Пенсионное обеспечение и пути её реформирования в социальной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Охарактеризовать уровень пенсионного обеспечения инвалидов.
Задаи исследования:
1. Изучить проблемы пенсионного обеспечения в теории социальной политики.
2. Проанализировать пути пенсионного реформирования в социальной политике.
3.Охарактеризовать основные направления пенсионного реформирования в РФ в начале 21 века.
4. Описать пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.

Файлы: 1 файл

курсовик по соц. политике.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Новеллой законодательства является то, что при установлении инвалидности теперь определяется не группа инвалидности (она отражает не только потерю способности к труду, но и учитывает весь спектр ограничений жизнедеятельности человека), а ограничение способности к трудовой деятельности I, II  и III степени, определяемой по медицинским показаниям. 

Новый подход потребовал массового переосвидетельствования  инвалидов, даже тех, кому инвалидность назначена пожизненно I, II и III группы инвалидности признанны соответствующими III, II и I степени ограничения способности к трудовой деятельности, то есть III степени ограничения трудоспособности соответствует I группа инвалидности, II степени- II группа инвалидности и I степени – III группа [1].

Размер пенсии по инвалидности и условия её назначения во многом обусловлены причиной инвалидности [2].

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трёх месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но в следствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.  

Инвалидностью вследствие военной травмы считается  инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

При наступлении  инвалидности вследствие военной травмы пенсия назначается в следующем размере: инвалидам III степени – 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости; инвалидам II степени – 250% размера базовой части трудовой пенсии по старости; инвалидам I степени – 175% размера базовой части трудовой пенсии по старости (базовая часть трудовой пенсии по старости 1560 рублей).

Инвалидностью вследствие заболевания, полученного  в период военной службы, считается  инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Пенсии назначаются в следующем размере: инвалидам III степени – 250% размера базовой части трудовой пенсии по старости; инвалидам II степени – 200% размера базовой части трудовой пенсии по старости; инвалидам I степени – 150% размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшими инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случае признания гражданина инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности  III, II, I степени, независимо от продолжительности трудового стажа в размере 250% базовой части трудовой пенсии по инвалидности. Размеры пенсии по инвалидности независимо от степени ограничения способности к трудовой деятельности не могут быть менее 660 рублей в месяц.

Право на пенсию в соответствии с Федеральным  Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют участники Великой Отечественной войны – инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II, I степени, независимо от причины инвалидности, за исключением случаев наступления инвалидности вследствие совершения участником Великой Отечественной войны противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью ему назначается социальная пенсия. Размер пенсии: инвалидам III степени – 250% размера базовой части трудовой пенсии по старости; инвалидам II степени – 200% размера базовой части трудовой пенсии по старости; инвалидам I степени – 150% размера базовой части трудовой пенсии по старости [26].

В ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отмечено, что гражданам, ставшим инвалидами в следствие военной травмы; участникам Великой Отечественной войны могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие  в Российской Федерации: инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II, I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую деятельность, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; дети-инвалиды.

Социальная  пенсия инвалидам назначается в следующем размере: инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства) – 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет. При этом социальная пенсия не может быть менее 470 рублей в месяц; инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, детям-инвалидам – 100 % размера базовой части трудовой пенсии по старости; инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности  I степени,- 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет, но не менее 400 рублей в месяц [26].

Трудовая пенсия по инвалидности назначается при следующих условиях:

  1. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II, I степени, определяемой по медицинским показаниям. При III степени – 900 рублей в месяц; при II степени – 450 рублей в месяц; при I степени – 225 рублей в месяц.
  2. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случая наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения вреда своему здоровью, которые  установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), продолжительности трудового стажа, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
  3. При наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, признанного инвалидом, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается этому застрахованному лицу не ранее достижения им общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - женщины, 60 лет – мужчины), а инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, - независимо от возраста; лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам; инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - не ранее достижения ими возраста, предусмотренного ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [14; 24; 25;26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе.

Таким образом, пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учётом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Суть пенсионной реформы заключается в переходе на страховые принципы: и право на трудовую пенсию, и её размер теперь напрямую зависит от уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд России за каждого конкретного человека.

Нетрудоспособные  граждане – инвалиды, в том числе  инвалиды с детства, дети инвалиды имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. При установлении инвалидности определяется ограничение способности к трудовой деятельности I, II  и III степени, определяемой по медицинским показаниям.  Инвалиды могут получать трудовую или социальную пенсию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в настоящее время в пенсионном обеспечении упор делается на систему трудовых пенсий и обязательного пенсионного страхования, которая позволяет произвести материальную оценку качества и количества трудовой деятельности застрахованного лица за счёт аккумуляции отчислений от этой деятельности на специальном персональном счёте в Пенсионном фонде. Средства с этого счёта идут на формирование пенсии этого застрахованного лица. Таким образом, размер пенсии в настоящее время зависит не только от продолжительности страхового стажа, но и от размера получаемой лицом заработной платы в период уплаты страховых взносов, в том числе от добровольных отчислений в Пенсионный фонд РФ.

Пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем доходов инвалидов и с его занятостью (незанятостью). Пенсии выполняют исключительно функцию социальной поддержки инвалидов и по своей природе являются социальным пособием лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью для того, чтобы прокормить себя.

Основным преимуществом  пенсии как социального вида помощи инвалиду является законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность  выплат. Все остальные виды помощи, мероприятия в отношении инвалида не гарантируют обязательность финансирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме.

Пенсионеров становится всё больше особенно по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство в своих интересах должно уделять внимание их социальному самочувствию, что обеспечит высокий уровень развития государства.

Список литературы

 

  1. Азарова Е. Инвалиды-военнослужащие.//Пенсионное обеспечение.-2002.-№6.-С. 11-14.
  2. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации.- М., 2002.-224 с.
  3. Владимирова Т. Из пустого в порожнее?//Пенсионное обеспечение.-2008.-№2.-С. 3-5.
  4. Вульф. Л. Маниловщина или реальность.// Пенсионное обеспечение.-2007.-№9.-С. 3-9.
  5. Горюнов. Возникновение и трансформация форм негосударственного пенсионного обеспечения в России.//Социология власти.-2005.-№6.- С. 122-131.
  6. Дегтярь Л. Реформаторский бум.// Пенсионное обеспечение.-2002.-№ 6.- С. 3- 6.
  7. Дмитриев М.Э. Финансовый кризис и социальная защита.//ОНС.-2000.-№3.- С. 16-32.
  8. Дмитриева О. В чём ошиблись реформаторы?//Пенсионное обеспечение.-2007.-№4.- С. 10-13.
  9. Конституция Российской Федерации.- СПб, 2002.-64 с.
  10. Круглый стол: итоги пенсионной реформы в России.//Социальная политика и социология.-2005.-№2.- С. 183-205.
  11. Малютина Н.Н. Развитие системы пенсионного обеспечения в зарубежных странах.// Труд за рубежом.- 1995.- №3.- С. 100-118.
  12. Мамева Т., Синявская О. Реальный охват населения.//Пенсионное обеспечение.-2007.-№3.- С. 3-5.
  13. Норекян М.С. Что происходит с системой пенсионного обеспечения?//Социально-гуманитарные знания.-2006.-№1, с. 191-203.
  14. Некоторые вопросы пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации.- М., 2005. – 51 с.
  15. Пенсионная реформа.- М., 2002.-240 с.
  16. Петрова. Шаг в бедность. // Пенсионное обеспечение.-2007.-№7.- С. 3-6.
  17. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности. Проблемы достойной среды и возможности занятости.// Социс.-2005.-№2.- С. 44-54.
  18. Савостьянова В. О старости надо думать смолоду.//Пенсионное обеспечение.-2002.-№5.- С. 3-7.
  19. Соловьёв А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России.- М., 2002.
  20. Самойлова Л., Вареничева Т. Реальная перспектива или пробный шар?// Пенсионное обеспечение.-2007.-№4.- С. 3-5.
  21. Сметанина Р.В. Социальная политика. Планы семинарских занятий.-Череповец, 2007.- 71 с.
  22. Социальная политика/Под ред. Н.А.Волгина.- М.,2006.-734 с.
  23. Социальная политика: Толковый словарь.- М., 2002.-456 с.
  24. Чепурина А.Г. Социальная защита инвалидов боевых действий в РФ как юридический институт: взаимодействие международно-правовых и внутригосударственных факторов.// Государство и право.-2006.-№4.- С. 11-20.
  25. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №167-ФЗ.
  26. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 20.31.2001г.№166-ФЗ.
  27. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ.

 

 


Информация о работе Пенсионное обеспечение и пути её реформирования в социальной политике