Понятие и система права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Преодолеть это самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4
1.1 Понятие социального обеспечения 4
1.2 Организационно-правовые формы социального обеспечения 8
1.3 Фонды социального обеспечения 15
2 ПРЕДМЕТ. МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 26
2.1 Предмет права социального обеспечения 26
2.2 Метод права социального обеспечения 33
2.3 Система права социального обеспечения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

Pravo socialnogo obespecheniya.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУТДЕНЦИЯ»

 

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А

 

 

 

По предмету:   Право социального обеспечения

 

На тему: «Понятие и система права социального обеспечения».

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                          3

1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ                                                           4

1.1 Понятие социального обеспечения                                                                            4

1.2 Организационно-правовые формы социального обеспечения                               8

 1.3 Фонды социального обеспечения                                                                             15

2  ПРЕДМЕТ. МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ    26

2.1 Предмет права социального обеспечения                                                                26

2.2 Метод права социального обеспечения                                                                    33

2.3 Система права социального обеспечения                                                                40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                  44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                        45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе жизни  каждый человек находится в опасности  перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии  его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования.

Преодолеть  это самостоятельно во многих случаях  невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Право российских граждан на социальное обеспечение  закреплено в Конституции РФ. В  ст. 39 говорится, что каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное  обеспечение - это форма распределения  материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1 Понятие социального обеспечения

Человеческая  жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится  в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым  непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги. 

Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни. 

В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни. 

Но при всей новизне  эта концепция должна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых, ранее исследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.   

В 20-30-е годы изучением  социального обеспечения и социального  страхования занимались H.A. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Теттерборн и др. 

В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования  различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование - как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права. 

Л.В. Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для социального страхования. 

В 50-60-е годы большой вклад  в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B.C. Андреев, Е.И. Астрахан, -.-. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P.M. Цивилев и др. 

B.C. Андреев называл социальным  обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан. 

В дальнейшем исследования в области социального обеспечения проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, A.C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др. 

Важное теоретическое  значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.  

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: - объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; - особые фонды, источники социального обеспечения; - особые способы предоставления средств к существованию; - закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах. 

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. 

Экономическая функция социального  обеспечения заключается в замещении  заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.  

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки. 

Политическая функция  социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются  значительные различия в уровне жизни  различных слоев населения. 

Демографическая функция  призвана стимулировать воспроизводство  народонаселения, необходимое для  нормального развития страны. 

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества. 

Таким образом, социальное обеспечение  представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования  и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию. 

Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью: - назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; - предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС; - оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам. 

Существование указанного комплекса  отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство  заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование. 

Что касается соотношения  государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать  как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

 

1.2 Организационно-правовые формы социального обеспечения

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции  РФ 1993г. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат  ему от рождения. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.                                      

Поощряются  добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительность. 

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято  разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых; источники  и способы формирования фондов для  финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.  

С учетом названных  признаков в настоящее время  можно выделить следующие формы: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь. 

Указанные формы  создаются для защиты населения  от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах  обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.  

На наш взгляд, данное определение нуждается в  серьезных уточнениях. Во-первых, использование  в тексте статьи союза "или" означает, что объектом обязательного социального  страхования служит возможное изменение не только материального, но и социального положения определенных категорий граждан. Однако социальное положение работающих лиц заключается именно в том, что они являются наемными работниками. Предоставление им пенсии по старости или инвалидности, либо пособия по безработице ни в коей мере не сможет восстановить их трудовой статус, а следовательно, "минимизировать" изменение их социального положения. Это в равной степени относится и к возможности восстановления социального положения индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятых лиц. 

Информация о работе Понятие и система права социального обеспечения