сознания тех, кто завтра будет составлять основу этого  
общества.

Общественное сознание, как индивидуальное, так и общее, устроено таким образом, что отражает все аспекты сфер общества, каковых сфер, как  
известно, четыре: политическая, экономическая, правовая и духовная. Иначе, говоря, отражение данных сфер общества в том, что называется  
общественным сознанием индивида, так или иначе детерминировано теми факторами, которые являются по отношению к этому индивиду внешними и посторонними. И лишь духовная сфера общества устроена по закону, противоположному устройству трех первых сфер: здесь сами индивиды, сами члены общества определяют содержание сферы. Содержанием данной сферы являются такие явления, как культура, религия, наука не производительно-прикладная, а теоретическая, духовно-нравственная социализация молодого поколения, в какой-то мере информационная жизнь общества.

При этом понятно, что  должно существовать некое средство интеракции (Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей, интересов) между духовной сферой общества как объективной данностью, выраженной материальными и информационно-эстетическими предметами и явлениями, и той частью общественного сознания индивида - члена общества, которая отражает эту духовную сферу. Таким средством интеракции выступает религиозность.

Религия - явление, свойственное исключительно человеческому обществу, она - один из компонентов его духовной сферы. Религиозность же - явление, свойственное индивиду или какой угодно по объему группе людей, или обществу в целом (религиозность общества). При этом религиозность имеет и количественные, и качественные показатели. Количественные - это степень религиозности, выражающая степень вовлеченности индивида в культовую практику («воцерквленность») и степень адекватного понимания индивидом догматики той конфессии, к которой себя индивид причисляет. Качественные - это содержание религиозности, то есть, собственно, во что человек верит, что составляет объект его религиозных воззрений. При рассмотрении качественных показателей религиозности выделяют первичную и вторичную религиозность. Первичная религиозность, или  
религиозность конфессиональная - это самоопределение верующего относительно существующих конфессий, иначе говоря, это то, к какой конфессии верующий себя формально относит. Конфессию, к которой верующий себя относит, назовем декларируемой конфессией относительно этого верующего. Вторичная же религиозность - это конкретная для каждого человека совокупность его религиозных взглядов, каковая совокупность отнюдь не всегда соответствует догматике декларируемой конфессии.

Религиозная сфера - весьма важный элемент духовной сферы и  общества в целом. Поэтому изучение религиозной жизни общества, особенно содержания и степени религиозности общества в целом и отдельных его групп, является важной и насущной проблемой. Информация о состоянии и динамике данных показателей является ключом к пониманию всей культурной сферы общества, и необходимым условием для разработки и или изучения..такого..явления,.как..идеология.

Как уже ранее отмечалось, сегодняшние студенты - это завтрашняя основа общества. Однако и сегодня  студенты являются активной общественной группой, требующей несомненного изучения. Особенность студентов как объекта исследования заключается в том, что, с одной стороны, у студентов уже сформированы или находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а с другой стороны - студенты еще не способны активно влиять на процессы культурной и политической жизни общества.

Итак, с одной стороны, мы имеем необходимость изучения религиозной сферы общества, с  другой стороны, существует необходимость  исследовать перспективу данного  явления, каковую перспективу можно  проследить исходя из нынешнего состояния студенческой молодежи.  

 

    1. Студенческая молодежь как социальная группа

Студенчество - специфическая  социальная группа общества. Студенчество - специфическая страта молодежи, ее «самый организованный отряд», поскольку «обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования России»1.

В России студенчество изучается  более века2. Каждый исследователь вносит свои штрихи в портрет этой специфической социальной группы, акцентируя внимание на тех сторонах этого понятия, которые лучше отражают сущность студенчества в тот или иной период развития общества. В определениях и описаниях студенчества подчеркивается транзитный (переходный) характер этой группы, говорится, что студенчество - это весомая и передовая часть молодежи, отмечается тесная связь статуса студента с восходящей социальной мобильностью, подчеркивается гомогенность или гетерогенность указанной группы населения общества и т.д. Сохраняется (в последние годы даже усилилась) отмеченная еще 30 лет назад В.Т. Лисовским и А.В. Дмитриевым «неопределенность»3 - «в научной литературе еще нет достаточно полного определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о характере и специфике труда студенчества».

Неизменной во всех определениях остается характеристика студенчества как составной части молодежи, что позволяет соотносить его  с характеристиками этой социальной, социокультурной4 (не только социально-демографической!) группы, общности.

Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и, особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин. В 1995 г. и в 1999 г. соотношение по полу было: 40 (юноши): 60 (девушки). В 2003 г. их соотношение стало почти 30:70, в 2007 г. - Сохранились, конечно, отмеченные на предыдущих этапах мониторинга и весьма значительные различия по отдельным вузам. Зафиксировано сокращение доли мужчин в техническом и лесотехническом университетах, продолжает сохраняться и даже усиливается дисбаланс по полу в педагогических вузах. Правда, в рамках подготовки педагогов он значительно меньше, чем в реальной структуре педагогических кадров. Но это лишь подтверждает тревожную тенденцию последних лет: большинство юношей избирает педагогические вузы для получения высшего образования, а не для последующей работы педагогом4.

Несмотря на различия своего социального происхождения  и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе  производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его  специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

«Студенчество - это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве»5, т.е. студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. Студенчество, как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность.

Связь студент - вуз проявляется  многопланово.

• характер учебной деятельности студента во многом определяется обновлением содержания образования, педагогическими экспериментами и инновациями. В вузе он получает только знания и умения, формируется его потребность в непрерывном образовании, навыки самообразования2;

• общаясь с преподавателями и сверстниками (сокурсниками), студент приобретает столь необходимый для последующей жизни опыт общения в коллективе и умение соотносить свои интересы с интересами других; наличие такого опыта поможет молодому человеку адаптироваться в новом для него трудовом коллективе;

• именно в вузе (не только в нем конечно) у молодого человека формируются жизненные ориентиры и ценностные ориентации, во многом определяющие его дальнейший жизненный путь;

• наконец, обучение в вузе - это важный период профессионального самоопределения студента, когда подтверждается (или нет) его выбор профессии, происходит освоение профессий, требующих высокой квалификации, компетентности6.

Студенчество, являясь  составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей  с определенными социально значимыми  устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя  собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество – это  довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических  особенностей студенчества следует  отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить  обучение в вузе и таким образом  реализовать свою мечту о получении  высшего образования, большинство  студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения. Наблюдается тенденция снижения доли студентов, планирующих после окончания обучения работать по полученной специальности7.

Современный этап развития студенческой молодежи характеризуется ростом его общественной активности. Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов. Усиливается стремление объединяться для реализации общих интересов и потребностей. Развивается студенческое движение, появляется большое число студенческих объединений. Профсоюзное студенческое движение приоритетно выполняет функции социальной защиты. Разнообразные студенческие общественные движения реализуют социально значимые программы, поддерживают инициативы студенческой молодежи, организуют ее досуг.

Информация о работе Отношение студенческой молодежи к религии