Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа
Цель исследования: Охарактеризовать уровень пенсионного обеспечения инвалидов.
Задаи исследования:
1. Изучить проблемы пенсионного обеспечения в теории социальной политики.
2. Проанализировать пути пенсионного реформирования в социальной политике.
3.Охарактеризовать основные направления пенсионного реформирования в РФ в начале 21 века.
4. Описать пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.
Введение
Пенсионное
обеспечение рассматривается
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ, в которой отмечено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (п. 2 ст. 7) [9;19].
Сегодня инвалиды относятся к наиболее незащищённым категориям населения. Низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства инвалидов, не гарантирует даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, низкие размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, уровень социального обслуживания, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране [17].
Данной проблемой занимались многие исследователи. Они раскрывают различные аспекты этой проблемы: Л.Вульф, Л.Самойлова, О.Синявская, Т.Малеева и другие анализируют пенсионную реформу РФ; А.К.Соловьёв, Е.Азарова, М.С.Норекян и другие раскрывают сущность пенсионного обеспечения в РФ и в зарубежных странах; Е.И.Холостова, М.Беллерман, Т.В.Черпухина и другие в своих работах дают характеристику инвалидов как категории населения; Е.Р.Ярская-Смирнова, М.Э.Дмитриев, П.В.Романов и другие рассматривают пенсионное обеспечение инвалидов. Но, несмотря на анализ данной проблемы в литературе проблема пенсионное обеспечение инвалидов является недостаточно изученной.
Проблема исследования: Каков уровень пенсионного обеспечения инвалидов?
Объект исследования: Пенсионное обеспечение в социальной политике социального государства.
Предмет исследования: Пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.
Цель исследования: Охарактеризовать уровень пенсионного обеспечения инвалидов.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы пенсионного обеспечения в теории социальной политики.
2. Проанализировать пути пенсионного реформирования в социальной политике.
3.Охарактеризовать основные направления пенсионного реформирования в РФ в начале 21 века.
4. Описать пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.
Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, контент-анализ.
Глава I. Пенсионное обеспечение и пути её реформирования в социальной политике.
I.1. Проблемы пенсионного обеспечения в теории социальной политики.
Социальная политика – это наука изучающая взаимоотношение социальных групп как устойчивых элементов социальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом, социальных слоёв, социальных групп и отдельного человека[21] .
Социальная политика государства – одно из направлений его деятельности по регулированию социально – экономических условий жизни общества. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социальная политика государства, выступающая как основная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Важнейшие принципы
социальной политики включают всеобщность
в сочетании с дифференцированн
Одними из главных вопросов в области социальной политики выступают вопросы пенсионного обеспечения. По своей политэкономической сути пенсионное обеспечение выражает согласование экономических интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага.
Пенсионная система – совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в виде пенсии гражданам при достижении ими установленного законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по другим основаниям, определённым законодательством Российской Федерации [14].
Несмотря на то, что первые пенсионные системы возникли уже более 100 лет назад, и прошли не один этап реформирования, сегодня проблемы пенсионного обеспечения серьезно обострились. Это связано в первую очередь с демографическими факторами, которые не всегда учитывались при проведении реформ в прошлом. Демографическая ситуация в большинстве развитых стран (Европа, США, Австралия) в настоящее время характеризуется следующей особенностью: происходит замедление роста численности трудоспособного населения, или даже его сокращение. При этом присутствует тенденция к резкому увеличению населения в возрасте более 60, и даже более 80 лет, что неизбежно приводит к потенциальному росту числа недееспособных членов общества и инвалидов, то есть к росту числа пенсионеров [20].
При этом развитие экономики и рост уровня жизни населения в большинстве как развитых, так и развивающихся государств не только усугубили влияние демографических факторов, но и привели к появлению новых факторов, влияющих на состояние пенсионной системы. Среди них такие как: увеличившаяся продолжительность жизни при сокращении рождаемости, что приводит к дисбалансу взносов и выплат; ранний уход на пенсию, а значит сокращение трудового периода и периода уплаты взносов; увеличение коэффициента зависимости и нагрузки на трудоспособное население.
Главная проблема
заключается в том, что "стареющие" государства могут оказаться
не в состоянии выплачивать своим пожилым
гражданам пенсии и обеспечивать их медицинской
и социальной помощью. Экономический рост
в этих государствах идет недостаточно
быстро – ныне экономики Японии и Западной
Европы находятся в стагнации. Уже заметна
тенденция сокращения в них числа работающих,
а, соответственно, и числа потребителей
– в ближайшем будущем этот процесс может
набрать силу. Таким образом, будущие пенсионеры,
находящиеся в расцвете лет сегодня, могут
просто не суметь обеспечить себе достойную
старость. Наиболее пессимистичный сценарий
предусматривает, что трудности с содержанием
пенсионеров в 2050 году обернутся глобальным
финансовым кризисом.
Все эти
факторы в совокупности привели к серьезному
увеличению пенсионной нагрузки на государственные
бюджеты и поставили перед правительствами
вопрос об уменьшении доли распределительной
пенсионной системы и увеличении доли
накопительной, для чего необходимо было,
в первую очередь, создать благоприятные
условия. При этом, как показывает опыт
разных стран, реформирование пенсионной
системы часто приводит к социальному
недовольству, так как связано либо с увеличением
пенсионного возраста, либо с отказом
от льготных пенсий, либо с увеличением
взносов в пенсионные фонды.
Подобным
образом складывается ситуация
во многих развивающихся
Проблемы пенсионного обеспечения в развитых странах особенно обострились в 80-е годы XX в., именно в это время практически во всех западных государствах начались серьезные реформы пенсионных систем. Основным фактором, способствующим этому реформированию, был кризис распределительной системы из-за появившегося дисбаланса между работающими (плательщиками) и неработающими (получателями) пенсий. Такой дисбаланс все в большей степени покрывался за счет государственных расходов, что и привело к необходимости перехода к новым системам пенсионного обеспечения [11].
II. 2. Проанализировать пути пенсионного реформирования в социальной политике.
Реформирование пенсионной системы может проходить по трем основным направлениям:
1. модернизация существующей распределительной пенсионной системы без введения накопительных схем;
2. переход к накопительным схемам и резкое ограничение при этом распределительного компонента (или даже полный отказ от него);
3. принятие того или иного смешанного варианта, означающего сочетание распределительных и накопительных принципов.
80-е и особенно
90-е годы — это был период
реформ пенсионных систем
Развитые страны к реформированию национальных пенсионных систем подходят крайне осторожно. К 2000 году из европейских государств лишь Швеция, Швейцария, Великобритания провели более или менее значительные преобразования пенсионных систем, вводя довольно значимую накопительную компоненту [6, с. 3].
Рассмотрим пенсионную систему Швеции. Действующая в Швеции многоуровневая пенсионная система создавалась в 1913 г., когда впервые были заложены основы для обеспечения дохода граждан в старости. В пенсионной системе Швеции в среднем один раз в 12 лет вводятся новые нормы пенсионного обеспечения.
Пенсионная система в Швеции строится на двух основополагающих факторах: государственной гарантии всем гражданам базового социального обеспечения, при котором пенсионные права уже вытекают из проживания в данной стране, и страховой компенсации утраченного дохода, при которой размер пенсионных прав основан на величине этого дохода в трудовой период жизни.
На практике большинство граждан Швеции, завершивших трудовую деятельность, получают пенсию как минимум из трех разных источников:
1) национальная базовая пенсия;
2) национальная дополнительная пенсия;
3) договорная трудовая пенсия.
При этом участие всех граждан в программах национальных пенсий - базовой и дополнительной - является обязательным, а программы дополнительных и договорных трудовых пенсий осуществляются на основе соглашений между профсоюзами и работодателями. Эти программы не исключают того факта, что граждане с высокими доходами могут себя обеспечивать в старости за счет индивидуальных (частных) пенсий.
Возраст выхода на пенсию одинаков для мужчин и женщин и составляет 65 лет. Национальная базовая пенсия предоставляется всем гражданам Швеции, а также иностранным гражданам, проживающим в стране не менее 10 лет после достижения 16 лет и не менее 5 лет непосредственно перед обращением за пенсией, и не зависит от их предшествующего дохода.
Основной целью выплаты национальной базовой пенсии является обеспечение минимального гарантированного дохода для престарелых. Размеры всех выплачиваемых пенсий определяются по отношению к так называемому базовому размеру, который ежегодно устанавливается правительством с учетом индекса потребительских цен. Национальная базовая пенсия, назначаемая тем, кто проживал в Швеции не менее 40 лет или работал, по крайней мере, в течение 30 лет, составляет для одиноких пенсионеров 96% базового размера, для супружеской пары - 157%.
Национальная дополнительная пенсия предоставляется работающим по найму и самозанятым лицам при условии уплаты обязательных страховых взносов в течение не менее чем трех лет и зависит от их предшествующего дохода. Она введена в 1960 г. и основывается на принципе возмещения утраченного дохода.
В Швеции пенсионное обеспечение рассматривается не как один из видов социального пособия, а как отложенное вознаграждение за выполненную в трудовой период работу. Целью выплаты национальной дополнительной пенсии служит поддержание того уровня жизни пенсионера, который был достигнут им в период экономической активности.
Информация о работе Пенсионное обеспечение и пути её реформирования в социальной политике