Предмет и объект социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, при переходе от Средневековья к Новому времени  взаимодействие двух направлений в  решении основного вопроса социологии постепенно начинает обретать форму  борьбы индивидуалистической (либеральной) и социалистической доктрин в  качестве основных элементов идеологий  двух нарождающихся классов буржуазного  общества.

 

Еще активнее эта проблематика разрабатывается в Новое время  в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции  рационального характера, ориентированные  на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов  того времени представляли собой  пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления социальных теорий явилось марксистское учение -- с их точки зрения теории общественного развития основывались на принципах материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание на духовные аспекты социальной жизни.

 

Можно ли считать, что тогда  уже существовала социология как  самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице  социологии.

 

Теоретическое обоснование  и широкое распространение социология получила в классический период (с  середины XIX века до Второй мировой войны), который в свою очередь можно разделить на периоды:

 

1) Ранняя классика - школы  одного фактора - поиск учеными  главного фактора, определяющего  социальные процессы развития  общества, направления исторического  процесса.

 

Наиболее широкое распространение  получили: органицизм, механицизм, социогеография, социальный дарвинизм, антропологические теории в социологии. Происходит распространение психологических школ, общие методологические черты которых:

 

- эволюционизм, то есть  представление об изменениях  в обществе, как постепенном, закономерно  обусловленном процессе;

 

- отказ от любых ненаучных  объяснений явлений в социальных  науках.

 

2) Поздняя классика - период  утверждения плюралистического  подхода в социологии. Продвижение  социологической методологии, отказ  от школ «одного фактора». Становление  социологизма как главного методологического  принципа в изучении социальных  явлений. Период характеризуется  развитием кафедр и факультетов  в университетах, появлением самостоятельных  исследовательских институтов (Международный  Институт социологии в Париже, основанный в 1893 году, создание  Американского журнала социологии, создание в 1916 году общества  социологов имени Ковалевского).

 

В качестве самостоятельной  научной дисциплины социология утвердилась  на современном этапе (с окончания Второй мировой войны по конец XX века). В этот период развивается отраслевое социологическое сотрудничество, получают широкое распространение межнациональные исследовательские проекты.

 

Итак, как свидетельствует  история, социология в качестве отдельной  специальной науки начала признаваться научным сообществом 40-х годах XIX в. после опубликования О.Контом треть тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную основу - и  явились тем отправным фактом, который привел к формированию и  развитию социологии.

 

Далее более подробно рассмотрим классический период развития социоло-гической мысли, а именно ранний его период - до XIX в.

 

2. Классический период  развития социологической мысли

 

 

Развитие социологии отражает эволюцию общества, осмыслением которого изнутри она является. Периодическая  смена преобладающего мировоззрения  и теоретико-методологических установок  в социологии также зависят от состояния общества и идейного климата  эпохи. Анализ истории развития социологии показывает, что социальные теории не надстраиваются одна над другой в линейном порядке. Социологическое  знание имеет циклический характер развития. В этой циклической модели различные школы чередуются, сменяя одна другую, оказываясь в то или  иное время в центре внимания. Один из крупнейших историков социологии Ю.Н.Давыдов считает необходимым  говорить о последовательном возникновении  в рамках социологии трех типов научности: классического, неклассического и  промежуточного, эклектического. Основные принципы классической методологии  сводятся к следующим:

 

1) Социальные явления подчиняются  законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных  законов. 

 

2) Поэтому социология должна  строиться по образу естественных  «позитивных» наук.

 

3) Методы социального исследования  должны быть такими же точными,  строгими. Все социальные явления  должны быть описаны количественно. 

 

4) Важнейшим критерием  научности является объективность  содержания знания. Это значит, что  социологическое знание не должно  содержать в себе субъективные  впечатления и умозрительные  рассуждения, но описывать социальную  действительность, независимо от  нашего к ней отношения. Этот  принцип нашел свое выражение  в требовании «социология как  наука должна быть свободна  от ценностных суждений и идеологий.

 

2.1 Ранняя классика

 

 

Ранняя классика это, так  называемые школы одного фактора, т.е. поиск главного фактора, определяющего  социальные процессы развития общества, направления исторического процесса и которые выдвигают на первый план природные факторы или образцы  определённой естественной науки в  качестве движущих сил социального  развития, по аналогии с природным  и историческим развитием. Происходит распространение психологических  школ, общие методологические черты  которых:

 

- эволюционизм, то есть  представление об изменениях  в обществе, как постепенном, закономерно  обусловленном процессе;

 

- отказ от любых ненаучных  объяснений явлений в социальных  науках.

 

Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические  отношения, а вместе с ними и сопутствующие  им социальные противоречия, то практически  все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали  нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания  средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения. В Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII-XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д.Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

 

В XVIII в. в трудах французских  просветителей (Ж-Ж.Руссо, Ш.Л.Монтескье, К.А.Гельвеции, Д.Дидро и др.) получили дальнейшее развитие учения об обществе, принципах его совершенствования; оформилась так называемая гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования личности и общества. Представители утопического социализма Ж.Мелье, Морелли, Г.Мабли, Г.Бабеф доказывали необходимость немедленного преодоления неравенства, установления общественной собственности путем народной революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения.

 

Начало XIX в. является кануном возникновения социологии как самостоятельной науки. В это время оформились экономические, социально-политические, теоретические предпосылки ее выделения в самостоятельную отрасль знания. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

 

Интенсификация экономической  жизни способствовала усилению конфликтности  во взаимоотношениях буржуазии и  пролетариата, что выражалось в активных выступлениях рабочих (чартистское  движение, восстания лионских, силезских ткачей и др.). Массовые действия одного класса и противодействие им со стороны другого класса вели к выработке оформленного классового сознания. Нестабильность производственных отношений порождала потребность в оптимальных, научно обоснованных путях ее преодоления и создания социальной обстановки, в наибольшей степени благоприятствующей развитию экономики.

 

В начале XIX в. с резкой критикой развивающегося капитализма выступили социалисты-утописты. Конструируя идеал социалистического общества, они продолжили разработку принципов организации справедливого общества. Параллельно с распространением социалистических идей активно развивалась идеология либерализма, в которой идея свободы личности (нации, класса) рассматривалась как главное условие функционирования и прогресса общества. Государство признавалось средством обеспечения безопасности личности, неприкосновенности частной собственности, свободы слова, предпринимательства, совести, мнений, но оно не должно было обременять себя вмешательством в экономическую жизнь. В рамках концепции либерализма оптимальное регулирование социально-экономических отношений рассматривалось как спонтанное, осуществляемое через механизм свободного рынка. Концепции либерализма в этот период разрабатывали И.Бентам, Дж.Остин и другие. Их социально-политические представления опирались на созданную А.Смитом теорию экономического либерализма.

 

К числу непосредственных предшественников зарождающейся социологии следует отнести Сен-Симона с  его концепцией социальной физики, согласно которой социально-исторический процесс представляет собой поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим. Фюстеля де Куланжа, сделавшего попытку вывести некоторые социологические закономерности реального социального процесса на основе обобщения исторического материала, уделяя особое внимание точности и надежности первичной информации. Адольфа Кетле, развившего статистический метод как инструмент количественного анализа социальных процессов и явлений. Некоторые исследователи считают, что именно с его работы «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» можно начинать отсчет времени существования социологии. Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур

 

Итак, социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества.

 

2.2 О.Конт - основоположник  социологии

 

Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт (1789-1857) находился  под воздействием крупных успехов  в области естественных наук. Свое учение, основными частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем  виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), Конт назвал «социальной физикой». Первая была ориентирована на изучение частей общества (семьи, государства, религии  ит.д.); вторая - на осмысление проблем  социального развития и изменения  общества. Но, обнаружив, что А.Кетле уже использует этот термин, О.Конт в 1839 г. назвал свое учение «социологией».

 

Социологическое знание Конт определял как знание, основанное на фактах, на эмпирическом и аналитическом  исследовании социальных явлений. Это  позволяет, по мнению Конта, социологии уйти от абстрактных построений, стать  наукой, близкой естествознанию, использующей методы естественных наук и именно поэтому способной решать проблемы общественной жизни.

 

О.Конт фактически всё развитие общества относил к ведущей роли человеческого разума. Второстепенную роль он отводил преобразованиям  в науке, экономике, политике и т.д., детерминируя соответствие политических действий и решений характером эпохи.

 

Анализируя проблему взаимосвязи  личности и общества, О.Конт считал, что только общество и его социальные институты являются полноправными  субъектами социальных отношений, а  личность всегда лишь продукт воздействия  общества. Семья, а не индивид, утверждал  он, составляет ту простейшую целостность, сумма которых образует общество.

 

Идеальным в общественном устройстве он считал гармонию и солидарность между всеми классами, достигаемые  путём согласования мирского и духовного  порядка, когда каждый стремится  быть первым не в иерархии власти, а  в иерархии добродетелей.

 

Как же конкретно обосновывает О.Конт необходимость и возможность  появления этой новой науки? В  системе О.Конта это обоснование  осуществляется на основе сформулированного  им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

 

На первой, теологической, стадии человек объясняет все  явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного.

 

На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции  к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию (научную).

Информация о работе Предмет и объект социологии