Порядок и условия назначения трудовой пенсии по старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 18:46, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – на основании действующего законодательства, опираясь на научные труды рассмотреть и проанализировать порядок назначения и выплаты трудовых пенсий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить понятие трудовых пенсий по старости, проанализировать последствия реформы пенсионного обеспечения, исследовать основные условия, необходимые для назначения пенсии по старости, рассмотреть основные положения порядка назначения и выплаты трудовых пенсий по старости, проанализировать практику, в том числе судебную, по исследуемой теме.

Содержание работы

I.Теоритическая часть
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Трудовые пенсии по старости и пенсионная система Российской Федерации
1.1 Понятие и общие условия назначения трудовых пенсии в Российской Федерации……………………………………………………………………………5
1.2 Виды пенсии……………………….……………………………………...8
Глава 2. Порядок назначения и выплаты трудовых песии по старости в Российской Федерации
2.1 Обращение за назначением трудовой пенсии…………………….…...13
2.2 общие правила выплаты, переращета и доставки пенсии………….…17
Глава 3. Конвертация пенсионных прав и расчетный пенсионный капитал
3.1 Расчетный размер трудовой пенсии…………………………………....20
3.2 Стажевой коэффициент для трудовой пенсии, соотношение заработков………………………………………………………………….……….27
3.3 Ожидаемый период выпаты трудовой пенсии……….…………….….29
3.4 Валоризация пенсионных прав.………………………………………...31
Глава 4. Трудовые пенсии по старости: настоящее и будущее
4.1 Работающий пенсионер-причина дефицита пенсионного бюджета?....................................................................................................................34
4.2 Увеличение пенсионного возраста «за» и «против»……………..……36
4.3 Новая пенсионная формула……………………………………………..44
II.Практическая часть
Методика расчета трудовой пенсии по старости………………………….……..48
Заключение…………………………………………………………………….........53
Приложение 1…………………………………………………………………….…58
Список использованных нормативных источников и литературы……

Файлы: 1 файл

diplom готовый.docx

— 80.81 Кб (Скачать файл)

Таким образом, стажевый коэффициент ограничивает предельный размер прибавки за «лишний» стаж 20% независимо от того, сколько в действительности имел работник трудового стажа.

Если раньше каждый отработанный год означал процент стажевого коэффициента для исчисления пенсии, то с 2002 г. он означает объем поступлений страховых взносов, который заработал застрахованный.

Стаж, выработанный после 1 января 2002 г., при определении «стартового» расчетного пенсионного капитала во внимание не принимается, поскольку после этой даты идет накопление страховых взносов, суммы которых будут непосредственно добавляться к сумме начального расчетного пенсионного капитала20.

Среднемесячная заработная плата по стране утверждается Правительством РФ по представлению Госкомстата России.

В ст. 30 Закона сказано, что при расчете пенсии принимается средняя зарплата по стране с 1 июля по 30 сентября 2001 г., которая составляет: (1896 + 1550 + 1567)/3 = 1671 руб. и утверждена на 1 января 2002 г.С этой же даты Правительство РФ утверждает годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, который используется для индексации страховой части трудовой пенсии.

Соотношение зарплаты пенсионера к среднестатистической зарплате определяет максимально возможный размер среднего месячного заработка для расчета трудовых пенсий.

По желанию пенсионера среднемесячный заработок исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т. е. с учетом районного коэффициента если он установлен, за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией, либо за 60 месяцев его работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

По общему правилу, отношение среднемесячного заработка пенсионера к средней заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднюю ммесячную заработную плату в стране за тот же период. Максимальное отношение среднего месячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране - пределах до 1,2, т. е. не должно превышать расчетную среднюю величину по стране за тот же период более чем на 20%. Данная норма сохранена из действовавшего до 1 января 2002 г. Закона «О государственных пенсиях в РФ».

При максимально возможном стажевом коэффициенте (СК = 0,75) и при соотношении заработков, равном 1,2, расчетная пенсия на 1 января 2002 г. составит в денежном выражении 1503 руб. 90 коп. (0,75 х 1,2 х 1671 руб.).

Это означает, что какую бы вы зарплату ни получали, фактически в пенсии учитывается лишь та ее часть, что не превышает среднестатистическую зарплату на 20%.

Из общего правила, согласно которому соотношение заработков не может превышать 1,2, сделано исключение для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и в местностях, к ним приравненных.

Для них соотношение заработков ЗР/ ЗП зависит от величины районного коэффициента (РК) к заработной плате работников данной местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии — это показатель, который рассчитывается на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используется для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии21.

Закон № 173-ФЗ устанавливает два показателя ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости: общий (19 лет, или 228 месяцев, который будет действовать, только начиная с 2014 г.) и сокращенный (14 лет, или 168 месяцев)22. Для его применения законодателем установлен переходный период, который длился с 2002 г. до нынешнего  - 2013 г.

Ожидаемый период выплаты пенсии по старости (Т) — количество месяцев выплаты пенсии по старости после достижения пенсионного возраста. От величины данного показателя напрямую зависят размеры страховой и накопительной частей пенсии, поскольку они определяются путем деления суммы уплаченных страховых взносов на Т.

С 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) определен продолжительностью в 12 лет (144 месяца), который ежегодно повышался, пока не достиг 19 лет.

Ожидаемый период выплаты пенсии может быть сокращен, если пенсия по старости или хотя бы ее страховая часть назначается в более позднем возрасте.

При назначении страховой части пенсии мужчинам после достижения 60, женщинам — после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии сокращается на один год за каждый календарный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев). Следовательно, при Т = 19 лет для мужчин, достигших 61 года, и женщин, достигших 56 лет, показатель Т составит 18 лет и т. д. По достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится до 14 лет и далее сокращаться не будет.

Очевидно, что такое правило установлено в целях стимулирования более позднего обращения за страховой частью пенсии. Это дает основание предположить, что при обращении за пенсией граждане могут заявлять о назначении им не всей пенсии, а лишь ее части. Данная норма может применяться и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе и из-за отсутствия требуемого страхового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Валоризация пенсионных прав

Валоризация (от фр. valorisation; valoir — «ценить, подходить») — это мероприятия, проводимые государством по переоценке или повышению стоимости товаров, ценных бумаг, валюты, пенсий, социальных выплат и другого капитала.

Начиная с 1 января 2010 г. при расчете размера трудовой пенсии впервые пенсионные права граждан, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, подлежат валоризации, т. е. увеличению за работу в советский период.

Общему трудовому стажу, выработанному до 2002 г., придается денежная оценка, т. е. за стаж работы в советский период будет дополнительно начислена страховая часть пенсии. Это означает, что граждане, имеющие трудовой стаж до 2002 г., автоматически получили 10%-ное увеличение к расчетному пенсионному капиталу, сформированному на 1 января 2002 г., независимо от даты выхода на пенсию. Плюс дополнительно по 1% за каждый календарный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. Это касается всех, кто имеет дореформенный стаж.

При валоризации увеличивается расчетный пенсионный капитал тех, кому еще не назначена трудовая пенсия. У получателей же трудовых пенсий расчетный пенсионный капитал преобразуется в страховую часть и повышается страховая часть их трудовой пенсии, рассчитанная на 1 января 2002 г. Сумма валоризации не зависит от возраста пенсионера и определяется на основании только двух индивидуальных величин: стажа, выработанного до 1 января 1991 г. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого при валоризации, ограничению не подлежит; размера страховой части пенсии, установленной на 1 января 2002 г.

Страховая часть трудовой пенсии определяется исходя из продолжительности имеющегося стажа, выработанного до 01.01.2002 г. и заработка, из которого исчислялась пенсия, при этом отношение заработков у каждого пенсионера индивидуально — от 0,01 до 1,2.

В настоящее время при начислении пенсии учитывается стаж для женщин не свыше 40 лет, для мужчин — не свыше 45 лет.

Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полученная сумма валоризации индексируется на все индексы увеличения страховой части, которые применялись в период с 1 января 2002 по 2013 г. Коэффициент индексации за этот период составляет 5,18450283.

У пенсионеров, которые после 01.01.2002 г. не работали, процент валоризации определяется от всей суммы страховой части пенсии.

  У пенсионеров, имеющих в составе страховой части пенсии увеличения за счет страховых взносов за 2002-2009 гг., процент валоризации определяется из страховой части пенсии за минусом той части, которая образовалась за счет реально уплаченных страховых взносов.

Для каждого конкретного случая расчет трудовой пенсии по старости производится согласно Закону № 173-ФЗ по определенной методике23, но с учетом персональных данных каждого пенсионера.

В заключение, следует еще раз подчеркнуть, что все действия пенсионного органа по назначению, выплате, доставке пенсий инициируются на основании заявления. Прием заявлений относится к сфере государственных услуг, соответственно, данный вид деятельности регламентирован в соответствии с требованиями Закона № 210-ФЗ. Отказать в приеме заявления территориальный орган ПФР не вправе. Вместе ч тем, пенсионный орган вправе вынести решение об отказе в назначении пенсии, по мотивированным основаниям. Заявитель, со своей стороны,  вправе его обжаловать, в том числе, в суд. Выплату пенсии осуществляет пенсионный орган, доставку – организация или учреждение, выбранное пенсионером, закрепившим свой выбор в соответствующем заявлении. Несмотря на то, что законодатель установил правило выплаты пенсии в полном объеме, из пенсии могут производиться удержания, вне зависимости от желаний пенсионера.

Как видно из указанных выше формул, при первичном назначении трудовой пенсии по старости учитываются все пенсионные права, как по общему трудовому стажу по состоянию на 1 января 2002 г., так и с учетом уплаченных страховых взносов. Кроме того, в зависимости от роста цен размер страховой части трудовой пенсии по старости с 2002 г. постоянно индексируется на показатель, определенный Постановлением Правительства РФ24. Эта индексация также учитывается при окончательном определении расчетного пенсионного капитала как за счет общего стажа, так и за счет уплаченных страховых взносов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Трудовые пенсии по старости: настоящее и будущее.

4.1 Работающий  пенсионер – причина дефицита  пенсионного бюджета?

Еще один способ экономии – пересмотр порядка назначения и выплаты пенсии работающим пенсионерам. Предлагается использовать положения статьи 26 Конвенции международной организации труда  (далее – МОТ) № 102 (1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения»25. А именно: «…законодательство страны может предусматривать приостановление выдачи пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход; может также предусматриваться сокращение пособия при системе, основанной на страховых взносах, когда заработок получающего его лица превышает установленную сумму, или при системе, не основанной на взносах, когда заработок получающего его лица, его прочие средства или совокупность таковых превышает установленную сумму».

Против данных кардинальных предложений по совершенствованию пенсионного законодательства высказывается научное сообщество, занимающееся проблемами пенсионного обеспечения уже не первое десятилетие.

Действительно, доля работающих пенсионеров в последние годы  неуклонно увеличивается. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, трудовая пенсия по старости – это самый распространенный вид пенсии в России, ее получают более 33,5 миллионов пенсионеров. По состоянию на 1 апреля  2013 г. в стране продолжали официально работать 12,7 миллионов пенсионеров, что составило почти 38% получающих пенсии по старости, тогда как 1 января 2012 г. - 36,4%.

Факторы, влияющие на трудовую активность старшего поколения, неоднократно исследовались. Несомненно, некоторые из них заложены в самой пенсионной системе, то есть внутренние факторы: это, в том числе, пенсионный возраст, уровень пенсионного обеспечения. Но есть и внешние факторы, к которым, в первую очередь, относятся: состояние здоровья старшего поколения и его самооценка, продолжительность жизни после достижения пенсионного возраста, качество медицинского обслуживания пожилых лиц, уровень занятости и прочее.

В эпоху СССР  под действием  различных факторов в нашей стране за короткий срок существенно менялась численность пенсионеров. Наиболее наглядный пример – середина 50-х годов 20 века. До 1956 года трудились около половины всех пенсионеров. В 1957 году их стало в пять раз меньше. Причинами столь резкого сокращения численности работающих явились пенсионная реформа, в соответствии с которой пенсии по старости возросли в 2-2,5 раза, и введенные ограничения, касающиеся выплаты пенсии работающим пенсионерам26.

В п. 4 ст. 18 Закона № 173-ФЗ законодатель  указал, что выплата трудовой пенсии по старости, в том числе пенсионерам, осуществляющим работу, производится в установленном размере без каких-либо ограничений.

К слову, первоначально,  в  проекте указанного закона, данная норма отсутствовала.  И, исходя из буквального текста  дающего определение понятию трудовой пенсии (ежемесячная выплата в целях компенсации застрахованным заработной платы, утраченной ими в связи с наступлением нетрудоспособности или вследствие старости)27, работающим пенсионерам пенсию по старости выплачивать не следовало, так как они не утратили заработок и компенсировать им нечего.

По какой причине решили изменить проект и выплачивать пенсию в полном объеме работающим пенсионерам? Учли прошлый опыт. Согласно статье 22 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О госудрственных пенсиях в Российской Федерации»28 работающим пенсионерам пенсия выплачивалась в полной сумме (без надбавки на иждивенцев). Принималось во внимание и то, что в СССР (ко времени его распада) многие ограничения, касающиеся выплаты пенсий работающим пенсионерам были сняты. Осознавалась также опасность наступления негативных последствий, к которым привело бы решение о прекращении выплаты пенсий работающим пенсионерам: оставление многими из них работы и вследствие этого увеличение дефицита рабочей силы, в том числе там, где сравнительно низкая оплата труда; рост числа малоимущих и т.д.

Информация о работе Порядок и условия назначения трудовой пенсии по старости