Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:33, реферат

Описание работы

Рассчитывая вызвать определенную реакцию получателя, отправитель должен передать сообщение получателю на понятном для него языке (под «языком» понимаются символы и ситуации, задающие информационный контекст, и являющиеся его частью). Кроме этого, сообщение должно представлять определенный интерес для того, кому оно адресовано. То есть, для того, чтобы коммуникации были эффективными, необходимо пересечение областей интересов двух участников коммуникационного процесса. Таким образом, коммуникационный процесс является процессом взаимодействия между различными субъектами коммуникации при котором осуществляется обмен информацией.

Содержание работы

Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения.
Социальная коммуникация.
Модели социальной коммуникации: от информирования – к диалогу.
Модель линейная (Г. Д. Лассуэлл).
Модель интеракционистская (Т. Ньюкомб).
Модель диалогическая (Т. М. Дридзе).

Файлы: 1 файл

социальная коммуникация Microsoft Office Word.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

    1. Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения.
    2. Социальная коммуникация.
    3. Модели социальной коммуникации: от информирования – к диалогу.
    1. Модель линейная (Г. Д. Лассуэлл).
    1. Модель интеракционистская (Т. Ньюкомб).
    2. Модель диалогическая (Т. М. Дридзе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие коммуникационного процесса

и этапы его  прохождения

 

Коммуникация (лат. Сommunication, от communico - «делаю общим, связываю, общаюсь») – это процесс передачи отправителем информации к получателю в явной  форме (при посредстве языка или  графических иллюстраций), либо неявно (например, при невербальных коммуникациях). 

Коммуникация всегда означает взаимодействие двух или нескольких объектов, предполагая наличие отправителя  и получателя. Рассчитывая вызвать  определенную реакцию получателя, отправитель  должен передать сообщение получателю на понятном для него языке (под «языком» понимаются символы и ситуации, задающие информационный контекст, и являющиеся его частью). Кроме этого, сообщение  должно представлять определенный интерес  для того, кому оно адресовано. То есть, для того, чтобы коммуникации были эффективными, необходимо пересечение  областей интересов двух участников коммуникационного процесса. Таким  образом, коммуникационный процесс  является процессом взаимодействия между различными субъектами коммуникации при котором осуществляется обмен  информацией. 
Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. 

1.Процесс обмена информацией начинается с зарождения идеи, ее формулирования или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Его роль заключается в проектировании и кодировании информации с последующей передачей другим участникам процесса.

Очень важно правильно  и тщательно сформулировать идею, сделать ее конкретнее, с тем, чтобы  она стала интересной и притягательной для получателя. Важно помнить, что  идея еще не трансформирована в слова  или не приобрела другой формы, в  которой она послужит обмену информацией. Отправитель решает только, что именно он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов.

Например, чтобы подготовить  рекламное сообщение о каком  либо товаре, адресованное определенной аудитории,  необходимо сконструировать его образ, выгодно отличающийся от аналогов. Далее рекламную идею нужно воплотить до включения обладателя в процесс потребления. Исходя из этого информация, которая формируется с целью ее включения в коммуникационный процесс между продавцом и покупателем должна включать в себя как очевидные (реальные) сведения, так и символические (образные), которые помогают придать вещи определенную ценность.

2.Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым  общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, обмен информацией будет менее эффективен.

Выбор средства сообщения  не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или более средств коммуникации в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и  определять временные интервалы  в последовательности передачи информации. 

3. Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие по ошибке и принимают за сам процесс коммуникации. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица. 

Передача информации определяется целью коммуникации, сформированностью  ее каналов и осуществляется с  использованием знаковых систем (языка  общения, символьной системы). Язык общения  характеризуется жанрами речи, которые  должны быть формализованы для каждого  канала коммуникации. Стандартизация языка коммуникации осуществляется исходя из  стандартов стиля, механизма передачи информации. Для передачи смысловой и оценочной информации отбираются соответствующие вербальные и невербальные средства.

Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь – систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический  и синтаксический. Речь является самым  универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование  информации. В структуру речевого общения входят значение и смысл  слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность  и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность  и смысл интонации. 

В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых  применяются любые символы. Основные функции невербальных средств –  это дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний  партнеров по коммуникативному процессу.

Хотя речь является универсальным  средством общения, она приобретает  значение только в совокупности с  использование невербальных символов для трансляции сообщений. Проведенные  исследования показывают, что 55% сообщений  воспринимается через выражение  лица, позы и жестов, а 38% - через интонацию  и модуляции голоса. Это говорит  о важности необходимости изучения невербальных сигналов.

4. Декодирование. После  передачи сообщения отправителем  получатель декодирует его. Декодирование  – это перевод символов отправителя  в мысли получателя. Если символы,  выбранные отправителем, имеют точно  такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться.

5. Обратная связь и  ответная реакция. Некоторые сообщения  не требуют обратной связи,  однако для повышения эффективности  обмена информацией он должен  быть двусторонне направленным. Обмен информацией можно считать  эффективным, если получатель  продемонстрировал понимание идеи  через обратную связь, произведя  действия, которых ждал от него  отправитель. Преградой на пути  эффективных коммуникаций может  быть как плохо налаженная  обратная связь, так и отсутствие  ее.

6. Коммуникационный процесс  также часто содержит помехи  – внешние факторы, препятствующие  эффективной коммуникации, искажая  посланное сообщение или информацию, поступающую по каналам обратной  связи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социальная коммуникация

 

Социальная коммуникация – универсальный социокультурный  механизм, ориентированный на динамику взаимодействия социальных объектов и  образцов воздействия.

Успешная работа современного специалиста невозможна без постижения универсальных механизмов общения  и взаимодействия людей, социальных институтов и человеческих сообществ. Такие знания необходимы для выполнения профессиональных задач в системе  управления (любые управленческие решения, как известно, реализуются благодаря  и посредством коммуникации), массовых коммуникаций, образования, в социальной сфере, в искусстве, межкультурной  коммуникации, при поиске и отработке  диалогического имиджа, позволяющего достигать смыслового и эмоционального контакта при общении, и во многих других профессиональных сферах. Полезными  окажутся эти знания также при  любых вариантах межличностного общения.

Комплексная междисциплинарная концепция социальной коммуникации, разработанная российским ученым, доктором психологических наук, профессором социологии Тамарой Моисеевной Дридзе (1930–2000), дает глубинное понимание взаимообращенных процессов, постоянно происходящих между человеком и его информационной (шире – социокультурной) средой. Уже в самом названии этой концепции – семосоциопсихологическая – легко «прочитывается» ее суть: междисциплинарность, возможность поиска и кругозора «на стыке наук». Предметом ее изучения является «знаковое общение как процесс обмена текстуально оформленной смысловой информацией. Соответственно она изучает место текстовой деятельности в структуре социальной коммуникации; роль и место текстов (сообщений) в мотивированном и целенаправленном обмене идеями, представлениями и эмоциями, установками и ценностными ориентациями, образцами поведения и деятельности».

Направленность на понимание  и взаимопонимание, представление  о собеседнике как о партнере (субъект-субъектные отношения) лежат  в основе этой концепции, у которой  есть еще одно название – диалогическая. Диалог трактуется здесь не только как вопросно-ответная форма общения, но и, прежде всего, как взаимопонимание (можно, например, общаться, но при этом не понимать друг друга или даже не пытаться это сделать), а самостоятельными единицами анализа оказываются, помимо слов, фраз, кадров, изображений, звуков, также эмоции, ассоциации, обнаруживаемые как непосредственно в тексте, так и «между» слов, строк, кадров и т. д. Основными «точками отсчета» при этом являются скрытые, невидимые без специального инструментария «пружины»: во-первых, мотивационно-целевая, или интенсиональная, первопричина общения и, во-вторых, направленность на поиск оптимальных форм и способов создания диалогического коммуникативного пространства между общающимися сторонами.

Особое внимание в пособии  уделено социоментальным характеристикам  аудитории: только при таком варианте анализа находятся объяснения парадоксам и странностям восприятия, возникает  возможность систематизации реакций  людей и, следовательно, социальной диагностики и социального проектирования коммуникационных процессов.

Знакомство с предлагаемой в учебном пособии теорией  не только расширяет кругозор обучающихся, их навыки углубленного понимания коммуникационных процессов, но и позволяет практическое использование полученных знаний: в  организации и проведении социально-диагностических  и социально-проектных работ, необходимых  для принятия эффективных управленческих, профессиональных, творческих решений; в нахождении причин так называемых «коммуникативных сбоев», выражающихся в негативных социальных последействиях общения (неоправданных страхах, раздражении, разъединении людей, отсутствии взаимопонимания между общающимися сторонами); в совершенствовании собственных коммуникативных навыков, связанных, во-первых, с умением человека адекватно (то есть так, как это есть на самом деле, без смысловых искажений) понимать другого и, во-вторых, с умением доносить свою мысль, выбирая для этого наиболее оптимальные для каждого конкретного случая формы и способы общения.

Настоящее пособие является адаптированным для восприятия студентов  изложением семиосоциопсихологической  концепции социальной коммуникации в интерпретации автора; значительная часть иллюстративного материала  представляет собой данные социально-диагностических  и социально-проектных исследований, проведенных под руководством автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Модели социальной коммуникации:

 от информирования  – к диалогу

 

Понятие «коммуникация» (от лат. communicatio – сообщение, передача) используется в разных науках. Общее в его трактовке связано с представлением о коммуникации как о «передаче информации от одной системы к другой посредством специальных носителей, сигналов».

Как известно, коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, культурами посредством различных  знаковых систем (языков). Различают  коммуникацию межличностную, массовую (средства массовой коммуникации, или  СМК), научную, техническую и т. д., поэтому термин «коммуникация», кроме общего, универсального, имеет дополнительные и уточняющие значения, в зависимости от того, какой смысл вкладывается в него в рамках того или иного научного подхода.

В центре внимания семиосоциопсихологической  парадигмы оказывается социальная коммуникация, которая рассматривается как «универсальный социокультурный механизм, ориентированный на взаимодействие социальных субъектов, на воспроизводство и динамику социокультурных норм и образцов такого взаимодействия».

Для различных видов искусства, массовой коммуникации, а также для  ряда иных форм и способов (жанров), связанных с социальным взаимодействием  общающихся субъектов, правомочен универсальный  термин – социальная коммуникация. Множественное число этого же термина – социальные коммуникации – используется при необходимости дифференцировать коммуникационные потоки.

Внимание науки и общества к  процессам социальной коммуникации не случайно: от качества информационной среды, в которую «погружен» фактически каждый человек, зависит в значительной степени и качество нашей жизни.

Существуют различные концепции  и модели коммуникации, большинство  из которых практически отождествляют  социальную коммуникацию с массовой коммуникацией (употребляются также  термины СМИ, СМК, mass-media) и связаны  с представлением о ней как  о массовой передаче информации посредством  использования технических средств, с помощью различного рода профессиональных приемов для влияния и воздействия  на аудиторию. При этом цель ожидаемого воздействия – решение политических или экономических задач, а также  распространение просветительских идей, связанных, например, с желанием донести до каждого человека морально-нравственные нормы и ценности.

Информация о работе Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения