Отношение студенческой молодежи к религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Как уже ранее отмечалось, сегодняшние студенты - это завтрашняя основа общества. Однако и сегодня студенты являются активной общественной группой, требующей несомненного изучения. Особенность студентов как объекта исследования заключается в том, что, с одной стороны, у студентов уже сформированы или находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а с другой стороны - студенты еще не способны активно влиять на процессы культурной и политической жизни общества.

Файлы: 1 файл

курсоваяДокумент Microsoft Word.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Нибур сформулировал вопрос более  радикально: может ли вообще организация, наделенная чертами секты, пережить первое поколение ее основателей и продолжать свое существование, стабильно сохраняя первоначальные характеристики? Не ведет ли процесс социализации уже второго поколения сектантов к тому, что у Вебера называлось рутинизацией харизмы? Нибур пришел к выводу, что секта существует не дольше жизни первого поколения; во втором поколении она становится уже чем-то другим, а именно - деноминацией.

Нибур описывает, таким  образом, секту - деноминацию - церковь  как этапы в процессе развития религиозной организации. Движущая сила этого процесса, согласно Нибуру, - приспособление христианства "к кастовой системе мира", "слишком поспешный и далеко заходящий компромисс между христианством и миром"17. Разделение на конкурирующие деноминации противоречит фундаментальным ценностям и учению христианства. Приспособление христианства к обществу с социальными предрассудками и социальным неравенством имплицитно содержит отрицание христианских ценностей, христианского братства, противоречит Божественному Закону. Согласно Нибуру, выделение сект означает попытку восстановить и подтвердить христианскую заботу о социальной справедливости и равенстве. Источник религиозных расхождений - социальная стратификация общества, которая приводит к разногласиям между людьми, исповедующими одну и ту же веру. Но спустя какой-то период времени возникшие на волне протеста христианские группы обнаруживают склонность к компромиссу с обществом, приспособлению к ценностям секулярного мира, социальному неравенству. Это тенденция к образованию церковного типа организации религиозных групп, в свою очередь вызывающая вновь сектантскую реакцию в целях реанимации духа христианской веры.

Первое поколение членов секты подчеркивает свое "обращение" (принятием веры во взрослом состоянии, строгим следованием ее предписаниям, "жизнью по вере"). Но это поколение начинает осуществлять программу религиозного воспитания своих детей, так что дети становятся членами группы уже в силу знаний о вере, полученных от взрослых. Личное обращение в истинную веру и драматическое изменение жизни, сопутствующее обращению, перестают превалировать. Часто следующее поколение уже пользуется большим благосостоянием, перестает быть бесправным. Секта постепенно институализируется, появляется профессионально обученное духовенство, происходит отход от принципа личного обращения как основы членства, приспособление к социальной разобщенности общества, неравенству. Ключевым в этом процессе является отказ от преображения жизни посредством "обращения" в истинную веру в пользу программы религиозного обучения: религия перестает быть результатом спонтанного и эмоционального "преображения", обращения в веру как обретения новой жизни. Исчезает первичный критерий различения секты и церкви - ценностный, лежащий в сфере социальной этики.

Толчком к продвижению  от церкви к группе другого типа, секте, может быть конфликт между  групповой идеологией (вероучением) и ценностями большого общества.

Христианство взывает  к чувству братства между всеми  людьми, которые должны быть людьми свободными. Конфликт между этими императивами и социальной реальностью - неравенством, предубеждениями, враждой - может вызвать в группе раскол (схизму): одни могут склоняться к большей "реалистичности" и компромиссу, другие - призывать к возвращению первоначальной чистоты веры и строгому следованию заповедям18. Подобный конфликт может породить схизмы и обусловить появление новых групп.

Многие социологи считают, что представление об обязательном переходе от секты к деноминации  является спорным. Во всяком случае, очевидно, что некоторым сектам удается существовать на протяжении ряда поколений. Следовательно, есть факторы, которые способны предотвратить или по крайней мере задержать на время превращение секты в церковь: строгая дисциплина вплоть до исключения колеблющихся (такое строгое отношение часто интерпретируется как результат стремления лидера удержать власть в секте, но на самом деле это условие выживания секты, если она не хочет пойти путем церкви); самопополнение и запрещение браков "на стороне" и др. Эффективность таких механизмов была подтверждена в ряде исследований.

Таким образом, судьба сект неодинакова: одни распадаются, другие, вписавшись в общество, расширив свои ряды и развив бюрократическую структуру, превращаются в деноминацию, третьи (например, квакеры) достаточно эффективно используют средства самосохранения.

При всех различиях церкви, деноминациям и сектам свойственно  нечто общее: в их рамках относительно прочно определены место и роль каждого  их члена. Но существуют такие религиозные группы, которые, являясь аморфными, выживают главным образом благодаря харизматическому лидеру. Г. Беккер, имея в виду современное общество, выделил и описал такую форму религии, которая держится исключительно на энтузиазме ее приверженцев, не опираясь на организацию; Беккер назвал такую религиозную форму "культом"19.

В настоящее время  этот термин используется для обозначения  различных образований. Это может быть малая религиозная группа, сплоченная, без бюрократической структуры, возглавляемая харизматическим лидером, часто использующая эзотерические и оккультные идеи, - такое образование можно рассматривать как начальную стадию образования секты (харизматическая секта); это может быть совокупность людей, объединенных общим взглядом на какой-то узкопартикулярный аспект действительности (эзотерическая вера), людей, объединенных чисто духовным интересом и не прибегающих к организационным связям, дисциплине, обязательствам. Обычно (но не обязательно) в этой группе есть харизматический лидер. Это, например, люди, увлеченные парапсихологией, верящие в жизнь после смерти, в возможность общения с духом умершего и т.д. Они могут одновременно принадлежать к обычным церковным группам, основным деноминациям, иметь профессию, образование. Чтобы войти в такое сообщество, не нужно никаких формальных актов, никакого разрешения. Культ в таком смысле не является началом развития секты, это самостоятельный тип религиозного феномена. Основные его признаки - отсутствие структуры и связи между верованиями и другими областями жизни.

Наконец, слово "культ" употребляется как обозначение начальной фазы развития новой религии. Отличительный признак - требование полного разрыва с существующими религиозными традициями. В этом их отличие от сект, которые всегда ориентируются на возвращение к истинным истокам веры, сознают себя как сохранение "древней веры" в ее чистоте. Культ же предстает как нечто новое, как более "современная", "передовая" религия, появление которой лишает ценности и смысла традиционные выражения веры. Для таких движений неважна преемственность с существующими религиями, они не ищут в такой преемственности своей легитимации. Культам часто присущ мистический или экстатический опыт, а не апелляция к письменным источникам. В принципе, культ, подобно секте, также способен к институализации. В то же время враждебное отношение окружения может вызвать превращение секты в культ. Такой переход облегчается наличием общих черт: отсутствие внутренней сложной организации и отрицание по крайней мере некоторых ценностей секулярного общества. Чаще всего культ или перестает существовать, или превращается в институализированную религию. Часто культ является импортированным и для данного общества чем-то новым. Упадок традиционных религий, вызванный развитием процессов секуляризации, способствует успеху, усилению влияния новых религиозных движений20.

Примеры современных  культов - спиритуализм, трансцендентальная медитация, увлечение НЛО, астрологией.

Функции религии  в обществе

Выделяются  четыре основные функции религии  в обществе:

1)     интегративная,

2)  регулятивная,

3)  психотерапевтическая,

4)  коммуникативная.

1. Интегративная  функция религии была достаточно  полно раскрыта 
Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов 
Австралии, обратил внимание на то, что религиозные символы, ценности, 
обряды и обычаи способствуют сплоченности, обеспечивают устойчивость 
и стабильность первобытных обществ. 

Стабилизирующая роль религии проявляется в следующем:

1) будучи институционализированной, официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого сама является;

2)      если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущие им универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранению интегративной функции религии.

2.   Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность   церковных   организаций,   так   и   неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.

3.   Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.

4.   Коммуникативная функция проявляется прежде всего по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом. Богообщение является высшим видом общения, и соответственно общение с ближними приобретает второстепенный характер21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Религиозность студенческой  молодежи

Важнейшее операциональное  понятие социологии религии - религиозность, которая определяется как «социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков)». В ее структуру входят интеллектуальный (когнитивный), эмоциональный и деятельностный компоненты. В содержательном плане интеллектуальный компонент религиозности представлен религиозными идеями, верованиями, мифами..., эмоциональный - религиозными чувствами и переживаниями, деятельностный - религиозной деятельностью, религиозным поведением, культовой практикой, религиозными отношениями и связями»22.

В соответствии с наличием (либо отсутствием) и интенсивностью религиозных (либо нерелигиозных) признаков, а также с положением в системе жизненных ориентации личности может выстраиваться следующий типологический ряд.

1. Религиозные с доминантной религиозной ориентацией прочно верят в основные положения вероучения, осознают себя членами определенной религиозной общности. Регулярно совершают акты культового действия, главный мотив которых - религиозный. Играют активную роль в религиозной группе, распространяют религиозные взгляды. Религиозное сознание существенно влияет на мотивацию социальной деятельности...

2. Религиозные с подчиненной  религиозной ориентацией верят  лишь в самые существенные  положения вероучения и, как  правило, осознают себя членами  определенной религиозной общности. Культовые действия совершают  нерегулярно, религиозный мотив участия в них может оказаться неглавным. Активной роли в религиозной группе не играют, не принимают деятельностного участия в распространении религиозных взглядов...

3. Колеблющиеся с неустойчивой  религиозной ориентацией испытывают  колебания между верой и неверием, обнаруживают сомнения в истинности даже основных и существенных положений вероучения. Могут входить в какую-либо религиозную общность. Культовые действия совершают редко, участвуют лишь в наиболее важных религиозных праздниках и обрядах, чаше всего под влиянием нерелигиозных мотивов. Они не имеют постоянных связей с религиозной группой, религиозные взгляды не распространяют. Религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности...

4. Индифферентные не обнаруживают какой-либо ориентации в отношении к религии и религиозности, не имеют религиозной веры, не верят в истинность положений учения, не относят себя к религиозной общности. Культовых действий не совершают, хотя не исключены отдельные подобные акты по нерелигиозным мотивам. Они безразличны, но терпимы к религии и религиозности. Социальная деятельность стимулируется безрелигиозными мотивами...

5. Атеисты не верят в положения вероучений, не обладают религиозной верой, культовых и внекультовых религиозных действий не совершают. Имеют осознанные атеистические убеждения и ориентацию, обладают тем или иным объемом атеистических знаний. Атеистические мотивы принимают во внимание при выборе видов социальной деятельности...»23.

Необходимо отметить, что атеизм нельзя отождествлять с антирелигиозным течением. В когнитивном плане он базируется на философско-материалистическом взгляде на мир и является одним из его аспектов.

Кроме того, по мнению И.Н. Яблокова «на стыке религиозности  и нерелигиозности находятся те, кто, не имея свойств религиозного сознания, не испытывая религиозной веры, обнаруживает повторяющиеся с той или иной частотой признаки религиозного поведения, стимулируемого нерелигиозными мотивами (посещение храма, чтобы послушать музыку, участие в религиозном празднике с целью общения и т.д.). Их можно было бы назвать ритуалистами, а соответствующее им свойство - в отличие от религиозности - ритуалистичностью»24.

В соответствии с типологической схемой рассмотрим результаты Федерального опроса РОС, в частности, выявим уровень религиозности и нерелигиозности студентов, т.е. их количественные доли.

Ответы студентов свидетельствуют  о том, что значительное большинство  респондентов относит себя к категории  «религиозные с подчиненной религиозной ориентацией». Количественные признаки религиозных с доминантной религиозной ориентацией отмечаются у 8% опрошенных студентов, однако тех, кто является носителем институциональной религиозности (членство в общине) совсем немного - 1%. Столь же мало и стоящих на позициях атеизма - 2%. Позицию «не верю, но признаю право каждого выбирать между верой и неверием» определили 9% респондентов.

Информация о работе Отношение студенческой молодежи к религии