Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:34, курсовая работа
Как уже ранее отмечалось, сегодняшние студенты - это завтрашняя основа общества. Однако и сегодня студенты являются активной общественной группой, требующей несомненного изучения. Особенность студентов как объекта исследования заключается в том, что, с одной стороны, у студентов уже сформированы или находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а с другой стороны - студенты еще не способны активно влиять на процессы культурной и политической жизни общества.
Результаты Федерального опроса РОС показывают, что число студентов с религиозной самоидентификацией значительно превосходит количество относящих себя к нерелигиозным, что соответствует общему положению в стране.
В качестве одной из объясняющих
причин отношения к религии
Исследования в среде российских студентов свидетельствуют о более низких количественных показателях их религиозного поведения, а также о несоответствии между достаточно высоким уровнем их религиозности, отмечаемым в ходе опросов, и фиксируемым образом жизни как в области религиозной жизнедеятельности (в частности, отправление религиозных обрядов), так и во внерелигиозной сфере26. В целом отечественные социологи констатируют у студенческой молодежи (независимо от степени религиозности) «превалирование светских ценностей»27.
В то же время Н.В. Клинецкая, пытаясь объяснить небольшое число молодых людей, полагающих себя атеистами (14-16% - опрос учащейся молодежи 2001-2002гг. в Санкт-Петербурге), соотносит это с тем, что многие из них считают себя верующими в душе, при этом вера у них не обязательно религиозная28. Аналогичные выводы делает Т.И. Варзанова. На основе данных опроса, проведенного Центром социологических исследований МГУ в апреле 1998 г. среди студентов МГУ им. М. В. Ломоносова. МАТИ и РГТУ им. К.Э. Циолковского (по 58 чел. в каждом вузе), она отмечает, что «молодежь если не «обращается к Богу», то постепенно адаптируется к религии, усваивает церковные традиции, участвует в церковных обрядах, ставит свечи перед иконами за себя и за близких, однако делает это не столько в силу религиозной потребности - веры, сколько из чувства долга перед родными или из-за суеверия, «на всякий случай»29. Также Т И. Варзанова констатирует «возникновение и развитие у значительной части современной молодежи «невидимой религии», но не тайной, «катакомбной», как в годы господства атеизма, а внутренней, «приватной», по выражению американского социолога Т. Лукмана. т.е. не нуждающейся во внешнем церковном проявлении»30.
Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считает себя сторонниками традиционных религий.
Сказывается
здесь среди прочих причин
тесная связь религиозного и
национального самосознания. Отрицая
свою религиозность при
Само мировоззрение, в том числе и религиозное, многих молодых людей далеко от "монолитности", его характеризует довольно сложная структура и размытость. Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные силы 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии32.
Уважение
к своим национально-
Популярность этого тезиса в общественном мнении молодежи подтверждает и то, что в поддержку духовно-нравственной деятельности религиозных организаций выступают представители всех мировоззренческих групп (верующие в Бога- 56,1%, колеблющиеся - 52,4%, верующие в сверхъестественные силы - 58,4%, индифферентные - 35,0%, неверующие - 34,2%), а также конфессиональных групп (православных -56,0%, мусульман - 60,0%, католиков - 75,0%, протестантов - 64,3%, буддистов -50,0%).
Таким образом,
большинство молодежи, положительно
относясь к возрастанию
Сегодня религия стала необходимой составляющей жизни россиян. «Преодолены ранее бытующие... стереотипы (типа «религия мешает развитию нации», «религия - удел старушек»)»33. Религиозные студенты, по данным опроса в г. Иванове, более активны в общественной деятельности, чем нерелигиозные.
Общественная активность религиозной молодежи получает новое развитие. Так в Москве 6 мая 2007 года в Российском государственном социальном университете состоялся. Первый православный студенческий форум «Вера и дело», организованный по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II силами православной молодежи и православных молодежных организаций: «Молодая Русь». «Георгиевцы!», Центра духовного развития молодежи (Свято-Данилов монастырь), службы добровольцев «Милосердие», «Колокол», «Маронцы» (молодежь из храма св. Марона пустынника), членов редакции Интернет-сайта «Татьянин день», православного молодежного журнала «Наследник» и др. В Форуме приняли участие студенты более 40 вузов Москвы - РГСУ, МГУ, МГИМО, ПСТГУ, МГПИ, РГУ нефти и газа, ГИТИС и др., а также из Приднестровья, Подмосковья, г. Волгограда, г. Ростова. На сайте РГСУ было отмечено, что «одна из основных особенностей Форума заключается в том, что он был организован специально для православной студенческой молодежи, как наиболее активной и предприимчивой»34. В приветствии Форуму Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в выступлениях епископа Бронницкого Амвросия, Президента Российского фонда культуры Н.С. Михалкова, известного телеведущего М. Леонтьева, московских священников, активно работающих с молодежью, и студентов подчеркивалось, что «православный христианин в нашем мире должен быть свидетелем и проповедником воскресшего Христа, патриотом своего отечества, социально активным человеком»35.
Однако в современном мире «нет одномерного однолинейного влияния религии на жизнь людей»36. Так, «сейчас на вопрос: «Верите ли вы в Бога?» многие отвечают утвердительно. «Я верю в Бога» - стереотипный ответ, связанный с тем, что в России религия играет идеологическую роль. Но стоит копнуть глубже, как выясняется, что религиозность россиян аморфна и хаотична», - отмечает известный социолог религии Д.Е. Фурман37.
Одна из причин такого положения заключается в том, что в нашей стране несколько поколений людей практически не имело никаких отношений с институциональными религиозными организациями и было знакомо с какими-либо вероучениями и практиками лишь в минимальной степени. Религиозная жизнь была ограничена церковной оградой.
Заключение
Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более 50%) неопределившихся - колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и, при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями, не готова в настоящее время к их решительной переделке.
Таким образом, в целом отношение современного молодого человека к религии является производной от встречи и установившегося типа взаимодействия светской и религиозной культур в пространстве его жизненного мира. Отсутствие религиозности соответствует фактическому вытеснению личностью религиозной культуры из своего жизненного мира. В первом случае человек замыкается внутри привычной ему светской культуры, отстраняясь от активного усвоения религиозных позиций. Во втором случае он инициирует активное взаимодействие между элементами светской культуры, которую впитал «с молоком матери», и актуальными элементами религиозной культуры той религии, которую он желает исповедовать.
Наметившийся ценностный «разрыв» российской светской культуры при формировании отношения к религии не проявился, и поляризация ценностей не является определяющим фактором обращения молодых людей к религии или дистанцирования от нее. Исходя из этого обстоятельства, прогнозировать в обозримом будущем непримиримый ценностный конфликт между светской и православной религиозной культурами в сознании молодежи нет достаточных оснований.
"Взрыв поверхностной религиозности" студенческой молодежи, "мода" на религию38 объясняются, прежде всего, тем, что в религии молодежь находит противоядие, способное сохранить, укрепить и расширить человеческую солидарность – спасти общество как единую целостность – и дать душе человека успокоение и облегчение в условиях кризисного социума.
Вера для молодых приобретает многозначный смысл: это и знак групповой принадлежности, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность. В то же время нельзя не видеть в этом процессе стремление защититься от жестокой действительности. Видимо, многоаспектность феномена веры и обусловила столь высокий процент молодежи, признающей значимость религии в своей жизни. Такое массовое усиление религиозности, как правило, - результат неудовлетворенности восприятием окружающего мира, множества его проблем, попытки познать мир и выработать определенный взгляд на него. К чему приведут установки студенческой молодежи на духовность через несколько лет покажет будущее.
Список литературы
1 Резолюция Всероссийского студенческого форума. М., 2001. С. 4.
2 Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. СПб., 2000.
3 Гражданская культура современного российского студенчества/Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко. Екатеринбург: Маска, 2007. С. 136.
4 Гражданская культура современного российского студенчества/Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко. Екатеринбург: Маска, 2007. С. 140.
5 Гражданская культура современного российского студенчества/Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко. Екатеринбург: Маска, 2007. С. 147.
6 Трубецкой С.Н. Университет и студенчество//Социология, 2004. № 3-4. С. 182.
7 Гражданская культура современного российского студенчества/Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко. Екатеринбург: Маска, 2007. С. 156.
8 Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т, Социология молодежи. Екатеринбург, 2006. С. 216-251;
Журавлев В.В., Родионов В.А., Цепляев А.Н. социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. М., 2002.
9 Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х – социокультурная динамика//Социс, 2000. № 12. С. 61.
10 Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. 2-е изд., дополненное. Екатеринбург, 1999. С. 418.
11 Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. 2-е изд., дополненное. Екатеринбург, 1999. С. 419.
12 Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. 2-е изд., дополненное. Екатеринбург, 1999. С. 420.
13 Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. 2-е изд., дополненное. Екатеринбург, 1999. С. 429.
14 Там же.
15 Там же.
16Гараджа В. И. Социология религии. - М.: ИНФРА-М, 2005.
17 Гараджа В. И. Социология религии. - М.: ИНФРА-М, 2005. С. 221.
18 Гараджа В. И. Социология религии. - М.: ИНФРА-М, 2005. С. 222.
19 Гараджа В. И. Социология религии. - М.: ИНФРА-М, 2005. С. 223.
20 Гараджа В. И. Социология религии. - М.: ИНФРА-М, 2005. С. 224
21 Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. С. 296-301.
22 Лопаткин Р.А. Религиозность// Социологическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.Н. Иванов. Т. 2. М. 2003. С. 336.
23 Введение в общее религиоведение / Под. ред. И.Н. Яблокова. М., 2001. С. 302-303.
24 Введение в общее религиоведение / Под. ред. И.Н. Яблокова. М., 2001. С. 303.
25 Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М., 2000. С. 174-175.
26 Варзанова Т.И. Студенты верят в Бога и «большую любовь» // Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей / Под. ред. В.Т. Лисовского. СПб., 2000. С. 362-376;
Кобзева Н.А. Особенности религиозности студентов (На примере православия)// Социс. 2006. № 10. С. 143-146.
27 Варзанова Т И. Студенты верят а Бога и «большую любовь» С. 366-376;
Информация о работе Отношение студенческой молодежи к религии