Потребности и интересы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:04, реферат

Описание работы

Вовлекаясь в социальную сферу жизнедеятельности, каждый человек интегрируется в сложную систему социальных отношений, которые представляют собой определенные устойчивые связи индивидов, сложившихся в ходе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей. Эти устойчивые связи преломляются через внутреннее состояние личности индивида и выражаются в его деятельности как личное отношение к окружающей действительности. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обуславливают объективную необходимость их взаимодействия друг с другом. Это обстоятельство придает специфические черты поведению людей в рамках социальной сферы жизнедеятельности общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....3
Потребности и интересы человека……………………………………..3
Деятельность человека, ее основные формы…………………………..5
Социальные потребности человека…………………………………….8
Социальные взаимодействия и общественные отношения………….9
Социальные группы, их классификация………………………….......12
Социальная структура общества……………………………………....14
Социальные статусы…………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………..21
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

социальные потребности общение труд общность РЕФЕРАТ.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.   
1. Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя". Примером потребности "для других" может служить герой рассказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали".

2. Потребность "для себя": потребность  самоутверждения в обществе, потребность  самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место  в обществе, в коллективе, потребность  власти и т. д. Потребности "для  себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..."   
3. Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность мира.  Особенность потребностей "вместе с другими" - объединение людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.   
  

  4. Социальные взаимодействия и общественные отношения.  

В повседневной жизни люди связаны между собой и обществом множеством невидимых нитей: они взаимодействуют друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым и другим вопросам. На основе непосредственных контактов между людьми формируются социальные связи.

Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. Структура социальной связи выглядит следующим образом: субъекты связи (двое или более людей); предмет связи (по поводу чего она осуществляется); механизм регулирования взаимоотношений.

Виды социальных связей:

- Социальные контакт  - простые, элементарные связи между отдельными индивидами.

-Социальные действия  – действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, т.е. осмыслены и преследуют определенную цель.

-Социальные взаимодействия (интеракция) – систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга.   

-Социальные отношения  – отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.

Контакты между людьми могут  быть единичными (например, поездка  в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины  в отношениях между субъектами: партнер  по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт- это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее участие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношения.

Социальные действия следуют сразу  за контактами  в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи.

Немецкий социолог, философ, историк  М.Вебер предложил следующую классификацию  социальных действий:

- Целерациональное – действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.

-Ценностно-рационально – действие, ориентированное на определенные  ценности (этические, религиозные, эстетические), принятые индивидом.

-Традиционное – действие, формулированное на основе подражания определенным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащих критике.

-Аффективное – действие, главной характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние индивида.

Основной характеристикой социальных взаимодействий является глубокая и  тесная координация действий партнеров.

Условия возникновения социального  взаимодействия: наличие двух или  более индивидов, обусловливающих  поведение и переживания друг друга; совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания  и поступки; наличие проводников, передающих влияния и воздействия  индивидов друг на друга; наличие  общей основы для контактов, соприкосновения.

Выделяют следующие типы социального взаимодействия:

  • По видам:

-физическое;

-вербальное;

-жестовое.

  • По сферам:

-экономическое (индивиды выступают  как собственники и наемные  работники, предприниматели);

-профессиональное (индивиды участвуют  как водители, банкиры, профессора)

-семейно-родственные (люди выступают  в роди отцов, матерей, сыновей, бабушек);

-демографическое (включает контакты  между представителями различных  полов, возрастов, национальностей, рас);

-религиозное (подразумевает контакты  между представителями разных  религий, одной религии, а также  верующих и неверующих);  
-территориально-поселенческое (столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами и, иммигрантами и мигрантами).

Принято различать 2 основные формы  социального взаимодействия- сотрудничество и соперничество.

Сущность сотрудничества - обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при котором ни одна из них лучше не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.е. каждая сторона получает то, что признается приемлемым, обоснованным. Направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства. Подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.

Сущность соперничества -   стремление опередит, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, т.е. ущемить его неприемлемой для него степени, форме. Отсутствие общей, совместной цели, но обязательное наличие аналогичной цели относительно кошельком покупателя (экономическая конкуренция), властью (политическая конкуренция) и т.д. Каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели. Подкрепление длительного соперничества  происходит негативными средствами обмена, такими как зависть, неприязнь, озлобление.

Также существует такие формы социального  взаимодействия, как конкуренция (индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями) и конфликт (особое взаимодействие, индивидов групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов).

Когда взаимодействия превращаются в  стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.

Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживает социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей.

В отличие от социального взаимодействия социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенными  нормами (может, даже и неформальными). В данной системе выделяют следующие  элементы:

-субъекты – стороны, между которыми возникают отношения;

-потребности – отношения между субъектами и объектами;

-интересы – отношения субъект-объект;

-ценности – отношения между  идеалами взаимодействующих субъектов.

В обществе существуют различные социальные группы, выделяемые по признаку положения  в обществе, величины доходов, способа  добывания средств к существованию.  

 

 

    

5. Социальные группы, их классификация.

Люди в процессе своей жизнедеятельности  объединятся, и человеческое общество представляет собой множество различных  социальных общностей и групп.

Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Признаки социальной общности:

  • Сходство условий жизнедеятельности.
  • Общность потребностей.
  • Наличие совместной культуры.
  • Формирование собственной культуры.

Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Социальные общности отличаются необычным  разнообразием конкретных форм и  видов. Они могут варьироваться:

- по количественному  составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

-по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы - народ, нация);

-по степени связи  между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «квазигруппами» (лат.quasi- мнимый, якобы), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

Социальные общности подразделяются на устойчивые (нация) и кратковременные (пассажиры в автобусе).

Виды социальных общностей:

  • Классовые общности и слои.
  • Исторические формы общности.
  • Социально-демографические общности.
  • Корпоративные общности.
  • Этнические и территориальные общности.
  • Общности, сложившихся в зависимости от интереса индивидов.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить  на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).

Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением  труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся  разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. В группах, как правило, осознается цель совместной деятельности, каждый участник занимает свое место, есть один или несколько лидеров.

В чем же преимущество группы? Оказывается, уже само пребывание в группе побуждает каждого из ее членов проявлять себя максимально успешно. В ней действуют так называемые групповые ожидания - не высказываемые требования каждого к каждому и четкие ориентации на мнения всех или большинства. Эти ориентации столь действенны, что иногда члены группы под влиянием мнений товарищей легко меняют свои впечатления и убеждения, лишь бы не оказаться в группе изгоем.

Виды социальных групп

Основа классификации

Наименование 

группы

 Ее сущность

Примеры социальных групп

 

Малая группа

Небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом  и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические  особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества.

Семья, школьный класс,экипаж самолета, компания друзей

Большая группа

Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре и имеющих вследствие этого общие интересы.

Нация,класс, страта

Характер взаимодействия

Первичная группа

Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный,межличностный характер и предполагает взаимную поддержку

Группа друзей, сверстников, соседей

Вторичная группа

Группа, взаимодействие в которой  обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой  характер

Организации, профсоюзы, политические партии

Факт существования

Номинальная группа (социальная категория)

Искусственно сконструированная  группа, которая выделяется для целей  статистического учета населения

Пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист»,

проживающие в отдельных и коммунальных квартирах

Реальная группа

Группа, критерием выделения которой  служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства)

Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане

Способ организации и регулирования  взаимодействия

Формальная (официальная) группа

Группа, создающая и существующая лишь в рамках официально признанных организаций

Школьный класс, футбольная команда «Спартак»

Неформальная (неофициальная) группа

Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или  расходиться с целями официальных  организаций

Поэтический кружок, клуб любителей  бардовской песни

Информация о работе Потребности и интересы человека