Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 18:46, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – на основании действующего законодательства, опираясь на научные труды рассмотреть и проанализировать порядок назначения и выплаты трудовых пенсий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить понятие трудовых пенсий по старости, проанализировать последствия реформы пенсионного обеспечения, исследовать основные условия, необходимые для назначения пенсии по старости, рассмотреть основные положения порядка назначения и выплаты трудовых пенсий по старости, проанализировать практику, в том числе судебную, по исследуемой теме.
I.Теоритическая часть
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Трудовые пенсии по старости и пенсионная система Российской Федерации
1.1 Понятие и общие условия назначения трудовых пенсии в Российской Федерации……………………………………………………………………………5
1.2 Виды пенсии……………………….……………………………………...8
Глава 2. Порядок назначения и выплаты трудовых песии по старости в Российской Федерации
2.1 Обращение за назначением трудовой пенсии…………………….…...13
2.2 общие правила выплаты, переращета и доставки пенсии………….…17
Глава 3. Конвертация пенсионных прав и расчетный пенсионный капитал
3.1 Расчетный размер трудовой пенсии…………………………………....20
3.2 Стажевой коэффициент для трудовой пенсии, соотношение заработков………………………………………………………………….……….27
3.3 Ожидаемый период выпаты трудовой пенсии……….…………….….29
3.4 Валоризация пенсионных прав.………………………………………...31
Глава 4. Трудовые пенсии по старости: настоящее и будущее
4.1 Работающий пенсионер-причина дефицита пенсионного бюджета?....................................................................................................................34
4.2 Увеличение пенсионного возраста «за» и «против»……………..……36
4.3 Новая пенсионная формула……………………………………………..44
II.Практическая часть
Методика расчета трудовой пенсии по старости………………………….……..48
Заключение…………………………………………………………………….........53
Приложение 1…………………………………………………………………….…58
Список использованных нормативных источников и литературы……
Именно на решение этих основных вопросов и была направлена разработанная стратегия. Цель стратегии обеспечить: гарантированный социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения; долгосрочную финансовую сбалансированность пенсионной системы; удержание на приемлемом уровне страховой нагрузки пенсионной системы на экономику страны.
Стратегия определяет и основные принципы формирования пенсионных прав: адекватность пенсионных прав заработной плате; учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию; обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера35.
Ключевым элементом Стратегии, как считают её разработчики, должна стать новая пенсионная формула36, которая была разработана и представлена для широкого обсуждения.
В настоящее время размер трудовой пенсии по старости зависит, в первую очередь, от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. В результате получается, что пенсионные права, которые формируются у работающих граждан, неадекватны обязательствам по выплате им пенсий.
Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.
Ключевые моменты новой пенсионной формулы следующие.
При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены. При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент». Чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент. В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и уход за ребенком. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые коэффициенты.
По новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Это говорит о том, что не предполагается повышение пенсионного возраста. Граждане будут приобретать право выхода на пенсию по старости также: в 55 лет – женщины, в 60 лет – мужчины. Но государство будет стимулировать более поздний выход на пенсию.
Еще одна особенность: с 2025 года минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет (с нынешних 5 лет он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год).
Таким образом, чем выше заплата и продолжительнее общий стаж, чем позднее наступит дата выхода на трудовую пенсию по старости, тем выше будет размер трудовой пенсии по старости37
Важно, что представленная россиянам новая методика расчета пенсий выносится на общественное обсуждение. Эксперты прогнозируют, что существенных корректировок в предложенную формулу внесено не будет. Но чтобы разобраться в новых правилах и сформулировать свое мнение относительно новой формулы, граждане могут просчитать размер будущей пенсии, ответив на несколько простых вопросов пенсионного калькулятора38.
Очень позитивны обещания разработчиков формулы, но есть и другое мнение. Так, довольно резко по поводу пенсионного калькулятора выразился исполнительный директор НПФ «Образование» Алексей Филиппов: «Разрабатываемая пенсионная формула позволяет лишь рассчитать размер трудовой пенсии при конкретных параметрах: скажем, сколько получит работающий гражданин, выйдя на пенсию, если в течение всего времени будет получать 20 тысяч рублей (без последующего повышения или снижения). Но вряд ли кто-то точно знает, сколько будет зарабатывать лет через пятнадцать. И вот эти моменты, согласитесь, немаловажные, пенсионная формула не учитывает. Поэтому лично я отношусь к пенсионному калькулятору как к некой игрушке»39.
Поскольку новая пенсионная формула должна заработать с января 2015 года, в 2013 году, как планируется, должны быть приняты основные законы по реформированию пенсионной системы, в течение будущего года предстоит больная работа по конвертации пенсионных прав, по перерасчету трудовых пенсий.
В следующей главе работы будет дана характеристика действующего порядка назначения и выплаты трудовой пенсии по старости. Будет затронут вопрос о переменных, влияющих на размер трудовой пенсии по старости в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Методика расчета трудовой пенсии по старости
В соответствии с действующим
пенсионным законодательством трудовая
пенсия по старости может состоять из
следующих частей:
-страховой части (до 1 января 2010 года устанавливалась
и выплачивалась также базовая часть трудовой
пенсии по старости, после указанной даты
она была объединена со страховой частью
в связи с отменой единого социального
налога);
-накопительной части (данная часть пенсии
будет устанавливаться для лиц, имеющих
на неё право, не ранее 01.07.2012 г.).
Размер страховой части трудовой пенсии
по старости определяется по формуле:
СЧ= ПК/Т+Б, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по
старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала
(РПК) застрахованного лица, учтенного
по состоянию на день, с которого указанному
лицу назначается страховая часть трудовой
пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода
выплаты трудовой пенсии по старости (на
2002 год-это 12 лет (144 месяца), с 2002г. ежегодно
увеличивается на 6 месяцев и к 2013 году
составит 19 лет (228 месяцев));
Б- фиксированный базовый размер страховой
части трудовой пенсии по старости.
Решение ситуационной задачи
Инженер Сергеев А. П., 1950 г. р., обратился за назначением трудовой пенсии по старости в марте 2010 г. В 2010 г. ему исполнилось 60 лет. Общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав на 01.01.2002 г. составляет 32 года 5 мес 18 дней, в том числе до 1991 г. – 30 лет. Среднемесячная заработная плата по данным персонифицированного учета – 4000 руб. Средний заработок в стране в 2001 г. составляет 1671 руб. Определим размер трудовой пенсии по старости.
Решение
В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости в настоящее время состоит из двух частей – страховой и накопительной. У лиц старшего поколения накопительная часть отсутствует.
Базой для определения страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал, который формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений, перечисленных за Сергеева А. П. в ПФ после 1 января 2002 г., а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных им до 1 января 2002 г.
Расчетный пенсионный капитал определяется через расчетный размер пенсии по установленной формуле:
ПК = (РП – БЧ) × Т,
где РП – расчетный размер пенсии.
При определении расчетного размера трудовой пенсии учитываются общий трудовой стаж и заработная плата по состоянию на 01.01.2002 г. По выбору заявителя заработная плата может учитываться за 2000–2001 гг. (по данным персонифицированного учета) либо за любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности на основании документов, выданных работодателем. В нашем случае заработная плата учтена по данным персонифицированного учета.
Для исчисления размера трудовой пенсии по старости определим:
• пенсионные права Сергеева А. П. исходя из имеющегося стажа по состоянию на 1 января 2002 г. и заработной платы по данным персонифицированного учета;
• размер страховых взносов, реально уплаченных работодателем с 2002 г. до даты назначения трудовой пенсии по старости.
Расчетный размер пенсии по старости на 01.01.2002 г. для большинства граждан исчисляется с применением ИКП по правилам, предусмотренным ранее действовавшим Законом от 20.11.1990 г. № 340-1. Произведем следующие расчеты.
1. Определим пенсионные права Сергеева А. П. Для этого определим стажевый коэффициент (СК) по общим правилам, т. е. 55 % за требуемый стаж (25 лет для мужчин) с увеличением на 1 % за каждый полный год стажа сверх требуемого, но не более чем на 20 %. В нашем случае трудовой стаж составляет 30 лет, значит, стажевый коэффициент (СК) пенсионера составит:
СК = 55 % + 5 % (сверх 25 лет) = 60 % = 0,60.
Рассчитаем максимальное соотношение среднего месячного заработка пенсионера за соответствующий период к среднемесячному заработку в стране за тот же период, которое не должно быть свыше 1,2. Среднемесячная заработная плата – 4000 руб. Среднемесячная заработная плата в стране в 2001 г. – 1671 руб. Зарплатный коэффициент составляет: 4000 руб./1671 руб. = 2,4.
Полученный результат (2,4) превышает соотношение, установленное Законом (1,2). В соответствии со ст. 4 Закона о пенсиях соотношение заработков учитывается в размере 1,2. За исключением лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где указанное отношение учитывается в более высоких размерах (от 1,4 до 1,9). Для расчета учитывается отношение 1,2.
Определим индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП):
ИКП = 0,60 × 1,2 = 0,72.
Расчетный размер пенсии с учетом общего трудового стажа 30 лет и среднемесячной заработной платы – 4000 руб. (отношение заработков 1,2) будет составлять:
РП = 0,72 х 1,2 × 1671 руб. = 1443,74 руб.
Определим величину начального расчетного пенсионного капитал (ПКн) на 1 января 2002 г., т. е. определим пенсионные права Сергеева А. П. по формуле:
ПКн = (РП – БЧ) × Т,
где РП – расчетный размер пенсии; БЧ – размер базовой части трудовой пенсии по старости – 450 руб., поскольку у заявителя нет иждивенцев и ему не установлена I группа инвалидности; Т – ожидаемый период выплаты пенсии в месяцах (по состоянию на 1 января 2002 г. установлен продолжительностью 144 месяца). Этот показатель определяется в момент назначения пенсии. В 2010 г. составляет 192 месяца.
Остальные данные у нас имеются. Подставив их в формулу, получим величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 г. (ПКн) для установления страховой части трудовой пенсии:
ПКн = (1443 руб. 74 коп. – 450 руб.) × 192 мес = 190 798,08 руб.
Эта сумма уплаченных страховых взносов по состоянию на 01.01.2002 г. т. е. пенсионные права Сергеева А. П. в денежном выражении.
2. Пенсионные права, приобретенные Сергеевым А. П. в «советский» период, также полежат валоризации. Определим расчетный пенсионный капитал с учетом суммы валоризации (ПК1):
• расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 г. – 190 798,08 руб.;
• коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала – 3,678;
• коэффициент валоризации – 0,40;
• ожидаемый период выплаты в 2010 г. – 192 мес (Т);
• фиксированный базовый размер на 01.01.2010 г. – 2562 руб. (Б).
ПК1 = 190 798,08 руб. × 3,678 × 0,40 = 280 702,13 руб.
3. Рассчитаем размер страховой части трудовой пенсии (СЧв) из величины расчетного пенсионного капитала, поскольку страховая часть пенсии состоит из двух частей: пенсионные права + страховые взносы:
СЧв = ПК1/Т = 280 702,13 руб./192 мес = 1461,99 руб.
4. Рассчитаем страховую часть пенсии за счет реально уплаченных страховых взносов по данным индивидуального персонифицированного учета (предположим, на лицевом счете Сергеева А. П. накопилась сумма в размере 253 760 руб.). Полученную сумму разделим на ожидаемый период выплаты пенсии (192 месяца – в 2010 г.):
СЧ = 253 760 руб./192 мес = 1321,67 руб.
5. Размер трудовой пенсии по старости с учетом суммы валоризации и страховых взносов составит:
П = Б + СЧв + СЧ = 2562 + 1461,99 + 1321,67 = 5345,66 руб.
Заключение
Таким образом можно сделать вывод что, основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть системы социальной защиты должна опираться на совершенное пенсионное законодательство, действенный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на общеэкономические пропорции, определяющие и задающие ее развитие. Именно уровень пенсионного обеспечения в значительной степени определяет образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, что повышает ответственность государственных органов (в том числе законодательных) за принимаемые решения и требует учета всех обстоятельств жизни лиц пожилого возраста и нетрудоспособных граждан. Трудовые пенсии как вид социального обеспечения имеют ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами. Согласно ст. 17 Закона о трудовых пенсиях размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на эту дату. Изучение нормативно-правовых актов по данной проблеме подтверждают гипотезу о том, что пенсионное обеспечение будет более качественным и эффективным при наличии следующих факторов: увеличения размера пенсии за счет внесения изменений и дополнений в нормативно-правовую базу, большего количества информации в отношении пенсионного обеспечения в средствах массовой информации и на предприятиях обслуживания пенсионеров, более глубокого изучения проблем людей, выходящих на пенсию и разработки предложений по улучшению качества обслуживания лиц, впервые обратившихся за назначением трудовой пенсии.
Основным документом, регламентирующим порядок назначения, выплаты и доставки трудовых пенсий по старости, является Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ). Указанный закон не предусматривает каких-либо различий по условиям и нормам пенсионного обеспечения для отдельных категорий застрахованных лиц в зависимости от вида их деятельности или рода занятий.
Информация о работе Порядок и условия назначения трудовой пенсии по старости