Пенсионное страхование в системе социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения страны.
Повышенный интерес к проблемам пенсионной системы, а также социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что в России пенсионеры составляют одну из самых многочисленных групп населения. К сожалению, в настоящее время пенсионная система не отвечает требованиям рыночной экономики и запросам граждан

Содержание работы

Введение. ……………………………………………………………..3
1. Теоретические основы организации пенсионного страхования
1.1. Сущность и основные характеристики пенсионного страхования….5
1.2. Характеристика пенсионной системы России…………………………8
1.3. Характеристика Пенсионного фонда России и его роли в системе пенсионного страхования……………………………………………………14
2. Анализ действующей системы обязательного пенсионного страхования
2.1. Анализ формирования ресурсов системы обязательного пенсионного страхования ………………………………………………………………….21
2.2. Оценка эффективности действующей системы пенсионного страхования. …………………………………………………………………23
2.3. Основные проблемы пенсионного страхования в России и пути их решения……………………………………………………………………….29
Выводы и предложения……………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМФ пенс страх-е всистеме соц обеспечения.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

- накопительной части трудовой пенсии по старости (выплата средств пенсионных накоплений, рассчитываемая в соответствии с ожидаемым периодом выплаты пенсии);

- срочной пенсионной выплаты (распространяется исключительно на средства пенсионных накоплений, сформированные в рамках добровольного пенсионного страхования);

- единовременной выплаты (назначается тем, у кого средства накопительной части пенсии составляют 5% и менее от средств трудовой пенсии по старости. Все средства пенсионных накоплений выплачиваются человеку одной выплатой);

- выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица (средства пенсионных накоплений человека в полном объеме передаются его правопреемникам, если он умирает до момента назначения ему выплаты средств пенсионных накоплений).

В таблице 4 рассмотрим численность пенсионеров, получающие пенсии через ПФ РФ за 2010 – 2012гг.

Таблица 4

Численность и динамика пенсионеров за 2010 – 2012гг.

Наименование

Численность пенсионеров тыс. чел., их динамика

2010г.

2011г.

Абс.

%

2012г.

Абс.

%

Всего пенсионеров, в т.ч.

39 711,2

40 167,4

456,2

101,1

40 578,1

410,7

101,0

Получателей трудовых пенсий:

36 564,4

36 915,8

351,4

101,0

37 250,7

334,9

100,9

по старости

32 465,6

32 984,8

519,2

101,6

33 454,3

469,5

101,4

по инвалидности

2 654,6

2 540,8

- 113,8

95,7

2 444,3

- 96,5

96,2

по случаю потери кормильца

1 444,2

1 390,2

- 54,0

96,3

1 352,1

- 38,1

97,3

Получателей пенсий по государственному

пенсионному обеспечению:

3 146,7

3 251,6

104,9

103,3

3 327,4

75,8

102,3

социальных пенсий

2 763,2

2 852,7

89,5

103,2

2 910,7

58,0

102,0

пенсий федеральных государственных

гражданских служащих

49,3

55,5

6,2

112,6

61,7

6,2

111,2

Пенсий военнослужащих и членов их семей

60,2

57,8

- 2,4

96,0

55,7

- 2,1

96,4


Источник: Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 – 2012гг.

 

 Из таблицы 4 видно, что основную массу пенсионеров составляют получатели трудовых пенсий: в 2010г. – 92,1%; в 2011г. – 91,2% и в 2012г. – 91,8% от общей численности всех пенсионеров.

Получатели пенсии по государственному пенсионному обеспечению за 3 года составляют 7,9%; 8,8% и 8.2% соответственно.

В свою очередь, получатели трудовых пенсий и получатели по государственному пенсионному обеспечению тоже имеют деление по видам пенсий.

 

 

2.3. Основные проблемы  пенсионного страхования в России  и пути их решения

Основной проблемой пенсионного обеспечения является низкий размер пенсии.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25 мая 2009 г. определены основные цели и задачи бюджетной политики на 2010 – 2012гг. Бюджетная политика должна быть ориентирована на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Для этого необходимо обеспечить исполнение социальных обязательств и придать им более адресный характер, снизить бюджетный дефицит, перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Следует определить оптимальные формы поддержки экономики и финансовой системы, повысить качество публичных услуг для граждан.

В бюджетном послании от 25 мая 2009г. президент РФ предлагает в 2010 г. средний размер трудовой пенсии по старости увеличить – он  должен превысить 8 тыс. руб. В 2010 г. средний размер трудовой пенсии составил 7 811 рублей. Только в 2011 г. средний размер трудовой пенсии превысил 8 000 рублей и составил 8 510 рублей, а в 2012г. – 9 405 рублей.

Мы видим, что правительство Российской Федерации повышает трудовые пенсии, но это повышение незначительно: в 2011г на 8,9%, в 2012г – на 10,5%. За период с 2010 – 2012гг. также незначительно повышается и число пенсионеров – всего на 1,1% в среднем за каждый год.

Для решения задачи по повышению размера пенсий государство предлагает перевести накопительную часть пенсии в НПФ, для дальнейшего инвестирования этой части, с целью ее увеличения.

Также правительство Российской Федерации предлагало увеличит возраст выхода на пенсию, что снизит численность пенсионеров и увеличит доходы в Пенсионный Фонд, за счет страховых взносов. Средняя продолжительности жизни у женщин – 73г, у мужчин – 60л. Это приведет к неофициальному трудоустройству, так как у населения возникнет вопрос «Зачем и для кого платить страховые взносы на ОПС?» И это, в свою очередь, приведет к большому уменьшению доходов не только пенсионного фонда, но и других фондов социального обеспечения.

В рамках научного семинара с докладом выступил руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Его мнение по поводу пенсионной системы следующее: «Пенсионная система в самом скором времени станет одной из главных макроэкономических и политических проблем. Как известно, в 2000-м году была проведена пенсионная реформа. В рамках общего мирового тренда была введена накопительная компонента, и здесь приведены основные показатели пенсионной системы. Из этого видно, во-первых, что средние пенсии растут достаточно быстро, уровень средней пенсии остается примерно равным прожиточному минимуму пенсионера, а во-вторых, что отношение средней пенсии к зарплате, т. е. коэффициент замещения, достаточно быстро падает. Я буду говорить только о трудовых пенсиях, это основная часть, более 90% пенсионных выплат, для них как раз была сформулирована определенная достаточно четкая система при реформе 2002 года.

Основная проблема, с точки зрения перспектив (мы будем рассматривать прогноз до 2050 года) – это ухудшающаяся демография. Так же, как и в других развитых странах, у нас снижается удельный вес населения трудоспособного возраста, возрастает удельный вес людей в пенсионном возрасте. В результате резко ухудшается соотношение между числом работников и числом пенсионеров труда. Как можно оценить в этих условиях долгосрочные перспективы пенсионной системы? Я исходил из того, что после 2010 года объем трансфертов из общих доходов бюджета в пенсионную систему, в процентах ВВП, будет поддерживаться на том же уровне, который предусмотрен бюджетом на 2010-й год. Что эффективная ставка социальных отчислений, ее снижение замедлится, потом прекратится за счет того, что будет индексироваться шкала социальных отчислений, с тем, чтобы поддерживать постоянную среднюю ставку. При этих предположениях оказывается, что на протяжении всего периода у нас можно ожидать роста средней пенсии, но, в то же время, в период между 10-м и 30-м годом ее рост резко замедлится, примерно в 3 раза, по сравнению с нынешней декадой. То есть, если сейчас средний рост был 8,4%, то он снизится до 2,5–3%. Само по себе это еще не говорит о финансовой устойчивости пенсионной системы. Чтобы оценить ее, я посмотрел, как система может исполнять свои обязательства. Здесь, к счастью для пенсионной системы, ее особенностью является то, что на законодательном уровне пенсионные обязательства определены достаточно мягко. Строго говоря, они определены в номинальном выражении в условиях инфляции и, все-таки, роста экономики, ожидаемого выхода зарплаты из тени и т. д. Прогнозы показывают, что реально пенсионная система сможет не только выполнять свои законодательно определенные обязательства, но и индексировать все обязательства на инфляцию. Вот здесь показано, что в период между 13-м и 25-м годом выполнить обязательства практически удастся, будет возможность индексировать на инфляцию, а после этого можно будет индексировать их даже больше. Таким образом, формально, наша пенсионная система устойчива даже с запасом, то есть, хотя она должна только номинально выполнять свои обязательства, она может даже в реальном положении поддерживать, а в какие-то периоды даже повышать эти обязательства. Но это только одна сторона дела.

Второе требование к пенсионной системе – она должна обеспечивать социально приемлемый уровень пенсий, и для характеристики такой приемлемости обычно используют коэффициент замещения. Но здесь есть некоторая путаница. На Западе используют другое его определение: это соотношение между уровнем пенсии, назначаемом при выходе на пенсию, и последней зарплатой, зарплатой перед выходом на пенсию. У нас берут просто соотношение средней пенсии и средней зарплаты. Для простоты я буду рассматривать только этот показатель, хотя качественно выводы одни и те же, каким бы мы ни пользовались индексом. Так вот, оказывается, что после 2010 года у нас начинает быстро падать коэффициент замещения, в 18-м году он падает до уровня ниже 20%, в 2002 году он был выше 30%, что можно считать более или менее приемлемым показателем. В 2017 падает ниже 20%, что уже явно неприемлемо, минимальную точку проходит в 2027 году, по моим оценкам, это 16,5%, то есть вдвое ниже, чем в начале. Затем показатель начинает расти, но даже к концу периода не достигает начального уровня, выходит где-то на уровень 22%.

Еще я упустил важный факт, что, естественно, эти прогнозы зависят от того, какой будет доходность пенсионных накоплений. Здесь, к сожалению, ситуация просто ужасающая. В 2006 году у нас 97% управлялись государственной компанией «ВЕП», которая получила доходность 5,7% процента, то есть отрицательная доходность больше, чем минус 3%. Не государственные получили доходность в среднем 20%, а всего…» [14].

Основной проблемой является экономическая. Из всех расходов ПФ РФ расходы на выплату пенсий в среднем составляют 84%. Для решения этой проблемы необходимо:

- стимулировать предприятия  повысить заработную плату;

- ужесточить меры по неофициальному трудоустройству (уплата больших штрафов);

- контроль за расчетом  и уплаты страховых взносов;

- стимулирование увеличения  трудового стажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения.

Социальная политика государства в сфере пенсионного обеспечения в полной мере зависит от общего экономического положения в стране.

Пенсионное обеспечение - это форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Пенсионное обеспечение населения является одним из направлений социальной политики государства.

Пенсионное обеспечение представляет собой государственную и негосударственную, обязательную и добровольную поддержку лиц, потерявших способность трудиться из-за старости или потерявших доходы по иным обстоятельствам. Пенсионное обеспечение граждан осуществляется за счёт бюджетных средств всем нуждающимся гражданам в случае наступления инвалидности, пенсионного возраста и потери кормильца независимо от наличия трудового стажа и получаемых доходов.

Обязательным страховым обеспечением являются:

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

- страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

В свою очередь Пенсионный фонд выполняет следующие основные функции:

    1. Формирование и использование финансовых ресурсов.
    2. Установление и выплаты пенсий.

Основной проблемой пенсионного страхования на сегодняшний день остается низкий уровень пенсий.

 

 

Список использованной литературы.

    1. Нормативно-правовые материалы:
    1. Федеральный закон от 06.10.2011 №268 - ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год"
    1. Федеральный закон от 02.10.2012 №152 - ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год"
    2. Федеральный закон от 30.09.2013 №255 - ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год"
    3. Годовой отчет пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год.
    4. Годовой отчет пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год.
    5. Годовой отчет пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год.
    6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
    7. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах"

 

    1. Специальная литература:
    1. Авдеев В. В. Обязательное пенсионное страхование / В. В. Авдеев / / Налоги. - 19/ 5/2009. - N 19. - С. 8-15.
    1. Борисенко Н. Ю. Пенсионное обеспечение : учебник для вузов / Н. Ю. Борисенко . - М. : Дашков и К' , 2009. - 572 с.

 

    1. Интернет – ресурсы:
    1. www.dissercat.com/content/pensionnoe-strakhovanie-v-rossii-finansovoe-obespechenie-strategiya-upravleniya-i-razvitiya.
    1. www.consultant.ru.
    2. www.pfrf.ru
    3. www.ru-90.ru/library/ssi/pension/170
    4. www.sibac.info.

 

 


Информация о работе Пенсионное страхование в системе социального обеспечения