СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
3
1 Теоретический анализ
проблемы профессионального риска
в социальной
работе………………………………………………………………………………..5
1.1 Проблематика социальной
работы в России………………………………...5
1.2 Сущность и содержание
понятия профессиональный риск…..……………..10
2 Практический
анализ проблемы профессионального
риска в социальной работе……………………....…….…………….………………...............................16
2.1 Проблема профессионального здоровья
специалиста по социальной работе…… ……………………………… …………………………………………16
2.2 Факторы, влияющие на развитие
эмоционального «выгорания» и деформацию
личности специалиста по социальной работе………………..……..………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………. ………………………………………..……………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ…………………………….34
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, когда большая
часть населения нашей страны нуждается
в социальной защите государства, проблема
профессиональных рисков в социальной
работе выходят на первый план.
В этой связи определение факторов
профессионального риска, фундаментальные
и прикладные исследования их безопасных
(и опасных) уровней воздействия на работающих,
мониторинг здоровья и безопасности на
рабочих местах и профессиональных заболеваний
на государственном уровне и ряд других
вопросов входит в круг задач по оценке
профессионального риска.
Важнейшим направлением социальной работы
является исследование проблемы профессиональных
рисков. Проблема
профессиональных рисков в социальной
работе по-прежнему актуальна и мало изучена.
Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые
ситуации, в которые попадает социальный
работник в процессе сложного социального
взаимодействия с клиентом, постоянное
проникновение в суть социальных проблем
клиента, личная незащищенность и другие
морально-психологические факторы оказывают
негативное воздействие на здоровье социального
работника, который является своего рода
эмоциональным донором.
Признаками этого негативного воздействия
являются: ощущение эмоционального истощения;
наличие враждебности по отношению к клиентам;
наличие психосоматического заболевания;
нарушение аппетита; негативная самооценка;
возрастание агрессивности и чувства
вины и др. Отсюда очевидна необходимость
привлечения внимания общественности,
органов власти и самих социальных работников
к проблеме предупреждения профессиональных
заболеваний и реабилитации социальных
работников.
Актуальность исследования профессиональных
рисков в социальной работе обусловлена
следующими обстоятельствами:
- во-первых, возрастанием
в современных условиях проблемы
профессиональных заболеваний у социальных
работников;
- во-вторых, процесс трудовой
деятельности в ситуациях особого риска
может приводить к снижению как трудоспособности
человека, так и эффективности труда, а
также к негативным изменениям психики
и утрате ценностных ориентации в труде;
- в- третьих, труд социального
работника относится к группе профессий
с повышенной моральной ответственностью
за здоровье и жизнь отдельных людей, групп
населения и общества в целом.
В современных российских условиях многие
направления профилактической деятельности
в здравоохранении в полной мере не были
реализованы по ряду причин системного
характера. В настоящее время в связи с
внедрением Приоритетного национального
проекта «Здоровье» и имеющейся потребностью
в снижении воздействия различных факторов
риска государственные профилактические
программы обретают особую значимость
и актуальность. Стратегии и методы профилактической
работы определяются в зависимости от
уровня воздействия.
Степень разработанности проблемы.
Анализ литературы по теме исследования
говорит о том, что проблема профессиональных
рисков в социальной работе находится
во внимании, как законодателей, так и
ученых. Особое внимание системе социального
обслуживания населения было уделено
такими учеными как Павленок П. Д., Холостова
Е. И., Фирсов М. В. и Студенова Е. Г., Доброштан В. М.
В своих работах данные авторы
особый акцент делают на раскрытии таких
проблем, как:
- сущность, виды и проявление
профессиональной деформации личности
социального работника;
- психическое здоровье социального
работника;
- синдром «эмоционального сгорания»
и психогигиена в социальной работе;
- проблемы профессионального
здоровья специалиста, пути его сохранения
и совершенствования.
Вместе с тем, анализ
содержания указанных источников
свидетельствует, что в них недостаточно
освещенными остаются вопросы, связанные
с проблемами профессионального
здоровья специалиста по социальной
работе. Определены лишь общие
аспекты, касающиеся профессиональных
рисков, без детального рассмотрения
его отдельных направлений.
Это и предопределило объект
и предмет исследования, а также его цель
и задачи.
Объектом исследования
является профессиональная социальная
работа.
Предметом – профессиональные
риски в социальной работе.
Целью исследования является
определение сущности и содержания проблемы
профессионального риска в социальной
работе.
Достижение поставленной цели
предусматривает постановку и решение
следующих задач:
-Раскрытие проблематики социальной
работы в России;
исследование сущности и содержания
понятия профессиональный риск;
- изучение проблемы
профессионального здоровья специалиста
по социальной работе
- выявление факторов, влияющих на
развитие эмоционального «выгорания»
и деформацию личности специалиста по
социальной работе;
- выработка рекомендаций, направленных
на уменьшение профессиональных рисков.
Научно-теоретическую основу исследования
составляют труды отечественных ученых
по проблеме профессиональных рисков
в социальной работе. Основным документом,
использовавшимся в работе, является стандарт
серии ИСО 9000. ГОСТ РФ 12.0.006—2002 «Общие требования
к управлению охраной труда в организации».
Эмпирическую базу исследования составляют
материалы статистической отчетности
по проблеме профессиональных рисков,
а также данные исследования, проведенного
автором.
Структура курсовой работы обусловлена
целью и задачами исследования и включает
в себя: введение, два раздела (первый раздел
«Теоретический анализ проблемы профессионального
риска в социальной работе»; второй раздел
– «Практический анализ проблемы профессионального
риска в социальной
работе»), заключение и список использованных
источников.
1 Теоретический анализ
проблемы профессионального риска
в социальной
работе
- Проблематика социальной работы в России
В 1991 г. Россия присоединилась
к сообществу стран, в которых существует
профессиональная социальная работа.
Можно считать, что социальной работы
как таковой до 1991 г. не было, но если учитывать
прежде всего содержание понятия, то станет
ясно, что такого рода деятельность существовала
в рамках социального обеспечения, педагогической
работы по месту жительства, медико-реабилитационной
работы и пр. Введение социальной работы
как профессии явилось свидетельством
отказа от идеологических мифов, согласно
которым в развитом социалистическом
обществе принципиально отсутствуют социально-экономические
предпосылки для появления социально
уязвимых и девиантных групп населения,
а проблемы тех клиентов, которые обслуживаются
в рамках социального обеспечения, связаны
либо с «естественными» медико-биологическими
причинами (старостью, болезнями и инвалидностью),
либо с несчастными случаями, природными
и техногенными катастрофами [1, c.11].
Происшедшие в постсоветской
России глубокие социальные перемены,
нестабильность политической и экономической
ситуации, сопровождающие затянувшийся
переходный период, привели к увеличению
численности и расширению спектра социально
незащищенных и уязвимых контингентов
(малоимущие и безработные, учащаяся молодежь,
неполные и многодетные семьи, семьи с
хроническими больными и инвалидами, мигранты
и беженцы и др.), а также социально девиантных
контингентов и «групп риска» (алкоголики
и наркоманы, несовершеннолетние правонарушители
и проститутки, бомжи, профессиональные
нищие и др.). Переход к новой системе социально-экономических
отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся
стрессами изменения в условиях жизни
людей и в их ценностных ориентациях и
в целом привел к ухудшению социального
здоровья общества, в частности всех основных
параметров, характеризующих так называемое
качество населения: образовательный
и профессиональный потенциал, здоровье,
духовно-нравственный потенциал.
В условиях перехода России
к новым экономическим отношениям, десятки
миллионов людей оказались в сложных социальных
условиях: одни перешагнули черту бедности,
другие стали безработными, треть оказались
беженцами и мигрантами и т. д. В начале
90-х гг. уровень бедности достиг почти
30 %. Процесс депопуляции приобрел катастрофический
характер. Смертность превысила рождаемость
на большей территории Российской
Федерации. Растет число детей рожденных
вне брака. Растет число детей сирот при
живых родителях. Распадается каждый третий
брак. Растет преступность и, что особенно
опасно, число преступлений, совершаемых
подростками. Социальное неблагополучие
стало причиной участившегося жестокого
обращения с детьми, психологических стрессов,
заболеваний самоубийств, проституции
[2, c. 65].
Как свидетельствует практика,
люди часто сталкиваются с проблемами,
которые сами не могут решить. Для этого
требуется помощь специалистов-профессионалов.
Выход в начале 90-х гг. прошлого века социальной
работы на профессиональный уровень становится
уникальным явлением. Исследуя социальные
процессы, социальная работа анализирует
необходимые связи явления, обуславливающие
характер и результативность политического,
экономического психологического воздействия
на поведение социальных групп и личностей,
на снижение социальной напряженности
в обществе.
Цель социальной работы – содействие
людям в успешном разрешении их жизненных
проблем. Средства достижения этой цели
– высвобождение и развитие ресурсов
человека и его социального окружения,
осуществление необходимых социальных
перемен. Определение может выглядеть
так: социальная работа – профессиональное
содействие людям в успешном разрешении
их жизненных проблем посредством развития
собственных ресурсов человека и его социального
окружения [3, c. 216].
К жизненным проблемам можно
отнести любые затруднения, противоречия
в жизни человека, которые не решаются
привычными для него способами и требуют
поиска новых путей, методов, средств.
Человек попадая в затруднительное положение,
стремиться выйти из него, ему важно обрести
равновесие с самим собой и окружающим
миром.
Было бы неразумным стремиться
полностью освободить человека от его
жизненных проблем, решать их вместо него
самого. Смысл социальной работы заключается
в ином, а именно в формировании и развитии
умений человека эффективно решать жизненные
проблемы с опорой на собственные ресурсы.
Когда люди не справляются навалившимися
на них проблемами, это может быть связано
с одной из следующих причин или их комбинацией:
- отсутствие мотивации для
работы с проблемами целесообразным способом;
- неспособность;
- отсутствие возможностей.
В связи с этим можно сформулировать
и основные задачи социальной работы:
- усилить мотивацию клиента
с помощью «Я - поддерживающих» мероприятий,
освободить его энергию для осуществления
изменений;
- усилить – ментально, эмоционально
и физически – способности клиента решать
свои проблемы;
- предоставить клиенту
ресурсы, необходимые для решения
проблем.
Таким образом, становление в нашей стране
широко распространенной по всему миру
профессии социального работника и развертывание
профессиональной подготовки специалистов
для сферы социального обслуживания, обусловили
развертывание в Российской Федерации
широкой и разноплановой системы социальных
служб по оказанию помощи пожилым, людям
с ограниченными возможностями, семьям,
детям, лишенным попечения родителей,
другим категориям лиц, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации.
1.2 Сущность и содержание понятия
профессиональный риск
Профессиональный риск — вероятность
повреждения (утраты) здоровья или смерти
застрахованного, связанная с исполнением
им обязанностей по трудовому договору
(контракту) и в иных случаях, установленных
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний»[4]. Россия
ратифицировала Конвенцию Международной
организации труда 1977 г. (№ 148) о защите трудящихся
от профессионального риска, вызываемого
загрязнением воздуха, шумом и вибрацией
на рабочих местах. В 1994 г. Всемирная организация
здравоохранения приняла Глобальную
стратегию «Медицина труда для всех»,
в которой подчеркивается, что каждому
должна быть предоставлена возможность
активно участвовать в работе без риска
для здоровья. Управление ситуациями,
когда работники могут подвергаться опасности,
называют анализом риска; он включает
информацию о риске, оценку риска, управление
риском (работников, работодателей и др.).