Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:38, курсовая работа
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения страны.
Повышенный интерес к проблемам пенсионной системы, а также социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что в России пенсионеры составляют одну из самых многочисленных групп населения. К сожалению, в настоящее время пенсионная система не отвечает требованиям рыночной экономики и запросам граждан
Введение. ……………………………………………………………..3
1. Теоретические основы организации пенсионного страхования
1.1. Сущность и основные характеристики пенсионного страхования….5
1.2. Характеристика пенсионной системы России…………………………8
1.3. Характеристика Пенсионного фонда России и его роли в системе пенсионного страхования……………………………………………………14
2. Анализ действующей системы обязательного пенсионного страхования
2.1. Анализ формирования ресурсов системы обязательного пенсионного страхования ………………………………………………………………….21
2.2. Оценка эффективности действующей системы пенсионного страхования. …………………………………………………………………23
2.3. Основные проблемы пенсионного страхования в России и пути их решения……………………………………………………………………….29
Выводы и предложения……………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии;
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, и лиц имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, которым устанавливается повышенный базовый размер страховой части трудовой пенсии).
где ПК – пенсионный капитал
ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленная для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года;
СВ - сумма валоризации (повышение размера ПК1 с 1 января 2010 года), которая составляет 10 процентов величины ПК1 и, сверх того, 1 процент величины ПК1 за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года
ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
ПК1 рассчитывается по формуле:
где РП - расчетный размер трудовой пенсии;
450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
РП определяется в одном из трех указанных ниже порядков по выбору застрахованного лица и не может быть ниже 660 руб.:
где СК - стажевый коэффициент, который для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного
лица за 2000—2001 годы либо за любые 60 месяцев
работы подряд;
ЗП - среднемесячная заработная плата
в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года.
(ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
При этом РП при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, указанная сумма повышаются на 1%, но не более чем на 20 %.
Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия в качестве РП принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента.
где НЧ – накопительная часть;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
где П — размер трудовой пенсии по инвалидности;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.
где П - размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;
Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
1.3. Характеристика
Пенсионного фонда России и
его роли в системе
Пенсионный фонд Российской Федерации — это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.
Пенсионный фонд является
самостоятельным финансово-
Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и территориальных бюджетов.
Пенсионный фонд Российской Федерации реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов субъектов РФ.
Основные функции Пенсионного Фонда Российской Федерации по пенсионному и социальному обеспечению это:
- установление и выплата пенсии;
- ведение индивидуального
(персонифицированного) учета пенсионных
прав участников системы
- сбор и администрирование страховых взносов на ОПС и ОМС;
- формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;
- назначение и реализация социальных выплат;
- назначение и реализация
федеральной социальной
- реализация программы
государственного
- оказание совместно с
региональными органами власти
адресной помощи пенсионерам
и развитие социальной
Средства пенсионного фонда формируются за счет следующих источников:
- страховые взносы;
- средства федерального
бюджета, направляемые через ПФ
на целевое финансирование
- доходы от размещения
инвестирования временно
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- иные поступления.
Наибольшая часть доходов ПФ формируется за счет страховых взносов.
Использование средств ПФР включает в себя:
- выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим на ПМЖ за границу;
- выплаты пособия по уходу за ребенком старше 1,5 лет;
- компенсационные выплаты
неработающим трудоспособным
- выплаты пособия на погребение получателя пенсии;
- финансовое обеспечение текущей деятельности ПФР;
- прочие расходы.
Наибольшая часть расходов ПФР приходится на выплату трудовых пенсий.
В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции, на основании Указа президента от 16 сентября 1992г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию могут быть негосударственные пенсионные фонды. Деятельность негосударственного пенсионного фонда (НПФ) включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.
Пенсионные накопления формируются за счет:
В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельности НПФ подлежит обязательному лицензированию государственным уполномоченным органом - Инспекцией негосударственных пенсионных фондов - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
НПФ делятся на корпоративные и открытые.
Корпоративные считаются НПФ, созданные одной крупной компанией организацией (или группой связанных организаций) для обслуживания только или преимущественно сотрудников этой организации. Вкладчиками корпоративных фондов являются главным образом его учредители или подконтрольные им фирмы.
Под открытыми фондами понимаются НПФ, ориентированные на самостоятельный поиск клиентов и привлечение их к сотрудничеству на рыночных принципах. Такие фонды могут концентрировать свою деятельность либо на работе с частными лицами - будущими пенсионерами, либо на работе с предприятиями - работодателями, намеренными обеспечить пенсии своим сотрудникам в будущем, но по отношению к НПФ выступающими лишь клиентами, а не учредителями.
К концу 2012 года право ведения деятельности по обязательному пенсионному страхованию обладали 107 негосударственных пенсионных фондов. По сравнению с предыдущим годом 6 фондов прекратили свою деятельность в связи с аннулированием их лицензий. Еще в отношении 8 фондов в конце года были приостановлены все или часть операций в рамках деятельности по ОПС: НПФ «Империя», НПФ «Железнодорожный», НПФ «Подольский», НПФ «Объединенные регионы», а также НПФ «Кооперация», НПФ «МДМ», НПФ «Профессиональная пенсия» и НПФ «Порт-Гарант». Основной причиной прекращения деятельности фондов является повышение требований к НПФ по размеру минимальной стоимости ИОУД - имущество для обеспечения уставной деятельности, аналог уставного капитала у коммерческих организаций и в соответствии с Федеральным законом № 359-ФЗ от 30.11.2011 г. определяющий минимальную величину ИОУД в размере 100 млн. руб. для НПФ, занимающихся ОПС (хотя позже это и признанно ФАС незаконным ограничением конкуренции4), косвенной – неопределенность с развитием индустрии обязательного пенсионного страхования.
Вывод по главе 1.
Пенсионное страхование является значимым для населения страны и играет важную роль в социальном обеспечении.
В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения в 1992г. создаются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Структура системы пенсионного обеспечения состоит из следующих элементов:
- обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) старости, страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, а также страховую часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
Информация о работе Пенсионное страхование в системе социального обеспечения