Пенсионное обеспечение и пути её реформирования в социальной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Охарактеризовать уровень пенсионного обеспечения инвалидов.
Задаи исследования:
1. Изучить проблемы пенсионного обеспечения в теории социальной политики.
2. Проанализировать пути пенсионного реформирования в социальной политике.
3.Охарактеризовать основные направления пенсионного реформирования в РФ в начале 21 века.
4. Описать пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.

Файлы: 1 файл

курсовик по соц. политике.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Не менее  интересной следует признать практикуемый с 1976 г. метод поэтапного выхода на пенсию, т.е. постепенного перехода работников в возрасте 60-64 лет от полной занятости к прекращению трудовой деятельности. Для назначения пенсии не требуется оставления работы. Вместе с тем за каждый месяц работы без получения пенсии после 65 лет размер пенсии увеличивается на 0,6% до достижения работником возраста 67 лет.

Обычно национальная базовая пенсия и национальная дополнительная пенсия вместе составляют около 65% прежнего дохода пенсионера. Договорная трудовая пенсия позволяет получить дополнительно еще около 10% последнего заработка. Большинство программ договорных трудовых пенсий предоставляют пенсию в зависимости от дохода сверх установленного предельного уровня в 7,5 базового размера, принимаемого в расчет при назначении национальной дополнительной пенсии.

Наиболее характерной  чертой шведской системы пенсионного обеспечения представляется неуклонно возрастающие расходы государства на эти цели. В середине 90-х годов суммарный объем выплаты национальных базовых пенсий и национальных дополнительных пенсий составил 12,9% валового внутреннего продукта, в то время как в 1965 г. расходы на выплаты пенсий равнялись 4,3% ВВП. При этом доля пенсионных выплат в совокупных доходах населения составляет около одной трети.

Национальная  базовая пенсия финансируется в рамках распределительной системы с установленным размером выплат, означающей, что взносы в данном году собираются в объеме, который необходим для выплаты пенсий в этом же году. Никакого накопления в фондах не осуществляется.

Система национальной дополнительной пенсии также формировалась на основе распределительных принципов с целью обеспечить уровень жизни престарелых в соответствии с их трудовым вкладом. Для этого в ней были предусмотрены элементы резервирования - создание так называемого буферного фонда. В первые годы функционирования системы были предусмотрены взносы, размер которых больше требуемых для выплаты пенсий. Избыток средств, необходимых для текущей выплаты, аккумулировался в фонде страхования национальных пенсий. Взносы на национальные дополнительные пенсии в Швеции традиционно уплачиваются работодателем.

Тарифы страховых  взносов для различных видов  этих пенсий рассчитываются отдельно. Например, в 90-х годах среднегодовой тариф взноса на национальную базовую пенсию составлял около 9,5%, на национальную дополнительную - 10% и на договорную пенсию - 0,5%, т. е. всего около 20%.

Кроме того, за счет государственных дотаций выплачиваются специальные надбавки к национальным базовым пенсиям (48% базового размера), обеспечивающие прожиточный минимум уровня жизни тем, кто не получает национальную дополнительную пенсию.

Доля населения  в возрасте старше 60 лет составляет в Швеции 23% и является самой большой в мире. В настоящее время количество пенсионеров на одного человека, занятого в экономике страны, в два с лишним раза больше, чем при введении национальной дополнительной пенсии в 1960 г. По расчетам ожидается, что соотношение численности работающего населения и численности пенсионеров по старости (включая оставивших работу до достижения пенсионного возраста) уменьшится к 2030 г. до 1,77 против 2,4 в 1990 г.

Порядок исчисления размера пенсии в шведской пенсионной модели также имеет ряд особенностей. Учитываемый при назначении пенсии доход имеет предельный «потолок», а сам размер пенсии определяется исходя из учтенного дохода за 15 лучших в этом отношении лет. Не менее характерным является и тот факт, что страховые взносы платятся со всего дохода в течение полного периода его получения.

В результате реализации распределительного принципа пенсионного страхования происходит относительное выравнивание доходов пенсионеров различных категорий. Доход, которым располагает пенсионер, получавший среднюю заработную плату занятых в промышленности работников, не намного превышает доход того, кто вообще не имел никакого заработка.

Все это привело  к необходимости корректировки  политики пенсионного обеспечения  в Швеции в середине 90-х годов. В результате реформы действующие правила национальной базовой пенсии, национальной дополнительной пенсии и дополнительных частных пенсионных выплат постепенно заменены единой системой пенсий по старости, а принципы базового социального обеспечения и возмещения утраченного дохода остались в основе реформированной системы, хотя и претерпели значительные изменения.

Выплата трудовой пенсии по старости должна стать более автономным видом страхования, функционирующим отдельно от системы пенсий по инвалидности и пенсий в случае потери кормильца. При этом выплаты пенсии по старости должны быть полностью обеспечены самофинансированием независимо от состояния экономики и конъюнктуры экономической политики.

По действующим  нормам в пенсионную систему должны уплачиваться страховые взносы в размере 18,5% заработка граждан, а размер пенсий должен определяться на основе заработка в период всей трудовой активности. Предусматривается установление прямой связи пенсии с заработком, при которой каждый получит эквивалент уплаченных взносов. Особенно важно подчеркнуть, что страховые взносы должны уплачиваться со всех видов доходов, приносящих пенсионные права. Однако сохраняется предельный уровень доходов, учитываемых в гарантированных пенсионных правах (установленный уровень дохода - 7,5 базового размера).

В соответствии с правилами распределительной  системы основная часть взносов (16,5%) должна использоваться для финансирования пенсий, выплачиваемых в текущем году на основе распределительного метода. Одновременно в соответствии с требованиями персонифицированного учета каждому застрахованному открыт индивидуальный счет, на котором должны быть отражены взносы, уплаченные им в распределительную систему. Однако этот счет не является депозитным, поскольку на нем отражаются не реальные накопления, а только приобретенные права на пенсию, условно выраженные в денежных единицах. (Эта пенсионная сумма ежегодно увеличивается с учетом индекса заработной платы.)

Оставшаяся  часть взноса (2%) поступает на специальный  счет резерва страховых взносов. Данный счет является депозитным, т. е. на нем отражаются реальные накопления (пенсионные сбережения). Указанные средства поступают в один из фондов, действующих на конкурентной основе, по выбору застрахованного лица или (при его нежелании выбирать) в фонд, находящийся в государственном управлении. Каждый застрахованный будет иметь добавочный пенсионный счет, а при выходе на пенсию из резервной системы страховых взносов получит капитализированную часть своих пенсионных сбережений.

Таким образом, каких-либо радикальных изменений  ключевых принципов пенсионного страхования, основанных на перераспределении средств, при введении принципов индивидуального накопления не предусматривается.

Наиболее важной причиной, по которой сохранена распределительная система, является то, что переход к накопительной системе сопряжен с крайне значительными потерями для переходного поколения, поскольку оно вынуждено участвовать в обеих системах и (в случае введения полного накопления средств на пенсию) платить за пенсии дважды. Помимо необходимости платить за пенсии старшего поколения работающим пришлось бы откладывать еще и на свои собственные будущие пенсии. В результате весь дополнительный объем расходов, связанных с переходом к накопительным схемам, должен будет лечь на бюджет государства, т. е. на тех же налогоплательщиков, которые в форме увеличившейся суммы подоходных налогов должны возместить потери средств, направляемых на их накопление в будущем.

Важной особенностью пенсионной реформы в Швеции является то, что пенсии финансируются по схеме с установленным размером взносов и определяться этими взносами, а также приростом пенсионных сбережений, а не самими выплатами. При пенсионном взносе в размере 18,5% застрахованное лицо, заработавшее право на пенсию за 40 лет, получит годовую пенсию в размере, равном примерно 60% его среднего дохода.

В пенсионной страховой  системе с установленным размером взносов точный размер выплат не фиксируется, т. е. не дается гарантий относительно определенного размера пенсий в зависимости от последней заработной платы или дохода за определенное число лет.

Пенсионные  сбережения будут учитываться только тем, кто имеет годовой доход свыше 25% базового размера. Однако как только этот порог превзойден, пенсионные суммы присуждаются за весь доход, начиная с первой кроны. Взносы, выплачиваемые с меньшего дохода, не добавляются к пенсионной сумме застрахованного лица, а направляются в буферный фонд распределительной системы.

В целях компенсации  будущего увеличения средней продолжительности жизни в связи с демографическим кризисом для получения эквивалентного размера пенсии пенсионер в возрасте 65 лет, например, в 2010 г. должен будет проработать на год больше. Следовательно, суммарный размер пенсии из резерва страховых взносов будет состоять из капитализированных пенсионных сбережений с учетом дохода от их инвестирования и доли наследуемых приобретений тех, кто умер до достижения пенсионного возраста.

Величина годовой  пенсии будет рассчитываться на актуарной  основе, хотя и на одинаковых условиях для мужчин и женщин. Каждому пенсионеру будет предоставлено право выбора в получении пенсии из системы резерва страховых взносов в течение ограниченного периода (от 5 до 10 лет) вместо пожизненной пенсии. Возраст выхода на пенсию заменяется гибким пенсионным возрастом по выбору застрахованного лица, начиная с 61 года.

Для ежегодного увеличения размеров реформированных пенсий, выплачиваемых в рамках распределительной системы, применяется индексация с учетом роста реальной заработной платы. В качестве базовой выбирается норма экономического роста на уровне 1,5% в год, т. е. пенсии будут увеличиваться по уровню инфляции, если рост реальной заработной платы составляет 1,5%.

Если этот рост меньше, то компенсация инфляции осуществляется не полностью. Напротив, если реальная заработная плата увеличивается более чем на 1,5%, то пенсионер примет долевое участие в общем повышении уровня жизни.

Реформированная система  пенсий по старости должна вводиться постепенно в течение 20-летнего периода, и, начиная с 2000 г., национальная базовая пенсия заменена новой гарантированной пенсией. Эта пенсия выплачивается тем, кто не заработал пенсии по старости или заработал ее в очень низком размере. Финансирование выплаты гарантированных пенсий осуществляется за счет государства. Гарантированная пенсия для одинокого пенсионера, не заработавшего пенсионных сумм, составит 2,1 базового размера, для супружеской пары - не ниже 3,74 базового размера.

Начиная с 2001 г., национальные дополнительные пенсии по старости, выплачиваемые  по действующим правилам, также подлежат индексации с поправкой на текущее состояние экономики взамен их корректировки только в соответствии с инфляцией. Эта величина затем подлежит повышению в соответствии с ростом реальной заработной платы за прошедший период. Общий итог за все годы имеющегося страхового стажа будет отражен на индивидуальном счете застрахованного в новой системе как заработанная к году ретроактивного перерасчета пенсионная сумма.

Пенсии по инвалидности и  по случаю потери кормильца  отделены от пенсий по старости. Правила назначения этих пенсий подлежат дальнейшей доработке [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по Главе I.

Таким образом, главными проблемами пенсионного обеспечения являются демографический фактор, а также увеличившаяся продолжительность жизни при сокращении рождаемости, что приводит к дисбалансу взносов и выплат; ранний уход на пенсию, а значит сокращение трудового периода и периода уплаты взносов; увеличение коэффициента зависимости и нагрузки на трудоспособное население. В мире существует большое количество различных типов пенсионных систем и их комбинаций. Но наиболее эффективная пенсионная система та, которая отвечает уровню и устойчивости  экономического развития страны, ее масштабам, традициям, накопленному опыту социального обеспечения, степени организованности наемных работников, институциональному развитию пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Описание пенсионного обеспечения инвалидов в современной РФ.

 

II.1. Основные направления пенсионной реформы в РФ в начале 21 века.

 

Постановлением  Верховного Совета Российской Федерации  от 22 декабря 1990 года был создан Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ –  самостоятельное финансово-кредитное  учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ [14].

Создание фонда положило начало переходу к более современной  пенсионной модели. Появление ПФР стало вехой в решении одной из коренных задач реформирования социальной сферы Российской Федерации перехода от государственного пенсионного обеспечения к государственному пенсионному страхованию.

Государственное пенсионное обеспечение – обеспечение  выплаты пенсий за счёт средств федерального бюджета гражданам, по каким-либо причинам не имеющим права на получение  пенсии по государственному пенсионному  страхованию.

Информация о работе Пенсионное обеспечение и пути её реформирования в социальной политике