Предмет и объект социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и объект социологии

Впервые в научный оборот понятие социологии было введено  французским мыслителем Огюстом  Контом в 1839г.

Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.

Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической  науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.

И в этом отношении все  социологи солидарны, что же касается предмета социологии − то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология − это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии − австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.

Социолога интересуют следующие  принципиальные вопросы:

•в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей;

•каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя  своей группы.

Объект социологии − социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень  стабильности общества. Предмет −  это тот ракурс, под которым  исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей  и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).

2. Структура социологического  знания

Социологическое значение неоднородно  и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений  и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее  широких социальных общностей и  их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание  для подразделения социологической  науки на такие составные части:

а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общи закономерностей функционирования и развития социума как целого;

б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени  общности, направленные на изучение закономерностей  и взаимодействия отдельных структурных  частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

в) микросоциология, изучающая  социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре  социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания − соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии − в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.

В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического  материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности  функционирования общества (социальной  системы и ее структур).

2) прикладная (эмпирическая) социология − изучает практические  стороны социальной жизни общества  на базе общесоциологических  теорий и фактических материалов.

3) социальная инженерия  − уровень практического внедрения  полученных знаний с целью  моделирования путей разрешения  конкретных социальных проблем.  Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

3. Функции социологии

Функции социологии

Функции 

Направления

1. Познавательная 

1. Теоретический и эмпирический  анализ социального факта в  качестве исходного момента практики  социального преобразования действительности

2. Познание процесса преобразовательной деятельности

3. Разработка теории и  методов социологического исследования,методики

2. Прогностическая 

1. Создание условий сознательной  выработки и осуществления научно

обоснованной перспективы  развития личности, общности, социальной

группы, общества

3. Социального проектирования и конструирования 

1.Разработка моделей конкретной  организации с оптимальными параметрами ее функционирования

2.Определение путей проектирования  социального процесса

4. Организационно-техно-логическая 

1.Разработка комплекса  организационных мер по обеспечению  внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов

2.Выработка организационных  мер по осуществлению социологической  технологии

5. Управленческая 

1.Принятие управленческого решения

2.Социальное планирование  и разработка социальных показателей

3.Определение основных  направлений повышения эффективности  деятельности

6. Инструментальная 

1.Определение методов изучения социальной реальности

2.Определение методов  сбора, обработки и анализа  первичной социологической информации.

Реализовать все эти и  другие функции социология может  в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в ходе социологических исследований.

 

 

 

 

Введение 

 

1. Периоды становления  социологии

 

2. Классический период  развития социологической мысли 

 

2.1 Ранняя классика

 

2.2 О.Конт - основоположник  социологии

 

2.3 Идеи Г.Спенсера

 

2.4 Марксизм Карла Маркса

 

2.5 «Понимающая социология»  Макса Вебера

 

2.6 «Социологизм» Эмиля  Дюркгейма

 

Заключение 

 

Список использованной литературы

 

Глоссарий

 

Введение 

 

 

Термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. Современный  этап развития нашего общества отличается громадной сложностью и уникальностью  происходящих событий и явлений.

 

Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических  опросов населения по самым разнообразным  проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных  исследовательских центров изучают  общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг  наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность  уровнем жизни и т.д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента».

 

Все это внешний, лежащий  на поверхности уровень социологических  исследований, который создает образ  социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что  этим исчерпывается предмет и  задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? Расширить  и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории  ее становления и развития.

 

Цель данной работы рассмотреть  классический период развития социологической  мысли.

 

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Общий объем работы 24 страницы.

 

1. Периоды становления  социологии

 

 

Для того, чтобы составить общее представление о социологии как науке, о ее методах, структуре социологического знания, о современных тенденциях и изменениях, происходящих в этой области, необходимо ответить на вопрос: что такое социология? В самом общем виде социология - это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении. История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета.

 

Сам термин «социология» (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введен в научный оборот французским философом О.Контом в 1842 году Кондратьев Ю.В. Социологические альтернативы О.Конта и А.Кетле / Ю.В.Кондратьев // Язык науки XXI века (Материалы конференции к 200-летию со дня рождения О.Конта). - Уфа, 1998. - С.23. в работе «Курс позитивной философии» для обозначения науки, которую он первоначально назвал социальной физикой и предметом которой было рассмотрение законов функционирования и развития общества. Это считается официальным фактом появления этой науки.

 

Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на поставленный вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Здесь мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки.

 

Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в  работах Платона «Законы», «О государстве», в «Политики» Аристотеля и др. Социально-философские  идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и  утопический смысл. Главной целью  античных социально-философских концепций  было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней  опасностью. И эта борьба как бы была лейтмотивом всей истории человечества. Поэтому каждому новому поколению  философов приходилось создавать  новые концепции гармонизации человеческого  общества.

 

В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем  системы нравственных, религиозных  норм, что оказало влияние и  на развитие социальной мысли. Складывается теологический тип культуры и  происходит переориентация философского интереса с ценностей земной жизни  на проблемы абсолютного, сверхъестественного  миропорядка. Социальный антагонизм переводится  в плоскость борьбы двух миров: божественного  и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13 в., когда  стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм  стал утрачивать свое значение.

 

Наиболее видной фигурой  теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы (томизм) стало важным шагом  в укреплении духовной власти католицизма  над развитием социальной жизни (в 1879 г. это учение было объявлено  «единственно истинной философией католицизма»), История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э.Лейста. - М.: Юридическая литература, 2007. - 76 с. но не остановило Реформацию католицизма. Идейное оформление Реформация получила в учениях М.Лютера, У.Цвингли, Ж.Кальвина, представлявших бюргерско-буржуазное направление, и Т.Мюнцера, вождя народной Реформации.

 

Реформация оказала серьезное  влияние на развитие социально-критического мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного идеала «правового государства». Она способствовала разрушению феодально-религиозных представлений и утверждению новых, предпринимательских ориентации в хозяйственной практике. Идея приоритета индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.

 

Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принято считать Т.Мора, изобразившего в «Утопии» общество, в котором нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для  всех. Критикуя капитализм и вскрывая его антигуманную сущность («овцы  съели людей»), социалисты-утописты считали идеальным такое общество, в котором осуществляется государственное  или общественное руководство экономикой, не знающей товарно-денежных отношений. Но они не смогли найти стимулы  к труду в обществе без конкуренции, частной собственности и самоорганизации  экономической жизни. Главное -- ставка на прямое государственное регулирование и социальный контроль.

Информация о работе Предмет и объект социологии