Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:38, курсовая работа
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения страны.
Повышенный интерес к проблемам пенсионной системы, а также социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что в России пенсионеры составляют одну из самых многочисленных групп населения. К сожалению, в настоящее время пенсионная система не отвечает требованиям рыночной экономики и запросам граждан
Введение. ……………………………………………………………..3
1. Теоретические основы организации пенсионного страхования
1.1. Сущность и основные характеристики пенсионного страхования….5
1.2. Характеристика пенсионной системы России…………………………8
1.3. Характеристика Пенсионного фонда России и его роли в системе пенсионного страхования……………………………………………………14
2. Анализ действующей системы обязательного пенсионного страхования
2.1. Анализ формирования ресурсов системы обязательного пенсионного страхования ………………………………………………………………….21
2.2. Оценка эффективности действующей системы пенсионного страхования. …………………………………………………………………23
2.3. Основные проблемы пенсионного страхования в России и пути их решения……………………………………………………………………….29
Выводы и предложения……………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………
- обязательные профессиональные пенсионные системы, обеспечивающие защиту работников, работающих в неблагоприятных условиях труда;
- добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей, и самостоятельные пенсионные накопления трудоспособного населения.
2.1 Динамика формирования ресурсов системы обязательного пенсионного страхования
Формирование ресурсов системы обязательного пенсионного страхования зависит от работающего населения, так как именно за счет них формируются страховые взносы по ОПС, которые, в свою очередь формирую наибольшую часть доходов ПФР.
В таблице №1 рассмотрим динамику ресурсов ПФ РФ за 2010 -2012гг. по обязательному пенсионному страхованию.
Таблица 1
Доходы ПФР по ОПС за 2010 – 2012гг.
Наименование показателя (млрд. руб.) |
2010г. |
2011г. |
Абс. |
% |
2012г. |
Абс. |
% |
Доходы всего |
4 610,0 |
5 255,6 |
645,6 |
114,0 |
5 890,4 |
634,8 |
112,1 |
Доходы по накопительной составляющей бюджета ПФ РФ |
361,2 |
418,1 |
56,9 |
115,8 |
476,9 |
58,8 |
114,1 |
Страховые взносы на ОПС |
1 900,0 |
2 815,3 |
915,3 |
148,2 |
3 026,4 |
211,1 |
107,5 |
Дополнительные взносы на ОПС |
3,6 |
4,1 |
0,5 |
113,9 |
6,2 |
2,1 |
151,2 |
Источник: Федеральный Закон об исполнении бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2010 - 2012гг.
Из таблицы 1 видно, что доходы ПФ РФ за 2010 – 2012гг. с каждым годом увеличиваются в среднем на 13%.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2011г., по сравнению с 2010г. увеличились на 915,3 млрд. руб., что составляет 48,2%. В 2012г., по сравнению с 2011г. увеличение составило 211,1 млрд. руб., это всего 7,5%.
Высокий процент увеличения (более чем на 50%.) наблюдается в 2012г. в части доходов - дополнительные взносы на обязательное пенсионное страхование.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2011 год поступили в общей сумме 2,8 трлн. рублей, или 102,9% от плана. Сумма поступлений страховых взносов за 2011 год превышает поступления 2010 года почти на 0,9 трлн. рублей, что связано в основном с увеличением в 2011 году тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 26% (установленный тарифа обязательное пенсионное страхование в 2010 году – 20%).
Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2011 год составили 418,1 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (НЧП) поступило 376,6 млрд. рублей, что на 52 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.
На выплату пенсий в 2011 году направлено 4,1 трлн. рублей, что на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Из них на выплату трудовых пенсий направлено 3,8 трлн. рублей, что на 0,4 трлн. рублей больше, чем в 2010 году.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2012 год поступили в общей сумме 3,0 трлн. рублей, что превышает аналогичные показатели 2011 года на 0,2 трлн. рублей. При этом тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование был снижен в 2012 году с 26% до 22%.
Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2012 год составили 476,9 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 440,3 млрд. рублей, что на 63,7 млрд. рублей больше, чем в 2011 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии.
На выплату пенсий в 2012 году направлено 4,5 трлн. рублей, что на 443 млрд. рублей больше, чем в 2011 году.
2.2. Оценка эффективности действующей системы пенсионного страхования
С 1 января 2010 года в Российской Федерации введены социальные доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, обеспечивающие доведение совокупного размера материального обеспечения пенсионеров до уровня
прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Это одна из ключевых мер Правительства Российской Федерации, направленная на искоренение бедности среди старшего поколения.
С 1 января 2010 года произведена валоризация– переоценка денежной стоимости пенсионных прав граждан. Расчетный пенсионный капитал гражданина, сформированный до пенсионной реформы 2002 года, был проиндексирован на 10% и сверх того – на 1% за каждый полный год общего трудового стажа (без ограничения), приобретенного до 1 января 1991 года. Валоризация проводилась в целях улучшения материального обеспечения граждан старшего поколения. В результате мероприятий, проведенных Пенсионным фондом Российской Федерации, переоценка пенсионных прав проведена в отношении 36 млн. пенсионеров. У 11,6 млн. пенсионеров при этом дополнены сведения о трудовом стаже.
В 2010 году в соответствии с законодательными решениями Пенсионный фонд Российской Федерации осуществил три индексации размеров пенсий:
- с 1 апреля – дополнительное увеличение трудовых пенсий на 6,3%;
- с 1 апреля – индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 8,8%;
- с 1 июля – индексация социальных пенсий по росту прожиточного минимума пенсионера на 3,41%.
Рассмотрим расходы ПФР на пенсионное обеспечение в таблице 2.
Таблица 2
Расходы ПФР на пенсионное обеспечение.
Наименование показателя (млрб. Руб.) |
2010г. |
2011г. |
Абс. |
% |
2012г. |
Абс. |
% |
Расходы всего |
4 249,2 |
4 922,1 |
645,6 |
114,0 |
5 890,4 |
634,8 |
112,1 |
Расходы на выплату пенсий |
3 700,0 |
4 081,2 |
381,2 |
110,3 |
4 524,0 |
442,8 |
110,8 |
Из таблицы видно, что расходы на выплату пенсий составляют основную часть из всех расходов Пенсионного фонда. В 2010г. расходы на выплату пенсий составили 87% от всех расходов; в 2011г. – 82,9% и в 2012г. – 76,8%.
В целом в 2011 году Пенсионный фонд Российской Федерации направил на выплату пенсий свыше 4,1 трлн. рублей, что на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий составили 3,8 трлн. рублей, что на 375,3 млрд. рублей больше, чему в 2010 году. Факторами увеличения расходов бюджета ПФР на выплату пенсий стали прирост числа пенсионеров и осуществление плановых индексаций пенсий.
Индексация пенсий осуществлялась в установленные законодательством сроки:
- с 1 февраля – индексация
трудовых пенсий на 8,8% исходя
из уровня роста
- с 1 апреля – пенсий
по государственному
Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год составило 12,51% (с учетом проведенной с 1 апреля 2010 года индексации). С учетом проведенных и запланированных мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения, в конце 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составил 172 %. Это означает, что в 2010 году, как и в 2009 году, был обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий.
За 2011 год пенсии увеличились на 8,9% при росте индекса потребительских цен на 6,1%. В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2011 года увеличился на 699 рублей и на конец года составил 8 510 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости за 2011 год увеличился на 710 рублей и на конец года составил 8 876 рублей, что в 1,7 раза превысило величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.
Средний размер социальной пенсии увеличился на 476 рублей и составил на конец 2011 года 5 207 рублей.
В общем в 2012 году Пенсионный фонд Российской Федерации направил на выплату пенсий 4,5 трлн. рублей, что на 443 млрд. рублей больше, чем в 2011 году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий составили 4,2 трлн. рублей, что на 402 млрд. рублей больше, чем в 2011 году. Факторами увеличения расходов бюджета ПФР на выплату пенсий стали прирост числа пенсионеров и осуществление плановых индексаций пенсий.
В августе 2012 года ПФР произвел корректировку размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности 13,7 млн. работающих пенсионеров. Корректировка в беззаявительном порядке производится с 1 августа каждого года на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших за работающих пенсионеров в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые ранее не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии при ее назначении (переводе с одной пенсии на другую) или перерасчете.
В 2012 году ПФР обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан. Повышен уровень пенсионного обеспечения 40,6 млн. пенсионеров.
Индексация пенсий осуществлялась в установленные законодательством сроки:
- с 1 февраля – индексация трудовых пенсий на 7%, исходя из уровня роста потребительских цен за 2011 год (6,1%);
- с 1 апреля – дополнительное увеличение трудовых пенсий на 3,41%. С учетом двух индексаций повышены пенсии 37 млн. пенсионеров;
- с 1 апреля – индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за 2011 год. Повышены пенсии 3,6 млн. человек, из которых 2,9 млн. человек – получатели социальных пенсий.
В целом за 2012 год пенсии увеличились на 10,6% при росте индекса потребительских цен на 6,6%.
В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2012 года увеличился на 895 рублей и на конец года составил 9 405 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости за 2012 год увеличился на 914 рублей и на конец года составил 9 790 рублей, что в 1,9 раза превысило величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.
Рис. 1 Средний размер пенсии за 2010 – 2012гг.
Рассмотрим в таблице 3 Средний размер пенсии за 2010 – 2012гг.
Таблица 3
Средний размер пенсии за 2010 – 2012гг.
Период |
Средний размер пенсии, руб. | |||||
Средний размер пенсии в РФ. |
Трудовая пенсия |
Пенсия по старости |
Пенсия по инвалидности |
Пенсия по случаю потери кормильца |
Социальная пенсия | |
2010г |
7 594 |
7 811 |
8 166 |
5 100 |
4 810 |
4 731 |
2011г |
8 273 |
8 510 |
8 876 |
5 497 |
5 323 |
5 207 |
2012г |
9 154 |
9 405 |
9 790 |
5 323 |
5 948 |
5 919 |
Источник: Годовой отчет Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2010 – 2012гг.
1 июля 2012 года вступил
в силу Федеральный закон от
30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке
финансирования выплат за счет
средств пенсионных накоплений»
Информация о работе Пенсионное страхование в системе социального обеспечения