Понятие и система права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Преодолеть это самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4
1.1 Понятие социального обеспечения 4
1.2 Организационно-правовые формы социального обеспечения 8
1.3 Фонды социального обеспечения 15
2 ПРЕДМЕТ. МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 26
2.1 Предмет права социального обеспечения 26
2.2 Метод права социального обеспечения 33
2.3 Система права социального обеспечения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

Pravo socialnogo obespecheniya.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. 
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Учредителями (учредителем) фонда могут быть юридические  и физические лица.

Учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду  имущество, которое является собственностью фонда.

Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Учредители (учредитель), вкладчики и участники, а также  государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, участников и  государства.

Учредительными  документами фонда являются устав  и учредительный договор.

Устав фонда  утверждается его учредителями (учредителем). Порядок создания фонда определяется учредительным договором, заключенным  его учредителями. 
Фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию. Фонд получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения с даты получения разрешения (лицензии).

Негосударственный пенсионный фонд в соответствии с  уставом выполняет следующие  функции:

Негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно  выплачиваемые гражданину в соответствии с условиями пенсионного договора между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию. 
Под вкладчиком понимается физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд, под участником - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии.

Участник может  выступать вкладчиком в свою пользу.

Пенсионный  договор в обязательном порядке  должен содержать: 
- наименование сторон;- сведения о предмете договора;

- положения  о правах и об обязанностях  сторон;

- положения  о порядке и об условиях  внесения пенсионных взносов;

- вид пенсионной  схемы;

- пенсионные основания;

- положения о порядке  выплаты негосударственных пенсий;

- положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

- сроки действия и прекращения  договора;

- положения  о порядке и об условиях  изменения и расторжения договора;

- положения  о порядке урегулирования споров;

- реквизиты  сторон.

Пенсионным  договором могут быть предусмотрены  другие положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации. 
Негосударственные пенсионные фонды в России существуют на основании указа президента от 16 сентября 1992 года, который определил общие принципы этого вида деятельности.

В настоящее  время, правовые, экономические и  социальные отношения, возникающие  при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля над их деятельностью регулирует Закон о негосударственных пенсионных фондах.

Суть закона в том, что каждый нетрудоспособный россиянин имеет право на государственную  пенсию за то, что работал. Но, кроме  того, право на дополнительную негосударственную пенсию, которую может обеспечить себе сам.

В большинстве  европейских стран именно выход  на пенсию открывает широкие возможности  для пенсионеров, которые могут  позволить себе как отдых у  моря, так и новый автомобиль. К сожалению, говорить о достойной жизни пенсионеров в нашей стране не приходится. Очевидно, что и в ближайшие годы правительству страны не решить эту проблему. Слабое состояние экономики страны, а также демографическая ситуация в долгосрочном плане, уменьшение соотношения числа работающих граждан к числу пенсионеров не дают основания ожидать заметного повышения государственных пенсий.

Пенсионная  реформа предполагает изменение  ответственности за будущую пенсию. Эта ответственность будет возлагаться  на работодателя, на государство и на самого работника. То есть речь идет о наличии государственной пенсии и пенсии дополнительной. 
Для реализации этого в России создан новый институт финансовых организаций - негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды - некоммерческие организации, не имеющие своей целью получение прибыли. Их деятельность лицензируется, контролируется государством и целиком направлена на формирование и приумножение пенсионных накоплений граждан (участников фондов).

 

 

 

2  ПРЕДМЕТ. МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Предмет права социального обеспечения

Совокупность  правовых норм, регулирующих отношения  по материальному обеспечению из внебюджетных фондов социального страхования  или за счет средств государственного бюджета лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума. по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, образует самостоятельную отрасль права - право социального обеспечения.  

В настоящее  время объективная необходимость  выделения указанной совокупности правовых норм. обладающих рядом специфических  признаков, в самостоятельную отрасль  права уже не вызывает никаких  сомнений у отечественных специалистов.  

До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права. В частности, отечественная наука относила: - отношения по обеспечению рабочих и служащих и членов их семей в старости, при наступлении нетрудоспособности, потере кормильца - предмету трудового права; - отношения но обеспечению членов колхозов в аналогичных случаях до принятия Закона 1964  "0 пенсиях и пособиях членам колхоза" к предмету колхозного права; - отношения но обеспечению в этих же случаях лиц, занятых несением государственной службы - к предмету административною права. Главным критерием для включения данных отношений в предмет той или иной отрасли служил характер общественно-полезной деятельности граждан в прошлом или настоящем: труд на основании трудового договора, труд в качестве члена колхоза, служба в армии, в органах государственной безопасности или внутренних дел и пр.

Нормы, регламентирующие отношения в области медицинского обслуживания, а также содержания и воспитания детей в детских учреждениях, ни в одной отрасли права детально не изучались. Отдельные проблемы рассматривались лишь в контексте административного или семейного права.  

Впервые мысль  о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права высказал B.C. Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Затем он сформулировал понятия предмета и метода отрасли права социального обеспечения, разработал принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.  

B.C. Андреев предложил  относить к предмету права  социального обеспечения те отношения,  которые соответствуют следующим  критериям: - одним из субъектов  этих отношений является гражданин,  а другим государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов; - отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство: -  посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение. 

Если конкретное отношение не отвечает указанным  критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением - к административному праву.  

Думается, что  названные критерии сохраняют свою научную ценность и в современный период. С учетом новых социально-экономических условий, изменения механизмов финансирования, появления новых социальных опасностей и других факторов, они в несколько преобразованном виде по-прежнему могут и должны служить главными ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.  

Субъектом права  на социальное обеспечение может  выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как  физическое лицо в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы. 

Государственные органы, выступающие вторым субъектом  в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы. 

После выведения  средств социального страхования  из сферы контроля и управления профсоюзов (т.е. образования Фонда социального  страхования РФ) они уже не могут  выступать от лица государства в  отношениях по социальному обеспечению. За профсоюзами сохранена лишь функция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности. 

Органы колхозов в настоящее время также не являются участниками отношений  по государственному социальному обеспечению. Но сельскохозяйственные кооперативы, объединения фермерских хозяйств могут  создавать добровольные внутрихозяйственные, отраслевые и региональные формы социального обеспечения в дополнение к государственной системе. 

Общественные  отношения по распределению средств  негосударственных социальных фондов (в том числе профсоюзных, кооперативных, благотворительных и проч.) в предмет  права социального обеспечения не входят. 

Вторым критерием, который предложил использовать B.C. Андреев в целях отграничения отношений по социальному обеспечению  от других групп общественных отношений, является их "алиментарный" характер. Однако »ту точку зрения разделяли не все специалисты в области социального обеспечения. В частности, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова и другие подчеркивали связь социального обеспечения с трудом, хотя признавали, что пенсия по старости не является оплатой прошлого труда, а часть средств фондов общественного потребления вообще распределяется без учета трудового вклада. Вместе с тем, опираясь на расчеты демографов и социологов, они отмечали, что каждый человек за свою трудовую жизнь гораздо больше производит, чем потребляет. Если считать средним возрастом начала трудовой деятельности 19 лет, а выхода на пенсию 62 года, то к 28 годам человек полностью возвращает обществу затраченные на него средства в младенческом, детском возрасте и будущие пенсии, а также расходы на образование, предоставление жилья и других социальных благ. Таким образом, трудящиеся заранее "оплачивают" будущие социальные расходы. 

Однако по современным  экономико-демографическим расчетам вопрос об экономических результатах  жизнедеятельности поколений решается не столь однозначно. Математическое моделирование показывает, что при фиксированных границах трудоспособного возраста и постоянной доле потребления старшее поколение при быстром росте производительности труда к концу жизни приходит с отрицательным балансом. Чем выше рост производительности труда, тем более вероятно, что рентабельность поколения окажется отрицательной при любых темпах роста населения. 

По вопросу  о неэквивалентности отношений  по социальному обеспечению можно  высказать также следующие дополнительные соображения. Во-первых, социальное обеспечение, здравоохранение и другие области социальной сферы финансировались в результате ежегодного перераспределения средств ОФП, а не за счет созданного в стране за прошлый период валового внутреннего продукта, реальная стоимость которого изменялась каждый год. 

Информация о работе Понятие и система права социального обеспечения