Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 13:55, курсовая работа
Актуальность исследования профессиональных рисков в социальной работе обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, возрастанием в современных условиях проблемы профессиональных заболеваний у социальных работников;
- во-вторых, процесс трудовой деятельности в ситуациях особого риска может приводить к снижению как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в труде;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3
1 Теоретический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе………………………………………………………………………………..5
1.1 Проблематика социальной работы в России………………………………...5
1.2 Сущность и содержание понятия профессиональный риск…..……………..10
2 Практический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе……………………....…….…………….………………...............................16
2.1 Проблема профессионального здоровья специалиста по социальной работе…… ……………………………… …………………………………………16
2.2 Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности специалиста по социальной работе………………..……..………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………. ………………………………………..……………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….34
Важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности как важнейших составляющих профессионализма.
В профессиональной деятельности специалист испытывает значительные эмоциональные и физические нагрузки, которые сказываются на состоянии здоровья, физической подготовленности и работоспособности. В связи с этим формирование физической активности, сохранение и укрепление здоровья будущего специалиста по социальной работе следует рассматривать в аспекте как достижения им должного уровня профессиональной готовности, так и содействия решению с его помощью социальных проблем «клиентов». Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Организация мониторинга здоровья социальных работников — важнейшее направление деятельности социальных служб и в целом системы социального обслуживания населения.
В настоящее время профессиональное здоровье социальных работников является насущной проблемой российского общества и требует решения не только на уровне здравоохранения, но, прежде всего, на уровне социальной политики государства, регионов, деятельности отдельных учреждений и каждого человека.
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. Отсюда возникает необходимость воспитания культуры здоровья и формирование основ здорового образ жизни у работника социальной службы.
Здоровье является ресурсом, социальным капиталом, необходимым человеку для адаптации в новых общественно-экономических условиях. Понятие «здоровье» стало активно рассматриваться в исследованиях по самым разным научным направлениям.
При рассмотрении понятия «здоровье» необходимо применять системный подход. Системный анализ здоровья и здорового образа жизни как условия его сохранения представлен в работах известного отечественного теоретика медицины Ю. П. Лисицына [10, с. 31]. Он исходит из того, что здоровье, как целостное состояние человека, – это не только совокупность индивидуальных соматических и психических характеристик, но и интеграция социально-экономических черт.
По мнению Щедриной А. Г., здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние (включающее позитивные и негативные стороны), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [3, с.19].
В настоящее время прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья населения. Особенно сильно она проявляется среди детей, подростков и молодежи. К сожалению, многие из них не придерживаются принципов здорового образа жизни, не принимают специальных мер для поддержания и укрепления своего здоровья, равнодушно относятся к физической культуре и спорту. Такое положение требует специальных действий, направленных на популяризацию идей здорового образа жизни, на подготовку высококвалифицированных специалистов в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и специалистов социальной сферы, которые не только будут обладать знаниями оздоровительных технологий, но и способных привлечь как можно больше людей к оздоровительной деятельности[3, с.21].
Социальная работа – это особый вид деятельности, главная цель которого-помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации и не способному в данный момент самостоятельно справиться с ней. Клиентами специалиста социальной работы являются наиболее незащищенные и уязвимые слои населения: старики, дети и подростки, инвалиды, а также люди, которые в силу сложившейся ситуации, не могут самостоятельно преодолеть обстоятельства, затрудняющие их жизнедеятельность [5, с.67].
Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «сгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.
Поэтому важнейшей задачей органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющих подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. В любом случае формирование личностных качеств целесообразно начинать на ранних этапах профессионального обучения.
Исследования показывают, что многие аспекты социальной работы касаются сохранения здоровья и содействуют ему. Спектр функциональных обязанностей специалиста по социальной работе очень широк и включает такие, которые в разном объеме обеспечивают здоровьесбережение клиентов (организация работы по профилактике заболеваний клиентов, помощь им в овладении основами культуры здоровья, санитарно-гигиеническими нормами; формирование ответственного отношения населения к репродуктивному поведению; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.). В связи с этим, высококвалифицированный специалист по социальной работе должен быть компетентным в вопросах сохранения и укрепления здоровья клиентов.
Наиболее важными условиями успешности и эффективности профессиональной подготовки социальных работников являются укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовленность к профессиональной деятельности, приобретение практически важных знаний по культуре здоровья.
Культура здоровья - важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества[2, с.81]. Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности - все это показатели общей культуры человека.
Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах[2, с.57].
Понятие культуры здоровья включает следующие элементы:
1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни;
2) наличие знаний о способах укрепления и сохранения здоровья;
3) осознание базовых ресурсов своего организма;
4) понятие всей полноты
5) развитие навыков
6) отсутствие вредных привычек.
При формировании культуры здоровья будущих социальных работников необходимо учитывать следующие факторы:
- правовые, которые включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье, определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, а также предприятия, учреждения и самих граждан;
- социально-экономические факторы, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности;
- образовательно-воспитательные факторы, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, а также умению вести пропагандистскую работу в этом направлении;
- семейные факторы, связанные с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на формирование в семье здорового образа жизни;
- медицинские факторы, которые направлены на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику;
- экологические факторы, обусловливающие адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование;
- личностные факторы, которые ориентируют каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливают ответственность личности за свое здоровье.
Таким образом, культура здоровья будущих социальных работников представляет собой важнейшую составляющую общей системы культуры, которая направлена на преодоление факторов риска, возникновение и развитие болезней, а также на оптимальное использование природных и социальных условий в интересах сохранения здоровья.
2.2 Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности специалиста по социальной работе
Информация о работе Практический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе