Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 13:55, курсовая работа
Актуальность исследования профессиональных рисков в социальной работе обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, возрастанием в современных условиях проблемы профессиональных заболеваний у социальных работников;
- во-вторых, процесс трудовой деятельности в ситуациях особого риска может приводить к снижению как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в труде;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3
1 Теоретический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе………………………………………………………………………………..5
1.1 Проблематика социальной работы в России………………………………...5
1.2 Сущность и содержание понятия профессиональный риск…..……………..10
2 Практический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе……………………....…….…………….………………...............................16
2.1 Проблема профессионального здоровья специалиста по социальной работе…… ……………………………… …………………………………………16
2.2 Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности специалиста по социальной работе………………..……..………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………. ………………………………………..……………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….34
Различают предварительную и окончательную оценку профессионального риска. Предварительная оценка профессионального риска — оценка условий труда при аттестации рабочих мест. Аттестация рабочих мест по условиям труда является 1-м этапом оценки профессионального риска. Далее следуют Руководству по оценке профессионального риска для здоровья работников (Руководство РФ 2.2.—2003), утвержденному Главным государственным санитарным врачом РФ 24 июня 2003 г. [5].
Критерием безопасных условий труда является сохранение жизни, здоровья работников и здоровья будущих поколений. Используют данные о профессиональной и общей заболеваемости, инвалидности, смертности и др. Возможно прогнозирование профзаболеваний по стандартам ИСО. Заключительный этап оценки профессионального риска — установление класса условий труда в соответствии с Руководством РФ 2.2.755—99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», а также категории доказанности риска в соответствии с Руководством РФ 2.2.—2003.
Управление профессиональным риском в организации рассматривают как часть системы управления качеством на базе стандартов серии ИСО 9000. ГОСТ РФ 12.0.006—2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» основан на Руководстве по управлению системами профессиональной безопасности и здоровья (МОТ, 2001). Организация обязана регистрировать все несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания и др. происшествия. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает разработку технических регламентов в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды [6].
Управление профессиональным риском осуществляется организационно-техническими, лечебно-профилактическими, административно-правовыми и экономическими мерами. Предпочтительны технические меры по предупреждению, устранению или уменьшению опасности в источнике образования, по пути распространения и на рабочем месте. Обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний — новый рычаг управления профессиональным риском. В зависимости от класса профессионального риска страховые тарифы на обязательное социальное страхование составляют от 0,2 до 8,5% начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходу) застрахованных; с учетом состояния ОТ страховщик устанавливает страхователю скидки и надбавки к страховому взносу. Известно, что труд как таковой благоприятно воздействует на человеческую личность. Однако каждой профессии присущи свои условия труда. Труд подразделяется на труд в обычных бытовых условиях; труд на открытом воздухе; труд в тяжелый или необычных условиях; труд в условиях повышенного риска. Профессия «социальный работник» тоже сопряжена со специфическим риском, потому что в своей деятельности он имеет дело с неблагополучными, переживающими стресс, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя моральную ответственность.
Практика показывает, что процесс трудовой деятельности в ситуациях особого риска может приводить к снижению, как трудовой способности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в труде. По мнению исследователей нарушения, могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. Эти нарушения обычно заключаются в том, что человек не может использовать имеющиеся у него личностные возможности и средства в связи с состоянием психической усталости или утрачивает свои трудовые умения и навыки, в результате чего происходят нарушения и деформации профессионала ной деятельности (например, прерывание трудового стажа и др.), снижается результативность труда в целом. Отклонения в профессиональном развитии, как правило, приводят как к депрофессионализации, так и к десоциализации личности.
В связи с этим необходимо уделять особое внимание созданию системы профилактики и обеспечению психогигиены социального работника.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованных методов отбора, адаптации и профилактики профессиональных рисков. Однако именно эти аспекты остаются наименее разработанной проблемой профессиографии социального работника. [7, c. 369].
Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, в целом мобилизует человека на их преодоление. Однако если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека. Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности и т. д.
Также существует синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе.
Термин – «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Основными признаками синдрома сгорания являются:
- ощущение эмоционального истощения;
- наличие негативных чувств по отношению к клиентам;
- негативная самооценка.
При изучении личностного фактора некоторые исследователи принимали во внимание следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. Прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем зарплаты не было обнаружено. Вместе с тем, неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательность) оказались более связанными с развитием синдрома «сгорания». Выявилась и большая подверженность «сгоранию» и социальных работников, испытывающих недостаток самостоятельности («сверхконтролируемые»).
Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «сгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.
Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание – это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.
Роль социального работника как профессионала более сложна, чем, например, роль врача или психолога, поскольку она еще не имеет такого же профессионального статуса. Социальному работнику в своей деятельности часто приходится сталкиваться с негативным «обратным трансфертом».
Понятие «обратный трансферт» (перенос эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям) было выдвинуто З. Фрейдом в 1910 г. «Обратный трансферт» может быть как позитивным, так и негативным. Существует много различных типов проявлений «обратных трансфертов». Так, социальному работнику часто приходится испытывать чувство вины в случае, например, суицида клиента. Еще одним типом «обратного трансферта» является агрессивность, которая может возникнуть в ходе работы. Ярость клиента может спровоцировать ответную негативную реакцию социального работника, вызвать у него чувство раздраженности, оскорбленности, желание мести, напряженность и беспокойство. Ключ к предупреждению таких ситуаций – повышение культуры общения, взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Важно своевременно снимать последствия негативного «обратного трансферта», находить правильный выход из кризисной ситуации [8, c.41].
Профессиональный и личностный сценарии социального работника тесно взаимосвязаны. Карьера определяется в словарях как успешное продвижение вперед в профессиональной деятельности. В широком смысле, карьера — это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения социального работника к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, или процесс профессионализации — от выбора профессии к овладению профессией, мастерством, творчеством и т.д. В таком понимании карьера близка к акмеограмме специалиста, т. е. к траектории его движения к вершинам профессионализма. Итогом карьеры при этом является высокий профессионализм человека в достижении признанного профессионального статуса. В более узком значении, карьера понимается как должностное продвижение. Первостепенное значение здесь имеет не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса, занятие определенной должности. Этот тип карьеры, начинаясь с выбора профессии, включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов. При этом карьера — это сознательно выбранный и реализуемый социальным работником путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. Основой карьеры являются общественно признанные образцы профессиональных социальных достижений, которые становятся значимыми ценностями и целями работника, стимулируют его профессиональный рост.
Как показывает практика, на карьеру оказывают влияние прежде всего внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье и т.д., которые могут усиливаться и формироваться самим человеком. Роль внутренних факторов в карьере тем более значима, чем более зрелым является человек как профессионал и как личность.
Исходя из выше изложенного, можно сказать о том, что на карьеру могут влиять и внешние факторы — социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, случайность. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать типам карьеры. Социальному работнику необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать собственные критерии своего роста и сверять собственную самооценку с мнениями и оценками своих коллег-профессионалов. Таким образом, карьера — это достигнутый специалистом в течение своей профессиональной деятельности профессиональный уровень.
В заключении хотелось бы отметить, что профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
2.1 Проблема профессионального здоровья специалиста по социальной работе
Проблема профессиональных рисков в социальной работе по-прежнему актуальна и мало изучена. Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются: ощущение эмоционального истощения; наличие враждебности по отношению к клиентам; наличие психосоматического заболевания; нарушение аппетита; негативная самооценка; возрастание агрессивности и чувства вины и др. Отсюда очевидна необходимость привлечения внимания общественности, органов власти и самих социальных работников к проблеме предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации социальных работников.
В современных российских условиях многие направления профилактической деятельности в здравоохранении в полной мере не были реализованы по ряду причин системного характера. В настоящее время в связи с внедрением Приоритетного национального проекта «Здоровье» и имеющейся потребностью в снижении воздействия различных факторов риска государственные профилактические программы обретают особую значимость и актуальность. Стратегии и методы профилактической работы определяются в зависимости от уровня воздействия[9, с. 74].
Социальные работники должны хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Важнейшая задача органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, — не столько содействие им в профессиональном развитии и продвижении по службе, а сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Очень важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.
Информация о работе Практический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе