Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:57, контрольная работа
Жизнь общества богата и разнообразна. Всякое разделение ее содержания образует какую-либо структуру. Социальная структура отражает закономерные связи между элементами содержания общественной системы. Поскольку само общество - система, социальная структура представляет собой элементный состав общества, связанный между собой. "Вертикальные" и "горизонтальные" связи элементов поддерживают социальную общность в том виде, в каком она и существует.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие «класс», его основные характеристики……………………5
Социальная стратификация и социальная мобильность…………....8
Трансформация социальной структуры в современном российском обществе ………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12
В западной литературе в последние десятилетия появился ряд концепций социальной дифференциации общества (при этом имеются в виду экономически развитые страны Европы и Америки). Сущность классово-статусной модели М. Bе6epа (l882) coстоит в том, классовое разделение проистекает не только от контроля (или его отсутствия) за средствами производства, но и от экономических различий, прямо не связанных с собственностью. Такие источники включают профессиональное мастерство или квалификацию, которые влияют на виды работы, получаемые людьми. Управленцы или профессионалы зарабатывают больше и имеют лучшие условия труда, чем например «синие воротнички». Квалификация, которую имеют люди, наличие ученой степени, диплома, профессионального мастерства делают их более «рыночными», чем отсутствие таковых.
Существуют и другие попытки выделения критериев классовой идентификации. По Р. Дарендорфу, классовая структура производна от структуры власти, и категория класса определяется через отношение власти. Р. Дарендорф – единственный из социологов, который при рассмотрении классов отходит от экономических критериев.
«Класс – это всегда категория для целей анализа динамики социального конфликта и его структурных корней, и поэтому может быть четко отделен от страты, как категории для описания иерархических систем в текущий момент».
Э. Гидденс (1973) предлагает свое понимание социальной дифференциации на основе различия рыночных возможностей индивидов, определяемых отношениями собственности, образовательной и технической квалификацией и положением во властных структурах; в результате он обнаруживает, что общество дифференцировано на высший класс, средний клacc и низший, или рабочий, класс. За всеми этими и другими трактовками социальной дифференциации общества так или иначе просматривается различное понимание того, что такое класс.
П. Сорокин определяет социальный класс как общность людей, располагающих близкими позициями в отношении экономических, политических и профессиональных статусов, уточняет, что вполне приемлемое для широкого использования, это определение неприемлемо при исследовании социальной стратификации, особенно ее исключительных случаев.
Итак, рассмотрим понятие «класса», которое сейчас используется в новейшем философском словаре.
Класс - конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие класс, называются его элементами. Проблемы классификации возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. Классификация опирается на понимание множества как системы, положение же объекта в системе определяет максимальное количество признаков объекта. Таким образом, класс принимается за структурную единицу, идеальный или конструируемый тип, расчленяющий изучаемую реальность. В социальных науках понятие класс описывает место некоей группы людей в системе неравенства и дифференциации, в сопряженной с ней совокупности связей и отношений, а также иерархию субъектов функционирования социальных институтов. В отличие от страт, деление на классы осуществляется по социально-экономическому основанию - обладанию собственностью и доступом к власти, а, как следствие, профессиональными, образовательными, культурными и идеологическими отличиями. В то же время само распределение собственности и власти может происходить в соответствии с аскриптивными статусами (пол, возраст, престиж и т.д.) и объясняться в терминах преобладающего в обществе дискурса (о божественном порядке или всеобщем равенстве). Рассматривая высшие, средние и низшие классы, современные исследования подчеркивают их внутреннюю дифференциацию и останавливаются на теориях "среднего" либо "нового среднего" класса, так как считается, что именно его гетерогенность и объем характеризуют и гарантируют стабильность современного общества. При достижениии некоторого предельного значения характеристик понятие «класса» начинает выступать только в статистической, условной форме, не отражаясь в непосредственной очевидности норм и образов жизни. На место вертикальной (функциональной) классификации приходит горизонтальная (качественная), основанная на таксономическом подходе к выделению индивидуализированных жизненных миров.
Несмотря на свою методологическую значимость, категория класса остается достаточно крупной аналитической единицей, не позволяющей более глубоко исследовать перемены в состоянии современного общества. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» (от латинского stratum – слой) или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации. Страта включает в себя множество людей с каким - то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью.
Страта - элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок. Стратификация представляет множество признаков, а также структуру позиций и групп (классов) как конкретное наполнение страт. Критерии классификации используются для социологического диагностирования общества и натурализации определенных статусных групп в зависимости от того, что считается существенным в системе различий. Рассматриваются номинальные показатели и сопутствующие социально-демографические факторы, строятся статистические модели, но "оценка репутации" субъектами может отличаться от моделируемой. Веберовская теория о страте гласит, что это общность, объединяемая единым стилем жизни, - не имеет принудительной силы в процессах идентификации, но фиксирует внутреннюю целостность и внешнее разнообразие страт. В современном обществе количество классификационных критериев возрастает, классификации переплетаются, взаимодействуют, образуют сложные структуры ("кластеры").
Люди очень редко социально равны, при более строгом подходе практически не равны никогда. Они являются частью многофакторного процесса, который создает и поддерживает разные модели поведения и даже речи. Эти модели и проявляются через неравенство: одни — более почитаемы, авторитетны, сильны и состоятельны, другие уступают по всем этим параметрам. В социальные структуры как бы «встроены» эти материальные и психологические разноценности, на основе которых люди так отличаются друг от друга и занимают высшие или низшие ценностные или ранговые позиции. Ранговая система существует повсеместно, и она общеизвестна. Неравенство — результат социальной стратификации общества. Можно даже сказать, что стратификация — это и есть структурное неравенство — иерархическое группирование членов общества. Всегда существовало разделение на «бедных» и «богатых», на привилегированных и лишенных привилегий, на почитаемых и гонимых. В обществе, видимо, никогда не будет равного распределения благ и возможностей. Различия в распределении жизненных возможностей создают стратификацию.
Принципы подхода к феномену социальной стратификации впервые с позиций научного анализа раскрыли К. Дэвис и У. Мур: «...общество, как функционирующий механизм, должно каким-то образом распределить своих членов по различным социальным позициям и склонить их к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями. Поэтому оно должно заняться проблемой мотивации на двух уровнях: сначала привить соответствующим индивидам желание занять определенные социальные позиции, а затем закрепить желание выполнить обязанности, связанные с этими позициями...Если обязанности, связанные с различными позициями, были бы одинаково приятными, одинаково важными для существования общества и требовали бы одинаковых способностей или талантов, то было бы безразлично, кто занимает эти позиции. Однако в действительности дело обстоит иначе. Некоторые позиции не только более приятны, чем другие, но и требуют специфических способностей и подготовки, а также функционально более важны, чем другие. Поэтому общество должно, во-первых, иметь в своем распоряжении определенные выгоды, которые оно может использовать в качестве стимулов, и, во-вторых, иметь в своем распоряжении определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций. Выгоды и их распределение становятся частью общественной системы и порождают стратификацию... Социальное неравенство является, таким образом, неосознанно формирующимся средством, благодаря которому общество обеспечивает выдвижение на важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц. Поэтому каждое общество независимо от того, является ли оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу и уважению и должно иметь определенную степень институционализированного неравенства".
К. Дэвис и У. Мур предложили следующие базовые идеи, которые уже полстолетия служат источником дискуссий:
-только небольшое число людей в любом обществе обладает способностями, дающими возможность выполнять эти более ответственные функции.
-чтобы побудить одаренных людей нести нелегкие нагрузки» овладевать знаниями и навыками, им общество открывает доступ к дефицитным и необходимым благам.
-этот неравный доступ к благам ( дефицитным ресурсам, например, уникальным средствам поддержания здоровья) приводит к тому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением.
-престиж и уважение + права и преимущества создают институализированное неравенство, т. е. стратификацию.
Следовательно, социальное неравенство
между стратами по этим признакам
позитивно функционально и
Анализируя социальную
Относительно социальных отношений З. Фрейд отмечал культивирование «нарциссистского» любования социальной системой, национальными и культурными традициями с сопутствующим презрением к людям, находящимся за пределами данной культуры. Такое «любование» может объединять представителей разных классов и противопоставлять их «чужакам». Угнетенные классы могут «аффективно» быть связанными с господствующими классами и усматривать в них «свой идеал». Механизм подавления угнетенных масс З. Фрейд видел также в сексуальной репрессивности, т.е. в системе запретов и санкций, которые одни группы, не распространяя на себя, распространяли на других. Эти запреты имели консервативно-охранительную направленность, сохраняли систему социально-классовых отношений.
В истории социологии изучению различных аспектов социальной стратификации уделяли свое внимание представители многих школ и направлений. Одним из родоначальников системной теории социальной стратификации по праву считается П.А. Сорокин. В его определении социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит свое выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. В своей концепции П. Сорокин утверждает, что конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономической, политической и профессиональной стратификации. В каждой из них он выделил по нескольку страт и показал взаимопереплетенность трех основных форм. Получалась довольно сложная картина социальной стратификации общества.
Западногерманский философ и социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников- бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить, по крайней мере, две подгруппы: высшую - «рабочую аристократию» и низшую, низко квалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» – продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом – управляющими.
Социальная стратификация
Энтони Гидденс (1990) различает четыре основных типа стратифицированного общества: рабство, каста, сословие и класс.
Рабство, как известно, было предельной формой неравенства, при которой одни владели другими буквально как своей собственностью. Правда, и рабство было неоднородно в зависимости от периода или культуры: в одном случае раб находился практически вне закона, в другом же случае выполнял более «почетные» функции слуги или даже солдата.
Разделение на касты особенно характерно для Индии, однако по различным регионам формы кастовости различны. Как правило, границы между кастами очень резкие, практически исключающие какую-либо социальную миграцию. Каста связана с индуизмом, и с учением о «переселении души». Надежда на то, что в «следующей» жизни его каста «повысится», помогает индивиду смириться с низкой кастой в текущей жизни. За пределами Индии подобные ограничения касаются рас, что объясняют стремлением сохранить «чистоту расы».
Сословность — черта европейского феодализма. Феодальное сословие основывалось на дифференциации различных обязанностей и прав членов социума. Многие привилегии были узаконены. Самое высокое сословие составляли аристократы и вельможи. К следующему сословию принадлежало духовенство, у которого был более низкий статус, но много заметных привилегий. К третьему сословию принадлежали свободные крестьяне, чиновники не дворянского происхождения, купцы и ремесленники.
Границы между сословиями не были такими резкими, как в кастовой системе, и социальное передвижение из сословия в сословие было в какой-то мере возможным.
Класс как форма стратификации — главный объект интереса многих исследований. К. Маркс считал, что классовая структура индустриального общества- залог развития и перемен. Класс в теории К. Маркса базируется на материальной основе и на распределении труда. Изменяя эту материальную основу, или базис, можно изменить и общество в целом. При всей своей значимости классовая система в историческом аспекте - это все-таки только одно из проявлений социальной стратификации.
Самым тесным образом с понятием стратификации связано понятие социальной мобильности. Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов мобильности.
Информация о работе Понятие «класс», его основные характеристики