Пенсионное обеспечение и пути её реформирования в социальной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Охарактеризовать уровень пенсионного обеспечения инвалидов.
Задаи исследования:
1. Изучить проблемы пенсионного обеспечения в теории социальной политики.
2. Проанализировать пути пенсионного реформирования в социальной политике.
3.Охарактеризовать основные направления пенсионного реформирования в РФ в начале 21 века.
4. Описать пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.

Файлы: 1 файл

курсовик по соц. политике.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Пенсионное  обеспечение рассматривается как  базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30% жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения. Особенно важное значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки, происходящей в России, где в настоящее время численность престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, составляет свыше 26,3% общей численности населения.

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ, в которой отмечено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (п. 2 ст. 7) [9;19].

Сегодня инвалиды относятся к наиболее незащищённым категориям населения. Низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства инвалидов, не гарантирует даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, низкие размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, уровень социального обслуживания, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране [17].

Данной проблемой  занимались многие исследователи. Они раскрывают различные аспекты этой проблемы: Л.Вульф, Л.Самойлова, О.Синявская, Т.Малеева и другие анализируют пенсионную реформу РФ; А.К.Соловьёв, Е.Азарова, М.С.Норекян и другие раскрывают сущность пенсионного обеспечения в РФ и в зарубежных странах; Е.И.Холостова, М.Беллерман, Т.В.Черпухина и другие в своих работах дают характеристику инвалидов как категории населения; Е.Р.Ярская-Смирнова, М.Э.Дмитриев, П.В.Романов и другие рассматривают пенсионное обеспечение инвалидов. Но, несмотря на анализ данной проблемы в литературе проблема пенсионное обеспечение инвалидов является недостаточно изученной.

Проблема исследования: Каков уровень пенсионного обеспечения инвалидов?

Объект исследования: Пенсионное обеспечение в социальной политике социального государства.

Предмет исследования: Пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.

Цель исследования: Охарактеризовать уровень пенсионного обеспечения инвалидов.

Задачи исследования:

1. Изучить проблемы пенсионного обеспечения в теории социальной политики.

2. Проанализировать пути пенсионного реформирования в социальной политике.

3.Охарактеризовать основные направления пенсионного реформирования в РФ в начале 21 века.

4. Описать пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.

Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, контент-анализ.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Пенсионное обеспечение и пути её реформирования в социальной политике.

I.1. Проблемы пенсионного обеспечения в теории социальной политики.

Социальная политика – это наука изучающая взаимоотношение социальных групп как устойчивых элементов социальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом, социальных слоёв, социальных групп и отдельного человека[21] .

Социальная политика государства  – одно из направлений его деятельности по регулированию социально –  экономических условий жизни  общества. Суть социальной политики заключается  в поддержании отношений как  между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социальная политика государства, выступающая как основная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Важнейшие принципы социальной политики включают всеобщность  в сочетании с дифференцированным подходом к различным группам населения; активный и адресный характер; динамизм и гибкость; социальное партнёрство; разграничение компетенций между федеральными, региональными органами власти и местным самоуправлением; использование научно обоснованных социальных нормативов.

Одними из главных  вопросов в области социальной политики выступают вопросы пенсионного обеспечения. По своей политэкономической сути пенсионное обеспечение выражает согласование экономических интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага.

Пенсионная система –  совокупность правовых, экономических  и организационных институтов и  норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в  виде пенсии гражданам при достижении ими установленного законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по другим основаниям, определённым законодательством Российской  Федерации [14].

Несмотря на то, что первые пенсионные системы возникли уже  более 100 лет назад, и прошли не один этап реформирования, сегодня проблемы пенсионного обеспечения серьезно обострились. Это связано в первую очередь с демографическими факторами, которые не всегда учитывались при проведении реформ в прошлом. Демографическая ситуация в большинстве развитых стран (Европа, США, Австралия) в настоящее время характеризуется следующей особенностью: происходит замедление роста численности трудоспособного населения, или даже его сокращение. При этом присутствует тенденция к резкому увеличению населения в возрасте более 60, и даже более 80 лет, что неизбежно приводит к потенциальному росту числа недееспособных членов общества и инвалидов, то есть к росту числа пенсионеров [20].

При этом развитие экономики и рост уровня жизни  населения в большинстве как  развитых, так и развивающихся государств не только усугубили влияние демографических факторов, но и привели к появлению новых факторов, влияющих на состояние пенсионной системы. Среди них такие как: увеличившаяся продолжительность жизни при сокращении рождаемости, что приводит к дисбалансу взносов и выплат; ранний уход на пенсию, а значит сокращение трудового периода и периода уплаты взносов; увеличение коэффициента зависимости и нагрузки на трудоспособное население. 

Главная проблема заключается в том, что "стареющие" государства могут оказаться не в состоянии выплачивать своим пожилым гражданам пенсии и обеспечивать их медицинской и социальной помощью. Экономический рост в этих государствах идет недостаточно быстро – ныне экономики Японии и Западной Европы находятся в стагнации. Уже заметна тенденция сокращения в них числа работающих, а, соответственно, и числа потребителей – в ближайшем будущем этот процесс может набрать силу. Таким образом, будущие пенсионеры, находящиеся в расцвете лет сегодня, могут просто не суметь обеспечить себе достойную старость. Наиболее пессимистичный сценарий предусматривает, что трудности с содержанием пенсионеров в 2050 году обернутся глобальным финансовым кризисом.  
          Все эти факторы в совокупности привели к серьезному увеличению пенсионной нагрузки на государственные бюджеты и поставили перед правительствами вопрос об уменьшении доли распределительной пенсионной системы и увеличении доли накопительной, для чего необходимо было, в первую очередь,  создать благоприятные условия.  При этом, как показывает опыт разных стран, реформирование пенсионной системы часто приводит к социальному недовольству, так как связано либо с увеличением пенсионного возраста, либо с отказом от льготных пенсий, либо с увеличением взносов в пенсионные фонды.

 Подобным  образом складывается ситуация  во многих развивающихся странах,  а также в странах с переходной  экономикой. Там проблемы стоят  более остро, так как в этих  государствах только начинается  переход от распределительной  системы к накопительной [13].

Проблемы пенсионного  обеспечения в развитых странах  особенно обострились в 80-е годы XX в., именно в это время практически во всех западных государствах начались серьезные реформы пенсионных систем. Основным фактором, способствующим этому реформированию, был кризис распределительной системы из-за появившегося дисбаланса между работающими (плательщиками) и неработающими (получателями) пенсий. Такой дисбаланс все в большей степени покрывался за счет государственных расходов, что и привело к необходимости перехода к новым системам пенсионного обеспечения [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. 2. Проанализировать пути пенсионного реформирования в социальной политике.

 

Реформирование  пенсионной системы может проходить по трем основным направлениям:

1. модернизация существующей распределительной пенсионной системы без введения накопительных схем;

2. переход к накопительным схемам и резкое ограничение при этом распределительного компонента (или даже полный отказ от него);

3. принятие того или иного смешанного варианта, означающего сочетание распределительных и накопительных принципов.

80-е и особенно 90-е годы — это был период  реформ пенсионных систем буквально  во всем мире. Общее направление  этих реформ — переход от  государственных распределительных схем, основанных на массовом коллективном страховании и принципах солидарности поколений, к системам накопительным, основанным на принципе личной ответственности гражданина за свое пенсионное обеспечение и на капитализации тех средств, которые он вносит на индивидуальные пенсионные счета. При этом в большинстве стран существует сочетание этих двух типов. По подсчетам специалистов, в мире насчитывается 268 вариантов пенсионных систем, представляющих самые различные комбинации накопительных и распределительных моделей. И только пять стран полностью перешли на накопительную схему: Боливия, Чили, Сальвадор, Мексика и Казахстан.

Развитые страны к реформированию национальных пенсионных систем подходят крайне осторожно. К 2000 году из европейских государств лишь Швеция, Швейцария, Великобритания провели более или менее значительные преобразования пенсионных систем, вводя довольно значимую накопительную компоненту [6, с. 3].

Рассмотрим пенсионную систему  Швеции. Действующая в Швеции многоуровневая пенсионная система создавалась в 1913 г., когда впервые были заложены основы для обеспечения дохода граждан в старости. В пенсионной системе Швеции в среднем один раз в 12 лет вводятся новые нормы пенсионного обеспечения.

Пенсионная система в  Швеции строится на двух основополагающих факторах: государственной гарантии всем гражданам базового социального обеспечения, при котором пенсионные права уже вытекают из проживания в данной стране, и страховой компенсации утраченного дохода, при которой размер пенсионных прав основан на величине этого дохода в трудовой период жизни.

На практике большинство  граждан Швеции, завершивших трудовую деятельность, получают пенсию как  минимум из трех разных источников:

1) национальная базовая  пенсия;

2) национальная  дополнительная пенсия;

3) договорная  трудовая пенсия.

При этом участие  всех граждан в программах национальных пенсий - базовой и дополнительной - является обязательным, а программы  дополнительных и договорных трудовых пенсий осуществляются на основе соглашений между профсоюзами и работодателями. Эти программы не исключают того факта, что граждане с высокими доходами могут себя обеспечивать в старости за счет индивидуальных (частных) пенсий.

Возраст выхода на пенсию одинаков для мужчин и  женщин и составляет 65 лет. Национальная базовая пенсия предоставляется всем гражданам Швеции, а также иностранным гражданам, проживающим в стране не менее 10 лет после достижения 16 лет и не менее 5 лет непосредственно перед обращением за пенсией, и не зависит от их предшествующего дохода.

Основной целью выплаты национальной базовой пенсии является обеспечение минимального гарантированного дохода для престарелых. Размеры всех выплачиваемых пенсий определяются по отношению к так называемому базовому размеру, который ежегодно устанавливается правительством с учетом индекса потребительских цен. Национальная базовая пенсия, назначаемая тем, кто проживал в Швеции не менее 40 лет или работал, по крайней мере, в течение 30 лет, составляет для одиноких пенсионеров 96% базового размера, для супружеской пары - 157%.

Национальная  дополнительная пенсия предоставляется  работающим по найму и самозанятым лицам при условии уплаты обязательных страховых взносов в течение не менее чем трех лет и зависит от их предшествующего дохода. Она введена в 1960 г. и основывается на принципе возмещения утраченного дохода.

В Швеции пенсионное обеспечение рассматривается не как один из видов социального пособия, а как отложенное вознаграждение за выполненную в трудовой период работу. Целью выплаты национальной дополнительной пенсии служит поддержание того уровня жизни пенсионера, который был достигнут им в период экономической активности.

Информация о работе Пенсионное обеспечение и пути её реформирования в социальной политике