Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа
Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения.
При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Оренбургской области:
В Оренбургской области, как и в целом в Российской Федерации, на протяжении ряда лет демографическая ситуация характеризуется увеличением доли граждан пожилого возраста в общей численности населения.
Доля жителей в возрасте старше трудоспособного (415,2 тыс. чел.) составляет более 30 процентов от трудоспособного населения области (1339,8 тыс. чел.).
Тенденция роста числа лиц пожилого и старческого возраста в общей структуре населения сопровождается увеличением числа одиноких пожилых людей, ухудшением состояния их здоровья, ограничениями в самообслуживании, ростом потребности в социальной помощи и услугах. Особенно ярко это выражено в малых селах, где основной состав жителей − пенсионеры и люди предпенсионного возраста.
В обществе постоянно возрастает потребность в социальных услугах, и в стационарном обслуживании в частности; в этих условиях государственные стационарные учреждения социального обслуживания (далее − стационарные учреждения) продолжают оставаться востребованной, традиционно сложившейся формой социального обслуживания населения.
Для улучшения качества медицинского
обслуживания, совершенствования форм
и методов лечебно-
Улучшение качества обслуживания невозможно без квалифицированных кадров.
Обслуживанием престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях занимаются 2124 человек, в том числе: 1954 медицинских и 97 педагогических работников, что составляет лишь 74% от утверждённого штатного расписания, в т.ч. укомплектованность штата врачами составляет 72%, средним медицинским персоналом – 63%. Высокая степень сложности и напряжённости работы в этих учреждениях при средней заработной плате в 4500 – 5000 рублей в месяц вызывает текучесть кадров и исключает возможность приёма на работу квалифицированных специалистов.
Реализация
данного направления в рамках
ведомственной целевой
Развитие комплексной реабилитационной деятельности государственных учреждений системы социальной защиты населения:
На начало 2010г в Оренбургской области зарегистрировано около 240,0 тыс. инвалидов (11% от общей численности населения), в т.ч. около 3,0 тыс. инвалидов - колясочников.
Эффективное решение проблем инвалидов, создание условий для их беспрепятственного доступа к транспортным услугам возможно только при активной государственной поддержке, направления которой, совместно с министерством социального развития области, реализуют государственные учреждения системы социальной защиты населения «Областной реабилитационно-технический центр» (далее - ГУ «ОРТЦ»), и «Областной центр комплексной реабилитации инвалидов «Русь» (далее - ОЦКРИ «Русь»).
ГУ «ОРТЦ», который действует в Оренбургской области, - одно из немногих в стране учреждений, с помощью которого решаются отдельные вопросы транспортной доступности инвалидов.
С 2008 года на базе государственного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Областной реабилитационно-технический центр» создана и действует служба «Социальное такси», главная задача которой - обеспечение доступности транспортных услуг для инвалидов, имеющих в силу характера заболевания трудности в самостоятельном передвижении.
Ежегодно в ГУ «ОРТЦ» осуществляется бесплатное обучение вождению автомобиля около 200 инвалидов.
Комплексная реабилитация и оздоровление инвалидов всех возрастных групп и отдельных категорий граждан осуществляется на базе ГУССЗН ОЦКРИ «Русь» по системе специализированных заездов сроком от 12 до 24 дней, что позволяет ежегодно получать курс реабилитации более тысячи детям-инвалидам, ветеранам войн, и другим категориям граждан. Лечебно-оздоровительные процедуры, психологические тренинги, мероприятия социокультурного и спортивного плана позволяют инвалидам лучше приспособиться в быту, сделать первый шаг к независимой жизни и стать полноценными членами общества.
Принятие Программы позволит
расширить перечень предоставляемых
инвалидам государственных
Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию:
Одним из приоритетных направлений в области социальной политики Правительства Оренбургской области является решение социальных проблем семей с детьми, безнадзорных и беспризорных детей, а также несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время насчитывается около 300 тысяч семей с несовершеннолетними детьми, из них 46% - семей социального риска: многодетные, неполные, семьи с моральным неблагополучием.
В регионе сохраняется
неблагоприятная ситуация в сфере
социальной защиты семьи и детей:
увеличивается количество беспризорных
и безнадзорных детей, детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, численность незанятых
несовершеннолетних, количество разводов,
снижается роль семьи в воспитании
детей, что ведет к повышению
уровня суицидальной активности детского
населения и детской
Мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе и перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и детских учреждений, в области реализует государственное учреждение социального обслуживания «Транзитный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Реализация данного
Социальная реабилитация
и адаптация лиц без
Вопросы профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства (далее - лиц БОМЖ) являются одной из наиболее острых и болезненных социальных проблем современного российского общества. Изменившиеся социально-экономические условия создали предпосылки для увеличения численности лиц БОМЖ.
В настоящее время по данным различных источников в Оренбургской области около 3 тысяч человек являются лицами без определенного места жительства и занятий, фактически же число таких лиц колеблется от 2 тысяч человек в зимний до 3 тысяч человек в летний период.
Сегодня в системе социальных служб Оренбургской области отсутствует единая база данных о лицах БОМЖ, что не позволяет в полной мере оценивать данную проблему. Поэтому важным направлением в работе по преодолению бездомности является учет лиц без определенного места жительства в единой информационной базе данных, что позволит получить достоверные данные по бездомности и бродяжничеству, а также скоординировать действия всех ведомств и служб, по решению вопросов их медицинского обслуживания, установления инвалидности, назначения и выплаты им пенсий и пособий, с последующим их трудо- и жизнеустройством.
Для преодоления негативных тенденций, снижения социальной напряженности требуются целенаправленные, скоординированные действия всех ведомств и организаций, занимающихся проблемой бездомности.
Социальная значимость вышеизложенных
проблем обуславливает
Оказание социально-
В Оренбургской области проживает более 18 000 военнослужащих, из которых 2470 граждан, уволенных с военной службы, нуждаются в социальном обслуживании, а 1165 граждан являются инвалидами вследствие военной травмы или вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
Вследствие реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, массового увольнения военнослужащих с военной службы в запас (отставку) численность граждан данной категории постоянно растет.
Для решения проблем по
трудоустройству, жизнеустройству, переобучению,
медицинскому обслуживанию военнослужащих,
уволенных с военной службы, членов
их семей в Оренбургской области
с 1999 года действует государственное
учреждение «Оренбургский государственный
областной центр поддержки
За период работы по различным вопросам в Центр обратилось более 30,0 тыс. человек (в 2007 году – 5584 чел., в 2008 году – 4500 чел., в 2009 году – 3643 чел.), которые получили бесплатную квалифицированную помощь и социальную поддержку.
Принятие Программы позволит более активно решать эти вопросы.
Оказание адресной социальной поддержки отдельным категориям граждан Оренбургской области.
В Оренбургской области проживает:
более 3 тысяч граждан, имеющих особые заслуги перед Оренбургской областью; более 700 государственных гражданских служащих, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Оренбургской области от 27.11.1996 «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области»; 28 вдов и родителей погибших (умерших) Героев Социалистического Труда и кавалеров ордена Трудовой Славы 3-х степеней; Герой Советского Союза Рощин Н.А., получающий выплаты за счет средств областного бюджета.
Актуальность проблемы определяется необходимостью сохранения достигнутого в области уровня дополнительных мер социальной поддержки данных категорий граждан.
Решение данных задач на основе Программы позволит проводить в области единую политику в сфере социальной поддержки указанных категорий граждан.
Основными целями Программы являются:
Улучшение качества жизни и здоровья отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, и снижение социального неравенства; решение социальных проблем граждан пожилого и инвалидов, семей с детьми, безнадзорных детей, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также оказание адресной социальной поддержки отдельным категориям граждан Оренбургской области.
Основные задачи Программы:
Ожидаемые результаты Программы:
Ожидаемые показатели результатов реализации целей и задач Программы представлены в Приложении 2 к ведомственной целевой программе «Развитие системы социального обслуживания населения и адресной социальной поддержки граждан, нуждающихся в заботе государства, на 2010-2012 годы».
Перечень программных мероприятий:
Перечень и характеристика
основных программных мероприятий
представлены в Приложении 1 к ведомственной
целевой программе «Развитие
системы социального
Срок реализации:
Программа рассчитана на реализацию в 2010-2012 годах.
Описание последствий:
Реализация программно-целевого
подхода к решению
Информация о работе Понятие, функции, сущность, виды, принципы и структура социального обеспечения