Понятие, функции, сущность, виды, принципы и структура социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения.
При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

Vvedenie (3).docx

— 170.79 Кб (Скачать файл)

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Право российских граждан  на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение  является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, с точки зрения понятия социальной политики, социальное обеспечение - это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение  как особый социальный институт государства  является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки  зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот  или иной вид обеспечения можно  назвать социальным:

  1. необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;
  2. осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;
  3. установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;
  4. закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная  отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль  права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль  оно выделилось в конце 1960-х —  начале 1970-х гг., а до этого времени  отношения по социальному обеспечению  рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального  обеспечения не включается право  на бесплатное образование и обеспечение  жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения  следует рассматривать как составную  часть государственной системы  социальной защиты населения, которая  помимо социального обеспечения  включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной  оплате труда и другие меры, необходимые  для нормальной жизнедеятельности  человека и функционирования государства.

Таким образом, понятие «социальная  защита» значительно шире понятия  «социальное обеспечение», так как  последнее входит в категорию  первого.

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.[7]

Социальная программа  — это содержание и план деятельности с изложением основных целей и  задач решения социальных(ой) проблем(ы), характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.[4]

Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем  в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки  правительства улучшить жизнь населения  является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы.

Социальные программы  России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв  общества. К числу мер общего характера  относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием  ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся  в высших и средних учебных  заведениях и другие виды выплат.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к  рынку требует разграничения  социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в  отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются  в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и  за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено её ориентацией  на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики.

Основные способы осуществления  реальной социальной политики состоят  в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения  гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.

Не умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что подобный подход не позволяет  выстраивать государственные институты  управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных  ситуаций, социальных рисков, свершение  которых приводит к необходимости  масштабной социальной помощи, поддержки  и защиты. В этой связи для России и отдельных её регионов должно стать  актуальным стратегическое планирование — процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в  отдаленном пространственно-временном  измерении. В этом процессе ведущую  роль приобретают социальные программы  долгосрочного действия.

Долгосрочная целевая  социальная программа должна формироваться  на срок более 10 лет. Целевая программа  — это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное  планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования  материально-технических, кадровых и  финансовых ресурсов. Такая программа  предусматривает целенаправленное взаимодействие всех ее участников, определенных исполнителями намеченных программных  мероприятий.

Оценка реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить  в весьма отдаленном для ее разработчиков  будущем, и в большинстве случаев  не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы не были привлекательны цели стратегического планирования, хороши задуманные технологии, но их осуществление в руках конкретных людей. Поэтому механизм управления долгосрочными программами включая подбор, расстановку, управление преемственностью кадрами — участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положения, настоящего состояния, тенденции развития.[7]

1.3 Ведомственная целевая программа «Развитие системы социального обслуживания населения и адресной социальной поддержки граждан, нуждающихся в заботе государства, на 2010-2012 годы», на примере Оренбургской области

 

Цель программы:

  1. государственная поддержка престарелых граждан и инвалидов, улучшение условий проживания и повышение качества обслуживания в стационарных учреждениях;
  2. повышение жизненного потенциала инвалидов и других категорий граждан за счет адекватной, своевременной и качественной комплексной медико-социальной реабилитации и оздоровления; создание условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к транспортным услугам;
  3. совершенствование профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности; содействие стабильности семьи как социального института; оказание разносторонней социальной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  4. повышение доступности социального обслуживания лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, в том числе без определенного места жительства и занятий, создание условий для социальной реабилитации и адаптации лиц без определенного места жительства, находящихся на территории Оренбургской области;
  5. решение вопросов социальной адаптации, профессиональной переподготовки и трудоустройства военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;
  6. формирование эффективной системы мер адресной социальной поддержки граждан, нуждающихся в помощи со стороны государства.

В рамках Программы предусматривается  решение следующих задач:

  1. совершенствование медико-социальной помощи и реабилитационных услуг, лечебно-трудовой деятельности в стационарных учреждениях; повышение профессионального уровня и квалификации работников стационарных учреждений
  2. формирование беспрепятственного доступа инвалидов к транспортным услугам; комплексная медико-социальная реабилитация и оздоровление инвалидов и других отдельных категорий граждан;
  3. социальная реабилитация несовершеннолетних; возвращение в семьи и детские учреждения самовольно ушедших из них детей; повышение квалификации сотрудников на базе медицинских и педагогических учреждений;
  4. социально-консультативная помощь; социальная поддержка лиц категории без определенного места жительства; мероприятия по медико-социальной профилактике;
  5. социальная адаптация, содействие в профессиональной переподготовке и трудоустройстве военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей;
  6. оказание адресной социальной поддержки, сохранение социальных гарантий и повышение уровня жизни отдельных категорий граждан.

 Целевые показатели  программы:

  1. доля граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых в государственных учреждениях стационарного типа (домах-интернатах), от количества нуждающихся граждан (3235 человек);
  2. число инвалидов, получивших транспортные услуги и обученных вождению автотранспортом  (196 чел.);
  3. количество инвалидов и других отдельных категорий граждан, получивших социально-психологическую реабилитацию (100% от обратившихся);
  4. 100% охват детей, нуждающихся в транзитных перевозках;
  5. доля лиц без определенного места жительства, получивших помощь в  государственных учреждениях центрах социальной адаптации лиц без определенного места жительства (600 чел), от общего числа обратившихся лиц БОМЖ  (80%).
  6. оказание социально-консультативной помощи более 3000 военнослужащим, подлежащим увольнению в запас, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (100 %  от обратившихся в центр);
  7. 100% охват отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание адресной социальной поддержки, денежными выплатами.

Информация о работе Понятие, функции, сущность, виды, принципы и структура социального обеспечения