Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:45, реферат
Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.
1. Предмет и объект социологии
Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г.
Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.
Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.
И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии − то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология − это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии − австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.
Социолога интересуют следующие принципиальные вопросы:
•в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей;
•каким образом из опроса
отдельных людей получить социальный
портрет типичного
Объект социологии − социальная
реальность, которая изучается специальными
методами, чтобы повысить уровень
стабильности общества. Предмет −
это тот ракурс, под которым
исследуется социальная реальность
(под углом функционирующих
2. Структура социологического знания
Социологическое значение неоднородно
и имеет свою достаточно сложную,
многоуровневую структуру, обусловленную,
прежде всего различием ресурсов
и уровней изучения социальных явлений
и процессов. Так, например, социология
исследует эти явления и
а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общи закономерностей функционирования и развития социума как целого;
б) социология среднего уровня
как исследования меньшей степени
общности, направленные на изучение закономерностей
и взаимодействия отдельных структурных
частей социальной системы, т.е. частные,
специальные социологические
в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания − соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии − в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.
В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:
1) теоретическая социология,
дающая глубокое обобщение
2) прикладная (эмпирическая)
социология − изучает
3) социальная инженерия
− уровень практического
3. Функции социологии
Функции социологии
Функции
Направления
1. Познавательная
1. Теоретический и эмпирический
анализ социального факта в
качестве исходного момента
2. Познание процесса
3. Разработка теории и
методов социологического
2. Прогностическая
1. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно
обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной
группы, общества
3. Социального проектирования и конструирования
1.Разработка моделей
2.Определение путей
4. Организационно-техно-
1.Разработка комплекса
организационных мер по
2.Выработка организационных
мер по осуществлению
5. Управленческая
1.Принятие управленческого решения
2.Социальное планирование
и разработка социальных
3.Определение основных
направлений повышения
6. Инструментальная
1.Определение методов изучения социальной реальности
2.Определение методов
сбора, обработки и анализа
первичной социологической
Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в ходе социологических исследований.
Введение
1. Периоды становления социологии
2. Классический период
развития социологической
2.1 Ранняя классика
2.2 О.Конт - основоположник социологии
2.3 Идеи Г.Спенсера
2.4 Марксизм Карла Маркса
2.5 «Понимающая социология» Макса Вебера
2.6 «Социологизм» Эмиля Дюркгейма
Заключение
Список использованной литературы
Глоссарий
Введение
Термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. Современный этап развития нашего общества отличается громадной сложностью и уникальностью происходящих событий и явлений.
Телевидение, радио, газеты сообщают
о результатах социологических
опросов населения по самым разнообразным
проблемам. Социологические службы
парламента, Президента, различных
исследовательских центров
Все это внешний, лежащий
на поверхности уровень
Цель данной работы рассмотреть классический период развития социологической мысли.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Общий объем работы 24 страницы.
1. Периоды становления социологии
Для того, чтобы составить общее представление о социологии как науке, о ее методах, структуре социологического знания, о современных тенденциях и изменениях, происходящих в этой области, необходимо ответить на вопрос: что такое социология? В самом общем виде социология - это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении. История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета.
Сам термин «социология» (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введен в научный оборот французским философом О.Контом в 1842 году Кондратьев Ю.В. Социологические альтернативы О.Конта и А.Кетле / Ю.В.Кондратьев // Язык науки XXI века (Материалы конференции к 200-летию со дня рождения О.Конта). - Уфа, 1998. - С.23. в работе «Курс позитивной философии» для обозначения науки, которую он первоначально назвал социальной физикой и предметом которой было рассмотрение законов функционирования и развития общества. Это считается официальным фактом появления этой науки.
Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на поставленный вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Здесь мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки.
Развитие учения об общественной
жизни мы находим уже в античной
философии IV века до нашей эры в
работах Платона «Законы», «О государстве»,
в «Политики» Аристотеля и др. Социально-философские
идеи античности имели явно выраженные
мифологический, идеалистический и
утопический смысл. Главной целью
античных социально-философских
В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало влияние и на развитие социальной мысли. Складывается теологический тип культуры и происходит переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13 в., когда стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм стал утрачивать свое значение.
Наиболее видной фигурой
теологической социально-
Реформация оказала серьезное влияние на развитие социально-критического мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного идеала «правового государства». Она способствовала разрушению феодально-религиозных представлений и утверждению новых, предпринимательских ориентации в хозяйственной практике. Идея приоритета индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.
Наряду с идеями индивидуалистическими,
частнособственническими в XVI в. постепенно
оформляется социалистическое социально-политическое
течение как идеология