Понятие, функции, сущность, виды, принципы и структура социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения.
При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

Vvedenie (3).docx

— 170.79 Кб (Скачать файл)

Именно  от полной реализации этих принципов  зависит эффективность новой  системы социального обеспечения.

Рассмотрим  основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения. Одним из важных факторов, влияющих на эффективность социального обеспечения, является такой социальный норматив как бюджет прожиточного минимума. (Рост прожиточного минимума в среднем на душу населения будет опережать рост потребительских цен (в среднем за год) в 2012 году – на 2,5 процентного пункта, в 2013 году – на 7,4 процентного пункта и в 2014 году – на 2,5 процентного пункта) [2]. Предлагаемая в прогнозе относительно медленная динамика восстановления доходов населения не способствует более активному сокращению численности малообеспеченного населения. В результате численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения снизится с 13,1 % в 2011 году (по оценке) до 12,5 % в 2014 году, то есть лишь на 0,6 процентного пункта. Причем в 2013 году прогнозируется увеличение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 12,8 % по сравнению с 12,7 % в 2012 году, что объясняется в материалах прогноза повышением стоимости потребительской корзины.) К сожалению, этот принцип в настоящий момент времени существует больше теоретически, нежели практически, так как ухудшающееся социально экономическое положение не позволяет окончательно определить эту константу. Считается также, что минимум пенсии должен соответствовать минимуму заработной платы, но, однако уровень минимальной зарплаты оказался величиной непостоянной, да и практика показала, что финансово-экономическое положение страны не позволяет прогрессивно увеличивать эти важнейшие социальные показатели. Государство уделяет значительное внимание вопросам охраны материнства и детства. Специальные пособия, связанные с этими вопросами, а также пособия по временной нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются за счет фонда социального страхования, Пенсионного Фонда и других внебюджетных фондов. Современная система социального обеспечения предусматривает новый вид социальной помощи населению - пособие по безработице. В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает новые виды дополняющие систему пособий, такие как компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще узкому кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. [5]

Необходимым элементом федеральной  системы социального обеспечения  наряду с пенсионной системой и системой обеспечения граждан пособиями  является система социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных и семей  с детьми. В комплекс социальных услуг входят услуги, оказываемые в медико-социальных учреждениях, содержание детей в детских учреждениях бесплатно либо со скидкой, профессиональное обучение и трудоустройство лечения как вид профилактическую, реабилитационную, инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами и средствами передвижения, а также протезно-ортопедическая помощь.

Система медицинской помощи и социальной помощи включает: диагностическую, протезно-ортопедическую и зубопротезную  помощь, а также меры социального  характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая  выплаты пособий по временной  нетрудоспособности. Гарантии осуществления  медико-социальной помощи закреплены законодательством. Также в условиях переходного периода большое  значение приобретает такой самостоятельный  вид социального обеспечения  как бесплатная лекарственная помощь, либо со скидкой, и обеспечение нуждающихся  в подобном виде услуг путевками  для санаторно-курортного лечения  либо бесплатно, либо со скидкой.

Система льгот по системе  социального обеспечения предоставляемых  государством адресована ветеранам, военнослужащим и их семьям, работникам МВД и  их семьям и другим некоторым категориям граждан. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг  и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского  транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте, скидку на установленную плату за пользование телефоном. [8]

Так же, в системе Социального обеспечения существует и такое понятие, как Социальное обслуживание граждан.

Социальное обслуживание – это предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т.д., которую человек не может преодолеть самостоятельно).[4]

Социальное обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств бюджета), так и на платной. Его предоставление может быть организовано в учреждениях  любой организационно-правовой формы  — негосударственных, муниципальных и государственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, а также лица, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

В соответствии с Законом  РТ от 5 февраля 2010г. № 170-ОЗ «О социальном обслуживании населения в РТ»  в области гарантируется право  на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном секторе системы  социального обслуживания в порядке  и на условиях, установленных законами и иными нормативными правовыми  актами области.

Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

3) социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях их социальной адаптации;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, на организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

5) социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

6) социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:

1) обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;

2) предоставление временного приюта;

3) реабилитационные услуги;

4) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

5) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

6) дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;

7) социально-консультационная помощь;

8) материальная помощь;

9) срочное социальное обслуживание;

10) предоставление жилого помещения в специальных домах для одиноких престарелых граждан.

К категориям граждан и  группам населения, имеющим право  на социальное обслуживание в государственном  и негосударственном секторах системы социального обслуживания РТ, относятся:

1) дети (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, дети-инвалиды, дети, имеющие отклонения в умственном, психическом и физическом развитии, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорные);

2) семьи (малообеспеченные, неполные, многодетные, имеющие в  своем составе инвалидов, в  том числе детей-инвалидов; с  несовершеннолетними родителями);

3) отдельные граждане (безработные, бездомные, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных или приравненных к ним бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы);

4) женщины (подвергшиеся психофизическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери, беременные женщины, кормящие матери);

5) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины  старше 60 лет) и инвалиды (в том  числе дети-инвалиды), нуждающиеся  в постоянной или временной  посторонней помощи в связи  с частичной или полной утратой  возможности самостоятельно удовлетворять  свои основные жизненные потребности  вследствие ограничения способности  к самообслуживанию и (или)  передвижению;

6) граждане без определенного места жительства и занятий;

7) другие категории граждан,  попавших в трудную жизненную  ситуацию.

Особую социальную значимость имеют вопросы опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детской беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной классификации 1004 «Охрана семьи и детства».

Таким образом, в настоящее  время при проведении мероприятий  государственной социальной политики в Российской Федерации обеспечивается реализация принципов адресности и нуждаемости, а формы предоставления социальной помощи и социального обслуживания взаимосвязаны с экономическими, демографическими, политическими и другими необходимыми факторами.[9]

 

 

1.2 Социальная политика. Право на социальное обеспечение.  Социальные программы, как инструменты, регулирующие систему социального обеспечения

 

Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.[4]

В системе социального  обеспечения социальная политика охватывает такую сферу как социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

Финансируется государственная  социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные  социальные группы, соответствующие  либо идеологическим установкам государства  на данный момент, либо ценностным ориентациям  общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении  здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в  определённых неблагоприятных жизненных  ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной  социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии  государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности в обществе и в социальной политике

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Семейный кодекс Российской Федерации;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  4. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195;
  5. ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178;
  6. ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.

Право на социальное обеспечение  представляет собой одно из социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице, по бедности (Статья 39 Конституции РФ).

Право на социальное обеспечение  каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что  Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Информация о работе Понятие, функции, сущность, виды, принципы и структура социального обеспечения