Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:33, реферат

Описание работы

Рассчитывая вызвать определенную реакцию получателя, отправитель должен передать сообщение получателю на понятном для него языке (под «языком» понимаются символы и ситуации, задающие информационный контекст, и являющиеся его частью). Кроме этого, сообщение должно представлять определенный интерес для того, кому оно адресовано. То есть, для того, чтобы коммуникации были эффективными, необходимо пересечение областей интересов двух участников коммуникационного процесса. Таким образом, коммуникационный процесс является процессом взаимодействия между различными субъектами коммуникации при котором осуществляется обмен информацией.

Содержание работы

Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения.
Социальная коммуникация.
Модели социальной коммуникации: от информирования – к диалогу.
Модель линейная (Г. Д. Лассуэлл).
Модель интеракционистская (Т. Ньюкомб).
Модель диалогическая (Т. М. Дридзе).

Файлы: 1 файл

социальная коммуникация Microsoft Office Word.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

Подобный результат общения  нередко назывался как оптимальный  и исследователями массовой коммуникации. Так, исследователь телевидения  В. В. Бойко заявил о «признаке  коммуникабельности» информационного  телевещания как об «особом социально-психологическом  компоненте общения, при наличии  которого циркулирующая информация актуализируется, т. е. приобретает конкретный, нужный и адекватный для отправителя и получателя смысл».

Представление о диалоге как  о коммуникации с взаимопониманием перекликается с трудами многих известных литературоведов, теоретиков искусства, например, М. М. Бахтина: «Только  диалогическая, соучастная установка  принимает чужое слово всерьез  и способна подойти к нему, как  к смысловой позиции, как к  другой точке зрения. Только при  внутренней диалогической установке  мое слово находится в теснейшей  связи с чужим словом, но в то же время не сливается с ним, не поглощает его и не растворяет в себе его значимости, т. е. сохраняет полностью его самостоятельность как слова». Стремление к смысловому контакту с аудиторией предполагает открытость коммуникатора по отношению к воспринимающей стороне, но в настоящее время в сфере социальной коммуникации, в частности, в теории и практике массовой коммуникации, открытость мотивов и целей коммуникатора декларируется и реализуется далеко не всегда. Ориентированность на взаимопонимание в диалогической модели коммуникации полностью исключает любые формы воздействия и, следовательно, узаконивает, делает массовым принципиально новый тип взаимоотношений в социальной и межличностной сфере – тот, который сегодня мало распространен. Это стиль общения, основанный на искренности, открытости, стремлении максимально полно, без искажений, донести свои мысли и чувства, с одной стороны, и, с другой – так же максимально полно, без искажений понять другого. Именно такой стиль отличает общение талантливого автора (писателя, журналиста, режиссера, актера, художника, композитора и т. д.) со своей аудиторией, успешного политика или общественного деятеля – с населением, педагога – с любящими и уважающими его учениками. Именно диалогический стиль общения – основной «цемент» прочной семьи и многолетней дружбы.

Общение с взаимопониманием, или  диалог, достигается, во-первых, при  стремлении и умении коммуникатора  быть понятным и понятым и, во-вторых, при стремлении и умении воспринимающей стороны адекватно (так, как это  есть на самом деле) понять коммуникатора. Наши исследования неоднократно фиксировали  нежелательные коммуникативные  сбои, когда взаимопонимание не достигалось, причем по вине или одной, или другой стороны, участвующей в общении, а также одновременно обеих. Поэтому, бесспорно, общение с взаимопониманием – это своеобразный интеллектуальный труд, это специфическая деятельность, требующая определенных навыков, знаний, умений и стремлений.

Только при взаимопонимании  конструктивно решаются проблемные и конфликтные ситуации, наблюдается  позитивная динамика в усвоении и  совершенствовании социокультурных  норм и образцов социального взаимодействия.

 

 

Список использованных источников

 

    1. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. — 656 с. 
    2. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 415 с. 
    3. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник. — м.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 592 с. 
    4. Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Социальные коммуникации: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2008. — 279 с. 
    5. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 270 с. 
    6. Гулевич О. А. Психология коммуникации: учебное пособие. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. — 384 с. 

Информация о работе Понятие коммуникационного процесса и этапы его прохождения