Понятие и система права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Преодолеть это самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4
1.1 Понятие социального обеспечения 4
1.2 Организационно-правовые формы социального обеспечения 8
1.3 Фонды социального обеспечения 15
2 ПРЕДМЕТ. МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 26
2.1 Предмет права социального обеспечения 26
2.2 Метод права социального обеспечения 33
2.3 Система права социального обеспечения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

Pravo socialnogo obespecheniya.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Фонд социального  страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве РФ, управляющим  средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду учреждениями, являются федеральной собственностью.

В Фонд социального  страхования входят следующие исполнительные органы:

- региональные  отделения, управляющие средствами  государственного социального страхования  на территории субъектов Российской  Федерации;

- центральные  отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

- филиалы отделений,  создаваемые региональными и  центральными отраслевыми отделениями  Фонда.

Основными задачами Фонда социального страхования  являются:

- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

- участие в  разработке и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление  мер, обеспечивающих финансовую  устойчивость Фонда;

- разработка  совместно с Министерством труда  и социального развития РФ  и Министерством финансов РФ  предложений о размерах тарифа  страховых взносов на государственное социальное страхование;

- организация  работы по подготовке и повышению  квалификации специалистов для  системы государственного социального  страхования, разъяснительной работы  среди страхователей и населения  по вопросам социального страхования;

Средства Фонда социального страхования и контроль над начислением и расходованием средств государственного социального страхования:

Средства Фонда  социального страхования образуются за счет:

- страховых  взносов работодателей (в размере  соответствующей процентной доли единого социального налога); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

- доходов от  инвестирования части временно  свободных средств Фонда в  ликвидные государственные ценные  бумаги и банковские вклады;

- добровольных  взносов граждан и юридических лиц;

- ассигнований  из федерального бюджета и  прочих поступлений.

Средства Фонда  используются только на целевое финансирование таких мероприятий, как:

- выплата пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение пли возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

- оплата путевок  для работников и их детей  в санаторно-курортные учреждения;

- частичное  содержание находящихся на балансе  страхователей санаториев-профилакториев;

- оплата проезда  к месту лечения и обратно;

- обеспечение  текущей деятельности, содержание  аппарата управления Фонда;

- проведение  научно-исследовательской работы  по вопросам социального страхования  и охраны труда;

- участие в  финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и т.д.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых  взносов и иных платежей осуществляется Фондом социального страхования  совместно с налоговыми органами Российской Федерации.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, его задачи и средства.

Правовое положение  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования Российской Федерации регламентируется Уставом  Федерального фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857. 
Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализующим государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в  оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

Финансовые  средства Федерального фонда образуются за счет:

- страховых  взносов на обязательное медицинское  страхование (в размере соответствующей  процентной доли единого социального  налога);

- ассигнований  из федерального бюджета;

- добровольных взносов юридических и физических лиц;

- доходов от  использования временно свободных  финансовых средств;

- нормированного  страхового запаса Федерального  фонда;

- поступлений  из иных источников, не запрещенных  законодательством Российской Федерации.

Финансовые  средства Федерального фонда находятся  в государственной собственности  Российской Федерации и не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования входят:

1. Налоговые  доходы:

А. Единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым  кодексом Российской Федерации в  части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Б. Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между  бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации, поступающие  от уплаты следующих налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

2. Неналоговые  доходы:

- Недоимки, пени  и штрафы по взносам в Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования;

- Доходы от  размещения временно свободных  средств Федерального фонда обязательного  медицинского страхования;

- Штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

3. Безвозмездные  поступления:

- Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета,  передаваемые Федеральному фонду  обязательного медицинского страхования.

4. Прочие поступления.

Имущество Федерального фонда обязательного медицинского страхования является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Доход такой деятельности, а так же доходы от использования имущества фонда поступают в распоряжение фонда и используются для реализации вложенных в фонд задач.

В частности, временно свободные финансовые средства фонда  в целях защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов  и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Расходы же Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного медицинского страхования, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Руководство деятельностью  фонда осуществляется правлением и  его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором. Исполнительный директор фонда назначается на должность правительством Российской Федерации. 
Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия. 
Правление фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах данной проверки предоставляется на рассмотрение правительства Российской Федерации. 
Федеральный фонд ведет учет и отчетность в установленном порядке.

Ликвидация  и реорганизация фонда осуществляется в случае принятия соответствующего федерального закона, и проводятся в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации. 
Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — директором.

Состав правления  Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления составляет 3 года. 
Правление возглавляет председатель. Председатель правления имеет одного заместителя. Председатель правления и его заместитель избираются правлением Федерального фонда.

В состав правления  могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединении.

Заседания правления  проводятся не реже одного раза в 3 месяца. Заседание правления считается  правомочным, если в нем участвуют  не менее правления.

Пенсионный  фонд, его функции и средства.

Правовое положение  Пенсионного фонда Российской Федерации  определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в  ред. ФЗ от 5 августа 2000 г. № И8-ФЗ).

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. 
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Пенсионный  фонд обеспечивает:

- целевой сбор  и аккумуляцию страховых взносов;

- организацию  работы по взысканию с виновных работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализацию  средств Фонда, а также привлечение  в пего добровольных взносов  физических и юридических лиц;

- контроль с  участием налоговых органов за  своевременным и полным поступлением  в Пенсионный фонд страховых  взносов, а также контроль за  правильным и рациональным расходованием  его средств;

- организацию  и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

- международное  сотрудничество Российской Федерации  но вопросам, относящимся к компетенции  Фонда;

- участие в  разработке и реализации межгосударственных  и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсий  и пособий;

Средства Пенсионного  фонда формируются за счет:

- страховых  взносов работодателей (в размере  соответствующей процентной доли  единого социального налога);

- страховых  взносов граждан, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью; 
- ассигнований из федерального бюджета;

- средств, взыскиваемых  с работодателей и граждан  в результате предъявления регрессных  требований;

- добровольных  взносов физических и юридических  лиц;

- доходов от  капитализации средств Пенсионного  фонда и других поступлений,  не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Средства Пенсионного  фонда направляются на:

- выплату в  соответствии с действующим на  территории Российской Федерации  законодательством, межгосударственными  и международными договорами  государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

- выплату пособий  по уходу за ребенком в возрасте  старше полутора лет;

- оказание органами  социальной защиты населения  материальной помощи престарелым  и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов;

Руководство Пенсионного  фонда осуществляется правлением и  его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. 
В состав правления входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор, а также управляющие двенадцатью отделениями Пенсионного фонда. 
В состав правления могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. 
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия. 
Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов регламентируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. 
№ 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г . № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Указа Президента РФ от 12 апреля 1999 г . (456) и другими нормативно-правовыми актами.

Информация о работе Понятие и система права социального обеспечения