Пенсионное обеспечение и пути её реформирования в социальной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Охарактеризовать уровень пенсионного обеспечения инвалидов.
Задаи исследования:
1. Изучить проблемы пенсионного обеспечения в теории социальной политики.
2. Проанализировать пути пенсионного реформирования в социальной политике.
3.Охарактеризовать основные направления пенсионного реформирования в РФ в начале 21 века.
4. Описать пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.

Файлы: 1 файл

курсовик по соц. политике.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Государственное пенсионное страхование – страхование, осуществляемое государством за счёт средств единого социального налога и/или обязательных страховых взносов работодателей и застрахованных с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события (старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет) путём выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая [14].

Начало реформы  пенсионного обеспечения датируется 7 августа 1995 года, когда вышло постановление  правительства «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» № 790. Этот документ содержит не только анализ сложившейся пенсионной системы с выплатой пенсий на распределительной основе, но и обосновывает необходимость её реформирования, в первую очередь – пенсионного законодательства в части управления и финансирования пенсионной системы для создания условий развития страховых принципов в пенсионном обеспечении.

В данном Постановлении  были определены основные цели пенсионной реформы:

1) реализация  гарантированного статьёй 39 Конституции РФ права граждан на пенсионное обеспечение;

2) развитие пенсионного  обеспечения на основе обязательного  пенсионного страхования.

В соответствии с «Концепцией реформы системы  пенсионного обеспечения» в стране должна быть создана трёхуровневая система. Первый уровень – базовая пенсия, имеющая фиксированный размер. Второй уровень - трудовая пенсия, размер которой зависит от трудового (страхового) стажа и заработка.  Третий уровень – негосударственная пенсия, которая рассматривается как дополнительная по отношению к первым двум и возможна в форме профессиональных пенсионных систем.

Данная Концепция  предусматривала, что люди, которые  не смогут обеспечить себе пенсию второго  уровня, должны получать минимальную  гарантированную государственную пенсию первого уровня, которая позволит удовлетворять лишь минимальные жизненные потребности. Для тех же, кто претендует на получение социальной пенсии, имея накопления на индивидуальных счетах, предполагалось установить специальный режим закрытия пенсионных счетов. Достаточность накоплений на именных счетах в рамках второго уровня системы определялась бы как возможность приобрести за счёт личных пенсионных накоплений пожизненную пенсию в размере не ниже установленной законом минимальной трудовой пенсии. Наряду с обязательным накопительным уровнем практиковались бы индивидуальные пенсионные схемы, реализуемые через негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, финансируемые за счёт средств самих застрахованных либо совместно работодателями и наёмными работниками в рамках коллективных договоров и индивидуальных контрактов [13].

Долгие дебаты и согласования на правительственном  уровне вылились в появление ещё  одной модификации двух изложенных Концепций, менее радикальной, с  более осторожным и длительным внедрением накопительного пенсионного страхования, - «Программы пенсионной реформы в Российской Федерации», которую правительство одобрило 20 мая 1998 года. В ней приведена своя градация уровней смешанной системы:

1) государственное  пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию;

2) государственное  пенсионное страхование, в рамках  которого пенсии будут выплачиваться  всем (за исключением категорий,  попавших в первый уровень) в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и величины дохода, полученного от инвестирования части обязательных страховых взносов, направленных на накопление;

3) дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) – этот уровень предусмотрен сверх государственного пенсионного страхования и будет доступен не всем россиянам, а только тем, кто сам или работодатели добровольно отчисляли за него дополнительные взносы [10].

Третья попытка  была начата в ходе разработки новой  правительственной программы в 2000 году. Так называемая «программа Грефа» имела специальный раздел, посвящённый  пенсионной реформе и механизмам введения накопительных принципов.

В данном документе  предполагалось изменить принципы, на которых основывалась система пенсионного обеспечения. Главные цели реформы выражены следующим образом: реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, финансовая стабильность, создание предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, адаптация системы к развивающимся рыночным отношениям, рационализация, оптимизация условий предоставления и размеров пенсии и повышение эффективности пенсионной системы путём совершенствования системы управления.

Основу социальной политики государства в сфере распределения и потребления составляет гарантированный минимум жизненных благ. Поэтому в новой пенсионной системе единая базовая пенсия должна выполнять роль социальной гарантии пенсионерам в части обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходов пенсионеров составят накопленные ими в период трудовой деятельности пенсионные права. Среди прочих принципов реформы пенсионной системы можно выделить равные возможности пенсионного обеспечения для разных возрастных групп, работающих граждан.

Пенсионная  система Российской Федерации как  совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью  предоставление гражданам материального  обеспечения в виде пенсии, должна включать:

1. Государственное  пенсионное обеспечение за счёт  сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный  бюджет, предоставление базовой  части трудовых пенсий, базовой  части пенсий инвалидам и иждивенцам  умершего кормильца, за счёт  ассигнований из федерального  бюджета.

2. Обязательное пенсионное страхование, обеспечивающее за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию за счёт накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц [15].

С введением  в действие 1 января 2002 года нового пенсионного законодательства начался новый этап пенсионной реформы – постепенный переход к накопительному финансированию пенсий, в том числе учёту накоплений на индивидуальных счетах в системе обязательного пенсионного страхования.

В период с 2001 по 2005 годы в Российской Федерации была проведена реформа пенсионной системы путём принятия ряда законодательных и подзаконодательных актов.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определён новый статус ПФР как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, прав и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу при наступлении страхового случая осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональному размеру уплаченных за него работодателем страховых взносов. Страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты, но и частные финансовые институты. С 2004 года в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды – туда можно переводить накопления из Пенсионного Фонда России.

По закону от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» государство несёт полную ответственность  за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного Фонда России, и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных  закона регламентирующих условия и  порядок установления и выплаты пенсий.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания  возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению  и порядок её установления, финансирование которых осуществляется исключительно за счёт средств федерального бюджета.

Федеральный закон  от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» внёс изменения  в порядок возникновения и  реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трёх частей: базовой, страховой, накопительной.  При этом базовая часть финансируется за счёт средств федерального бюджета, страховая часть – за счёт сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счёт сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и  передачи этих средств в негосударственные  пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07. 05. 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Пенсионные  накопления – совокупность  учтённых в специальной части индивидуального  лицевого счёта средств, сформированных за счёт поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.

Федеральный закон  от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и  инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2. Пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.

 

Инвалидность  определяется как длительная либо постоянная, полная утрата трудоспособности, либо ее значительное ограничение и как состояние, при котором лицо вследствие хронического заболевания или анатомических дефектов, вызывающих устойчивое, несмотря на лечение, нарушение функций организма, вынуждено прекратить профессиональный труд на длительный срок или может трудиться при значительном изменении обычных условий труда [2].

Назначение пенсий по инвалидности регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсия – ежемесячная  денежная выплата гражданам при достижении установленного законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется по условиям и нормам, установленным действующим законодательством РФ [21].

В настоящее время законодательством предусмотрены различные виды пенсий, устанавливаемых в виде периодических денежных выплат:

1. Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью [14].

Трудовые пенсии устанавливаются  в связи с трудовой  и иной общественно полезной деятельностью  подразделяется на несколько видов: по возрасту (старости); за выслугу лет; по инвалидности, по случаю потери кормильца;

2. Социальная пенсия – вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии [14].

Социальные пенсии –  назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию.

В  прежнем  законодательстве право на трудовую пенсию по инвалидности зависело от наличия  одной из трёх групп инвалидности; от причины инвалидности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма и др.); от наличия и продолжительности общего трудового стажа. Новое законодательство существенно изменило концепцию инвалидности и условия назначения пенсии по инвалидности. Теперь пенсии по инвалидности делятся на трудовые, которые назначаются застрахованным гражданам, и на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые назначаются военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф. Нетрудоспособным гражданам, в том числе и инвалидам, не имеющим права на пенсию по инвалидности, может назначаться социальная пенсия.

Информация о работе Пенсионное обеспечение и пути её реформирования в социальной политике