Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:57, контрольная работа
Жизнь общества богата и разнообразна. Всякое разделение ее содержания образует какую-либо структуру. Социальная структура отражает закономерные связи между элементами содержания общественной системы. Поскольку само общество - система, социальная структура представляет собой элементный состав общества, связанный между собой. "Вертикальные" и "горизонтальные" связи элементов поддерживают социальную общность в том виде, в каком она и существует.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие «класс», его основные характеристики……………………5
Социальная стратификация и социальная мобильность…………....8
Трансформация социальной структуры в современном российском обществе ………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Жизнь общества богата и разнообразна. Всякое разделение ее содержания образует какую-либо структуру. Социальная структура отражает закономерные связи между элементами содержания общественной системы. Поскольку само общество - система, социальная структура представляет собой элементный состав общества, связанный между собой. "Вертикальные" и "горизонтальные" связи элементов поддерживают социальную общность в том виде, в каком она и существует.
Понятие социальной структуры общества
выражает идею о том, что люди формируют
устойчивые и конкретные связи-отношения.
Они характеризуют социальные группы,
слои, этнические и демографические
общности, классы, а также их соотношение,
различные формы
Исходя из сказанного, можно выделить два важных признака социальной структуры общества.
Во-первых, она охватывает перечень элементов общества и зависимостей между ними. В качестве элементов выступают индивиды, социальные институты, социальные группы и общности разных типов. Базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности субъектов общества.
Во-вторых, социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому ее изменение выражает качественный сдвиг в функционировании общества. Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных его элементов, позволяющую накапливать количественные и качественные показатели развития.
Класс как социальная общность. Учение о классах, их отношениях занимает большое место во всей философии. Этому учению посвящена обширная литература, разные его аспекты тщательно и глубоко разработаны. Что же понимает социальная философия под общественными классами, как она их определяет? В истории категория «класс» находит свое отражение в теориях самой различной направленности.
Классы стали формироваться, как было уже отмечено, еще в недрах первобытного общества. Понятие "класс" происходит от латинского слова - classis, что означает разряд. Впервые деление людей на особые классы было произведено легендарным римским императором С.Туллием, жившим в VI в. до н.э., тогда население Рима было разделено на пять классов в соответствии с имущественным положением людей для удобства создания армии.
Позже понятие «класс» получило широкое распространение. Этим понятием обозначаются большие группы людей, на которое разделилось общество в определенные периоды его истории. Различия между богатыми и бедными, борьба между ними как результат противоположности их интересов были очевидны уже для античных философов.
У всех народов классовое общество возникло в процессе разложения первобытнообщинного строя, но в разное время (в конце 4-го - начале 3-го тысячелетия до н. э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр, в 3-2-м тысячелетии до н. э. в Индии, Китае, в 1-м тысячелетии до н. э. в Греции, а затем в Риме). Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда рост производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а общая собственность на средства производства сменяется частной собственностью. С появлением частной собственности становится неизбежным имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи богатеют, другие нищают и оказываются в экономической зависимости от первых. Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие родовую знать, используя своё положение, обогащаются за счёт общины.
Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя возникает классовое общество, характерной чертой которого является антагонизм между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. Господствующие классы, будучи собственниками всех или по крайней мере важнейших средств производства, получают возможность присваивать труд угнетенных классов полностью или частично лишенных средств производства.
Рабство, крепостничество, наемный
труд образуют три сменяющих друг
друга способа эксплуатации, характеризующих
три ступени классово-
Процесс образования классов происходил
двумя путями: путем выделения
в родовой общине эксплуататорской
верхушки, которая первоначально
состояла из родовой знати, и путем
обращения в рабство
Древнегреческий философ Платон, по словам Карла Поппера, был «первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов». Общество, по его мнению, имеет классовый характер. Все граждане входят в один из трёх классов: правителей; воинов и чиновников, работников (земледельцев, ремесленников, врачей и актеров).
Правители подразделялись им на правящие и неправящие группы. По отношению к двум другим классам мудрые правители выступали как родители. Платон исключал всякую возможность наследования классового статуса, предполагая полное равенство всех детей, чтобы каждый имел возможность проявить свои способности. Во избежание влияния семьи, Платон предлагал упразднить её в классе правителей, сократив при этом их владение частной собственностью до минимума.
Платон спроектировал
Вопрос о социальном неравенстве
не миновал и Аристотеля. В своей
«Политике» он писал о трёх элементах
для всех государств: один класс
– очень богат; другой – очень
беден; третий – средний. Он же –
наилучший, поскольку его члены
по условиям жизни наиболее готовы
следовать рациональному
Итак, факт существования классов
был известен еще в античную эпоху.
По существу все обсуждения проблем
социального неравенства и
Спустя почти две тысячи лет, один из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения Никколо Маккиавелли в знаменитом произведении «Государь» рассуждал, кто пригоден управлять и какая форма правления способна обеспечить порядок и благополучие людей. Маккиавелли подметил, что в организованном обществе всегда существует напряжённость между элитой и массой. Будучи в большей степени сторонником демократического правления, Маккиавелли в то же время сомневался в рационализме масс, понимая, что они нуждаются в длительном обучении для участия в управлении государством. Социологи называют Маккиавелли предвозвестником представлений об «открытом обществе», где неравенство положения так же узаконено, как и равенство шансов стать неравными.
Но пока деление общества на классы было завуалировано сословными, кастовыми и иного рода делениями людей, исследователи не могли создать научную теорию возникновения и сущности классов. Это стало возможным тогда, когда развивающаяся буржуазия, сметая всесословные перегородки, возглавила борьбу масс против феодализма.
Самая известная теория о классах принадлежит К. Марксу. В ней он честно признает, что не ему принадлежит открытие классов и их борьбы между собой. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества, то есть основой образования классов является общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами выступает источником социального развития.
Главным своим открытием, которое даёт ключ к пониманию теории классового деления, Маркс считал двойственный характер труда (исполнительский и организаторский труд), великое таинство социального расчленения людей.
О социальных классах, их происхождении, внутренней дифференциации, промежуточных слоях Маркс писал уже в своих ранних работах, где ещё не различал классов и сословий. В дальнейшем у него сложилось достаточно строгое понимание классов, но целостное определение этого понятие у него отсутствует.
Чарльз Андерсон, американский социолог,
проанализировав взгляды
- общественная позиция в
- специфический образ жизни;
- конфликтные и враждебные
- социальные отношения и
- классовое сознание;
- политическая организация.
В Марксовом восприятии класса важное место занимает категория интереса, объяснение интересов основных классов. Люди, находящиеся в различных отношениях к средствам производства, имеют противоположные интересы. В буржуазном обществе владельцы фабрик заинтересованы в увеличении прибыли, создаваемой рабочими. Рабочие, естественно сопротивляются такой эксплуатации. Но класс капиталистов, в силу обладания экономической властью, обладает и государственной властью, и, вследствие этого, может подавлять любое выражение несогласия со стороны рабочих.
При изучении классов и их отношений важны, по Марксу, следующие понятия: "классовая сознательность", "классовая солидарность" и "классовый конфликт".
Классовая сознательность - осознание классом своей роли в производственном процессе и своего отношения к другим классам. Для окончательного конституирования класса из изолированных индивидов необходимо осознание единства, отличия от других классов и даже враждебности по отношению к другим классам. Конечная стадия сознательности достигается тогда, по мнению Маркса, когда, например, рабочий класс начинает понимать, что своей справедливой цели он может достичь, лишь уничтожив капитализм, но для этого ему нужно объединить свои действия.
Классовая солидарность - степень осознания единства или даже воля к совместным действиям, необходимая для достижения политических и экономических целей класса.
Классовый конфликт имеет два этапа:
1) неосознанная борьба между
двумя классами, когда классовое
сознание ещё недостаточно
2) сознательная и
Диалектико-материалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества. Поэтому оспаривать вклад К. Маркса в учение о классах, равно как и отрицать важные моменты, содержащиеся в нем было бы неверно.
Но понятие «класса» было употреблено впервые не К. Марксом, как полагают ныне некоторые противники марксизма: о классах писали еще в начале XIX века французские историки Ф. Гизо и О. Тьери, а также английские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Дело ведь не в том, чтобы не признавать реальное существование классов, а в том, чтобы адекватно исторической действительности выявить их роль в развитии общества; многие справедливо считали, что К. Маркс aбсолютизировал роль классов и классовой борьбы в историческом развитии общества.
Систематизированное определение «класса» в марксизме принадлежит В.И.Ленину: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
Таким образом, по Ленину, необходимо отметить, что все критерии классовой идентификации носят сугубо экономический характер, что находится в полном соответствии с главной парадигмой марксизма-экономическим детерминизмом. А главный признак класса – отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития.
Информация о работе Понятие «класс», его основные характеристики