Отношение студенческой молодежи к религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Как уже ранее отмечалось, сегодняшние студенты - это завтрашняя основа общества. Однако и сегодня студенты являются активной общественной группой, требующей несомненного изучения. Особенность студентов как объекта исследования заключается в том, что, с одной стороны, у студентов уже сформированы или находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а с другой стороны - студенты еще не способны активно влиять на процессы культурной и политической жизни общества.

Файлы: 1 файл

курсоваяДокумент Microsoft Word.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

Социально значимой чертой студенчества является также напряженный  поиск смысла жизни, стремление к  новым идеям и прогрессивным  преобразованиям в обществе. Эти  стремления являются положительным  фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

Современная молодежь –  люди совершенно новой формации, период социализации пришелся на эпоху рыночных реформ, расцвета «дикого» капитализма в России. Трансформация ценностного сознания студенческой молодежи происходит особенно болезненно, поскольку на социальное самочувствие молодых людей влияют самые разнообразные кризисы – самореализация, социализация, доверия социально-политическим институтам общества.

Можно выделить четыре группы ценностных ориентиров по степени их приоритетности для студенчества. На первом-втором местах – с большим  отрывом от других – здоровье и  семья. Собственно, меняясь местами, они фигурируют во многих исследованиях8. При этом в отношении студентов (да и молодежи в целом) особенно проявляется разрыв между вербальной значимостью этой ценности и реальным поведением большинства, весьма далеким от норм и требований валеологической культуры, здорового образа жизни. Весьма противоречиво в студенческой среде соотношение между признанием ценности семьи и реальным отношением к браку и семье. Все более возрастает самоценность семьи – акцент с традиционного институционального ее понимания переносится на неформальные, межличностные отношения. Поэтому столь спокойно в молодежной среде относятся к добрачным связям, гражданскому браку.

Следующая группа ценностных ориентаций (в пределах 20-30%) объединяет весьма разнородные ценности – от денег до свободы. Однако в современной ценностной структуре молодежи связь между деньгами и работой весьма неоднозначна. Для какой-то части молодежи деньги стали самоценностью, для них они действительно «не пахнут». Но значительная часть студентов сегодня работают и начинают по-иному относиться к заработанным деньгам. И самое главное – в студенческой среде все более преобладает понимание зарплаты как достойной (или недостойной) оценки их труда.

Третья группа охватывает те ценности, которые значимы для 10-20% респондентов. Среди них – успех, профессионализм, безопасность и свое дело, бизнес.

Таким образом, студенчество представляет собой не только передовой отряд молодежи, но и, будучи высокообразованной и высококультурной частью общества, студенчество выступает как инновационный резерв и потенциальная элита общества в целом, которая аккумулирует в своих идеях потенциал будущих политических, культурных и экономических преобразований в обществе9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Религия как  социальный институт

Одним из наиболее древних и широко распространенных социальных институтов является религия. Ее значимость как социального явления  была очевидна для всех классиков  социологии, начиная с Конта. Однако наибольший вклад  в социологическую  разработку проблем религии внесли К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Этот вклад определяется не только содержательной насыщенностью их концепций, но и влиянием на последующее развитие социологической мысли и практическую деятельность в отношении религии, осуществляющуюся в странах с различным общественным и государственным строем10.

Подходы к религии: Маркс, Дюркгейм, Вебер

Кратко охарактеризуем взгляды каждого из трех названных  социологов. Считая религию объективно неизбежным социальным явлением, К. Маркс рассматривал ее как искаженное и фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними природных и социальных сил. Характеризуя религию как «опиум для народа», он подчеркивал ее социальную роль в качестве средства и инструмента обслуживания интересов господствующих классов, усиления эксплуатации трудящихся. Главным признаком религии считалась вера в сверхъестественное (хотя существует немало религиозных систем, например буддизм и индуизм, где этот признак практически не присутствует). Именно от Маркса пошло противопоставление науки и религии как двух антиподов. Нетрудно обнаружить, что в целом это был негативный подход к религии как социальному институту.

Влияние марксовой  концепции религии оказалось довольно сильно повлияла на многие социалистические и коммунистические теории. Что же касается ее практической роли, то необходимо сказать о резко отрицательном отношении к религии в странах, входивших в прошлом в мировую систему социализма, в первую очередь СССР. Достаточно вспомнить тяжелейшие страницы его истории, особенно в первые десятилетия существования, отмеченные антицерковной вакханалией: разрушением храмов, превращением их в клубы либо в склады, преследованием священнослужителей, системой жестких запретов, шедших от «отделения церкви от государства», и т.п.

Принципиально иные социологические подходы, получившие в будущем наибольшее распространение, были сформулированы Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Дюркгейм («Элементарные формы религиозной жизни», 1912) обратил особое внимание на интегративную роль этого социального института, поскольку принятие людьми религиозных ценностей, норм, отправление обрядов способствовало их социальной сплоченности, стабильности общества. Французский социолог анализировал религиозные символы, культовые действия и ритуалы на примерах примитивного общества и присущего ему тотемизма (веры в незримое родство между людьми и каким-либо видом животных, растений или даже неодушевленных предметов). Все это оказалось действительным и в более поздних обществах. Даже некоторые современные ритуалы христианства сохранили черты тотема. Так, преломление хлеба и глоток вина символизируют приобщение к святому духу Христа (поскольку вино и хлеб — это тотем, символизирующий его кровь и тело).

Значение концепции  религии Дюркгейма состоит, прежде всего, в теоретическом и эмпирическом обосновании в качестве наиболее значимой интегративной функции этого социального института. Отсюда вытекала необходимость не борьбы с ним, а его всесторонней (в том числе и государственной) поддержки11.

М. Вебер рассматривал религию как человеческий ответ на все без исключения вопросы бытия, включая жизнь, болезни, смерть. В этом смысле она играет чрезвычайно важную роль в жизни, как общества, так и отдельных социальных групп и индивидов. Если Дюркгейм акцентировал внимание на интегративной функции и социальной роли религии, то Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1904) анализировал влияние религиозно-этических установок на характер и способ осуществления экономической деятельности, на формы ее мотивации и на то, как те или иные типы ведения хозяйства изменяют религиозно-этические принципы. Вебер стремился доказать, что именно они были основными стимулами развития капиталистической экономики.

Заслуга Вебера состоит в том, что он осуществил сравнительный анализ различных мировых религиозных систем и дал их классификацию, остановившись наиболее подробно и глубоко на высокоразвитых формах религиозной жизни («Хозяйственная этика мировых религий», 1916 - 1919). Немецкий социолог показывает, у каких социально-профессиональных групп доминирует интеллектуально-догматическое содержание либо ритуальное, обрядовое, культовое начало. Так, рационалистический базис присущ преимущественно религии городских сословий и ремесленников, тогда как магические элементы характерны для крестьянства и земледельцев, которые зависят больше, чем горожане, от внешних, природных условий12.

Институциональный подход к религии у Вебера особенно ярко проявился в его анализе отличий церкви от секты. Первая становится составной частью общественного устройства, получая поддержку от государства, является формальной организацией, объединяет вокруг себя большое количество людей, имеет в своей структуре группу лиц, профессионально занимающихся религиозными проблемами (клир). Церковные ритуалы формализованы, а участие верующих (мирян) в жизни церкви строго регламентировано. Что касается секты, то это неформализованная общность с относительно небольшим числом верующих, не только не получающая поддержки от государства, но, наоборот, находящаяся в противостоянии ему. Секта не имеет в своем составе профессионалов, а основателем ее является харизматическая личность.

Некоторые современные представления о  религии

Веберовская концепция религии существенно  повлияла на последующее развитие ее социологических исследований. Прочерченная им линия взаимосвязи и взаимовлияния религии и экономики оказалась привлекательной. И сегодня на Западе многие ищут пути активизации трудового начала в жизни людей путем использования религиозно-этических принципов протестантизма. Неовеберианство в социологии религии притягивает внимание все новых и новых исследователей.

В современной западной социологии существует несколько точек  зрения на религию. Наиболее характерная принадлежит известному американскому исследователю Р. Белле, согласно которому религия «представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт — как познавательный, так и эмоциональный»13. В другой работе он уточняет свое понятие религии, рассматривая ее как «набор символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования»14.

Как видно, здесь остается неявным институциональный подход к религии. В более четкой форме он выражен у американских социологов Ч. Глока и Р. Старка, определявших религию как «институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые предоставляют людям возможность решать вопросы, связанные с предельными категориями человеческого бытия»15.

Ценностно-нормативный и поведенческий  аспекты религии         

        С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система из двух взаимосвязанных уровней:

1) ценностно-нормативной  модели, включающей в себя совокупность верований, символов, и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными;

2) структуры  поведенческих образцов, управляемых  и регулируемых посредством религиозных норм и верований.

Исключительно важная роль в ценностно-нормативной  системе религии принадлежит религиозной символике, такой как крест и распятие Иисуса Христа, само церковное строение, символизирующее устремленность верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п.

Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Различают два основных вида культовых действий:

1)     магические (колдовские);

2)  умилостивительные.

Значение  последнего заключается в том, что  верующие в ходе совершения религиозного действия обращаются к объекту поклонения с различными просьбами и пожеланиями, относящимися к личным судьбам верующих и событиям, происходящим в окружающем мире.

Типология религиозных  организаций

Понятия "церковь" и "секта" - идеальные типы разных моделей религиозной организации. Реально существующие религиозные организации практически никогда не соответствуют этим моделям по всем показателям. Однако эти понятия имеют эвристическую ценность. Они помогают разрабатывать типологию религиозных организаций. Оказалось, что с помощью этих двух понятий невозможно описать все многообразие религиозных организаций - существуют еще и другие, промежуточные и отклоняющиеся формы.

Изучая религиозные  организации в США, Р. Нибур обратил  внимание на то, что секты со временем утрачивают типические для них черты. Замкнутый характер и элитарность уступают место готовности принять в свои ряды любого, принимающего вероучение; такой признак как "сознательное вступление" утрачивает прежнее значение, поскольку большинство членов общин вербуются из семей единоверцев и получают соответствующее воспитание с детства. Отрицание или безразличие к "миру" уступает место "принятию" или активной поддержке существующих социальных порядков.

Но претерпевшие такие  изменения общины баптистов, методистов и других религиозных объединений не могут считаться в полном смысле церковью, поскольку не могут претендовать на универсализм, т.е. на массовое распространение среди разных социальных слоев. Дело не только в численности. Эти объединения не могут служить символом национальной идентичности или преданности государству.

Этот тип религиозной  организации Р. Нибур назвал "деноминацией" -промежуточной формой между церковью и сектой. Нибур считал деноминационализм  типично американским явлением, связанным с установившимся в американском обществе религиозным плюрализмом, отсутствием такой организации, которая могла бы претендовать на статус государственной церкви16.

Существуя во многих европейских  странах в качестве церкви, лютеранство, например, является одной из крупных деноминации в Америке (всего их насчитывается свыше 200 в стране).

В то время как церкви стремятся  охватить своим влиянием большинство  членов общества, а секты - лишь "избранных", деноминации конкурируют между  собой, стремясь привлечь новых членов, не рассчитывая при этом завоевать позиции такого масштаба, как государственные религии.

Нибур обратился к вопросу о  социальных источниках американского  деноминационализма, опираясь на работы Трёльча и Вебера. В частности, Вебер анализировал процесс рутинизации харизмы, составным компонентом которого был переход от "личной харизмы" к "харизме должностной". Иными словами, со временем религиозная организация претерпевает неизбежные изменения. Всякое новое религиозное движение, возникавшее в прошлом, например христианство, или возникающее в настоящее время, на первых этапах представляет собой спонтанное движение, более или менее массовое, не имеющее четко установленных ритуалов, догматов вероучения, организационных форм. Все держится на харизматической фигуре - личности основателя религии. И чаще всего эти движения носят оппозиционный характер, противопоставляют себя обществу, в котором действует церковь, и самой церкви. Неудовлетворенность обществом и действующей церковью приводит к религиозному протесту, чаще всего организованному в виде сектантского движения.

Информация о работе Отношение студенческой молодежи к религии