Практический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования профессиональных рисков в социальной работе обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, возрастанием в современных условиях проблемы профессиональных заболеваний у социальных работников;
- во-вторых, процесс трудовой деятельности в ситуациях особого риска может приводить к снижению как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в труде;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3
1 Теоретический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе………………………………………………………………………………..5
1.1 Проблематика социальной работы в России………………………………...5
1.2 Сущность и содержание понятия профессиональный риск…..……………..10
2 Практический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе……………………....…….…………….………………...............................16
2.1 Проблема профессионального здоровья специалиста по социальной работе…… ……………………………… …………………………………………16
2.2 Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности специалиста по социальной работе………………..……..………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………. ………………………………………..……………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.22 Кб (Скачать файл)

В некоторых работах отмечается, что обобщенным показателем отношения к труду может служить удовлетворенность профессией, которая основана на сознании правильности выбора профессии, соответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда.

Если человеку не удается преодолеть кризисное состояние, синдром «выгорания» могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или к другим[10,c. 78].

Деформация личности - это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и профессионально-эффективное функционирование.

Деформация является следствием «выгорания», когда защитные механизмы ослабевают на столько, что социальный работник не может противостоять губительным факторам и начинается процесс разрушения.

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре ее личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

В ходе взаимодействия с субъектом социальный работник, используя свою личность как инструмент влияния на него, если социальный работник, часто прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие образования, как назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости.

Характерно, что представители профессии типа «человек — человек», постоянно работающие с людьми, в том числе и социальные работники, подвержены опасности профессиональной деформации больше, чем представители профессий типов «человек — техника», «человек — природа». Это вызвано тем, что общение с другими людьми обязательно включает и их воздействие на социального работника. Испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту социальный работник как бы принимает в себя особенности личности своего партнера по деловому общению и его проблемы, что является небезопасным для его психического здоровья.

Имеют значение и производственные факторы. «Выгорание» развивается раньше, если работник:

- оценивает свою работу как незначимую;

- не удовлетворен профессиональным ростом;

- испытывает недостаток самостоятельности  считает, что его излишне контролируют;

- полностью поглощен своей работой (трудоголик);

- испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требовании;

- испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности) [11,c. 203].

Существенно влияют на развитие личности специалиста пространство социальных отношений в обществе, становление нового типа взаимодействий специалиста по социальной работе и клиента, морально-правовой статус социального работника в обществе и другие факторы:

- восприятие личностью социального работника социального мира и отдельного человека во многом будет определяться не только личностным развитием, но и в большей мере объективными обстоятельствами.

- личностные стрессы социального работника могут быть вызваны такими

- факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п.

Психологи изучают, например, как человек принимает нужные решения в нетипичной ситуации, какие психологические качества ему необходимы, какие негативные качества возникают у него в экстремальной ситуации и т.д.

С этим связаны и так называемые «стрессы ответственности». Ответственность — это категория этики и права, отражающая особое правовое и моральное отношение социального работника к клиенту; соотношение способности с возможностью выполнять свои функции. Этическая ответственность социального работника перед своей профессией связана с сохранением ценностей и предназначением профессии, с использованием и развитием знаний социальной работы.

Психологическое изучение профессиональной деятельности тесно связано с проблемами психологии личности. Точнее, здесь целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, особенности личности социального работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой стороны, само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием [12, с. 147].

Профессиональная деятельность человека во многом как бы задает направление развития его личности. Приверженцы структурных концепций считают, что профессиональное развитие — в значительной степени необратимый процесс.

Многолетнее участие людей в сходной деятельности, часто сопровождающееся сходством условий труда, быта, общения, приводит к тому, что формируются сходные особенности личности. Экспериментальные исследования во многом подтвердили предположение, что каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения, традиции и т. п. Отрицательным моментом становится возможность профессиональных деформаций личности [13, c. 173].

Проблема деформации личности социального работника малоизучена, но неоспорим тот факт, что личные особенности человека будут влиять на способность противостоять различным рискам в социальной работе, деформации самой личности и «эмоциональному выгоранию», а с другой стороны, особенности деятельности социального работника могут приводить к изменениям личности.

В социальной работе можно выделить две группы отрицательных факторов:

- объективные (организационные и ролевые) – порождаемые, условием самой работы или неправильной её организацией. Это, например, переутомление, чрезмерная психологическая напряжённость в работе с клиентами, отрицательный социально - психологический климат в коллективе.

- субъективные – особенности личности.

- обе группы связаны между собой.

С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала [14, c.153].

С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов.

Практика показывает, что процесс трудовой деятельности в ситуациях, когда специалист переживает психотравмирующие факторы может приводить к снижению как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в труде.

Таким образом, на развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста в социальной работе влияет  группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального выгорания практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние [15, c.123].

И в заключении можно отметить, что на карьеру могут влиять и внешние факторы — социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, случайность. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать типам карьеры. Социальному работнику необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать собственные критерии своего роста и сверять собственную самооценку с мнениями и оценками своих коллег-профессионалов. Таким образом, карьера — это достигнутый специалистом в течение своей профессиональной деятельности профессиональный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Целью курсовой работы являлось исследование определение сущности и содержания проблемы профессионального риска в социальной работе.

В ходе исследования был изучена и обобщена проблематика профессиональных рисков в социальной работе. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) подтверждено, что становление в нашей стране широко распространенной по всему миру профессии социального работника и развертывание профессиональной подготовки специалистов для сферы социального обслуживания, обусловили  развертывание в Российской Федерации широкой и разноплановой системы социальных служб по оказанию помощи пожилым, людям с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, другим категориям лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) установлено, что профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника;

3) выявлено, что культура здоровья будущих социальных работников представляет собой важнейшую составляющую общей системы культуры, которая направлена на преодоление факторов риска, возникновение и развитие болезней, а также на оптимальное использование природных и социальных условий в интересах сохранения здоровья;

4) на основе проведенного анализа установлено, что на карьеру специалиста по социальной работе могут влиять и внешние факторы — социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, случайность. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать типам карьеры. Социальному работнику необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать собственные критерии своего роста и сверять собственную самооценку с мнениями и оценками своих коллег-профессионалов;

5) подтверждено, что повышают риск развития «эмоционального выгорания» неблагоприятные условия труда, организация работы, которая не удовлетворяет специалиста; слишком высокое разнообразие выполняемых специалистом работ;  низкая возможность повышения квалификации;

6) на основаниях проведенного  анализа установлено, что осознание социальным работником своей работы как престижной снижает риск возникновения «эмоционального выгорания»;

7) выявлено, что напряженные отношения с руководителем и неблагоприятные отношения в коллективе повышает риск развития  «выгорания»;

8) в ходе работы подтверждено, что социальным работникам, подверженным синдрому эмоционального выгорания, характеризуются такими чертами личности как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и агрессивности. В то же время они отличаются чувством чрезмерной ответственности, обязательности.  Они более беспокойны, озабочены, ранимы, впечатлительны, чувствительны к замечаниям и порицаниям, ипохондричны, чем работники, у которых отсутствует синдром выгорания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию содержания профессиональных рисков, осмыслению некоторых новых факторов «эмоционального выгорания», оказывающих воздействие на этот процесс.

    Конкретные рекомендации  и практические предложения могут  быть использованы законодательными  и исполнительными органами власти  как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов Российской  Федерации при разработке концепции  и практических мер по совершенствованию  деятельности комплексных центров  социального обслуживания населения.

   Фактологический материал  исследования может найти применение  в процессе изучения таких  дисциплин, как: «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», преподаваемых в высших учебных заведениях по специальности «Социальная работа».

    Изучение поставленных  в исследовании проблем, выводы, к которым подвели его результаты, дают основания сформулировать  следующие рекомендации руководителям  органов власти и местного  самоуправления, руководителям и  специалистам учреждений социальной защиты:

- местным органам власти проанализировать ситуацию по проблеме «эмоционального выгорания» специалистов по социальной работе;

- разработать методику по улучшению эмоционального здоровья специалиста;

- помочь специалистам выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и с клиентом социальной службы.

Таковы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование деятельности комплексных центров над проблемой профессиональных рисков в социальной работе. Их реализация будет способствовать повышению эффективности деятельности данных учреждений, в целом социальных служб и работающих в них специалистов. 

Информация о работе Практический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе