Предмет и объект социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

 

На третьей, научной, стадии человек перестает оперировать  абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и  ограничивается наблюдением за явлениями  и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться  между ними.

 

Переход от одной стадии к  другой в разных науках совершается  последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип - от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

 

Другой важный вывод, приведший  О.Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием  им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставлял враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества - чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.

 

Несмотря на то, что Конт вошёл в историю как создатель, кроме собственно социологии, ещё  и позитивистской социологии, он, к  сожалению, не смог достаточно чётко  определить предмет новой науки  и найти научный метод, позволяющий  всесторонне изучать закономерности общественного развития. Ведь даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни  и естественных наук порой значительно  различаются.

 

Историческая и научная  роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, дав ей название, помог определить ее место среди других наук, наметил контуры предмета социологии. Поэтому именно О.Конт по праву считается «отцом» социологии.

 

2.3 Идеи Г.Спенсера

 

 

Герберт Спенсер (1820-1903) был  представителем натурализма, который  в созданной им системе синтетической  философии пытался объединить все  теоретические науки того времени. Главная идея его взглядов -- изменчивость общества и плавный эволюционизм в его развитии, обусловленные усложнением общества, внутренней дифференциацией социальных отношений и разделением труда.

 

Эволюция, по Спенсеру, - это  интеграция материи, когда из бессвязной однородности возникает социальное целое (общество), но при этом целое  не может и не должно поглощать  отдельную личность. Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любого вмешательства государства в общественную жизнь. Он полагал, что забота о сиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное пространство.

 

В главном труде «Основания социологии» Спенсер проводит аналогию между биологическим и социальным организмами и утверждает, что  для того и другого свойственна  борьба за существование, являющаяся одним  из главных принципов социального  бытия. Весьма значительным в социальном прогрессе он считал переход от общества, в котором личность целиком подчинена  социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм (государство) лишь способствует саморегуляции индивидов.

 

Своим анализом понятий общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни  Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального  анализа. Он выдвинул три основных идеи структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования; универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений, и  функциональная необходимость. Общество, с его точки зрения, - это эволюционирующий живой организм. Общества могут организовывать и контролировать процессы адаптации, тогда они развиваются в милитаристские режимы; адаптация также может  быть свободной и пластичной - и  тогда общества превращаются в промышленно  развитые государства. Один из главных  постулатов социальной философии Спенсера таков: «Каждый человек волен  делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого  человека».

 

2.4 Марксизм Карла Маркса

 

 

Одним из крупнейших социологов XIX в. является Карл Маркс (1818-1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом (1812-1895) разработал концепцию общественно-исторической формации, обусловленной материалистическим пониманием истории (исторический материализм), а также провёл детальный научный анализ современного ему капиталистического общества.

 

Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента  такого анализа Маркс использовал  массовую структуру общества: все  индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые  происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс  собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

 

Маркс рассматривал структуру  общества в динамике, предполагая, что  классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических  формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

 

Он всесторонне обосновал  механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего  в результате неравенства, которое  постоянно усиливается при доминировании  одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка  распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого  равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

 

Именно К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса цивилизации.

 

2.5 «Понимающая социология»  Макса Вебера

 

 

С именем Макса Вебера (1864-1920) связывается создание методологии  социального познания. Одним из основных положений теории Вебера является выделение  самой элементарной частицы поведения  индивида в обществе социального  действия, которое образует систему  взаимоотношений между людьми. Само общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых  стремится к достижению собственных  целей.

 

Социология, по его мнению, должна быть «понимающей», поскольку  действия индивида - «субъекта» социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий.

 

Социальная философия, лежащая  в основе исторической социологии Вебера, наиболее отчетливо воплотилась  в работе «Протестантская этика  и дух капитализма». Здесь высказывается  идея экономической рациональности современного капиталистического общества с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т.д., обеспечивающими возможность максимально рационального поведения в хозяйственной сфере и позволяющими добиться предельной экономической эффективности. Главные методологические требования в теории Вебера - «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

 

Средством обобщения всего  многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие «идеальный тип», которое и служит главным  инструментом познания. «Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного  мышления, существующая в воображении  учёных и предназначенная для  рассмотрения очевидных, наиболее типичных социальных фактов». Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для  соотнесения и сравнения с  ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты  объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности, оперируя такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократия», «религия», «государство» и др. На основе приложения к политике такого понятия, как «социальное действие», Вебер вывел три чистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):

 

- легальный тип, при  котором как управляемые, так  и управляющие подчиняются не  конкретной личности, а закону;

 

- традиционный тип, обусловленный  в первую очередь привычками  и нравами данного общества;

 

- харизматический тип,  основанный на экстраординарных  способностях личности руководителя.

 

Социология, по его мнению, должна основываться на бесстрастных научных суждениях максимально  свободных, как от разного рода личных пристрастий учёного, так и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.

 

2.6 «Социологизм» Эмиля  Дюркгейма

 

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический  предмет научного изучения социологии, как «социальная сфера». Им разработаны  методология и методы социологических  исследований, которые позволили  подвести под социологическую науку  базу эмпирических исследований и акцентировать  внимание на её прикладном характере. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

 

Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его  воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях интеллектуального и  социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности  в научном объяснении и замену вопроса «почему» на вопрос «как», Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил  идею «коллективности» - примат общества над личностью.

 

Наиболее четко принципы классического типа научности сформулированы им в работе «Правила социологического метода». Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

 

Первое правило состоит  в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:

 

а) социальные факты внешне для индивидов;

 

б) социальные факты могут  быть объектами в том смысле, что  они материальны, строго наблюдаемы и безличны;

 

в) устанавливаемые между  двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

 

Второе правило состоит  в том, чтобы «систематически  отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что:

 

а) социология прежде всего  должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;

 

б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

 

Третье правило состоит  в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими  ее частями. Это означает признание  того, что:

 

а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в  мышлении и поведении индивидов;

 

б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

 

Итак, социология, по мнению Э.Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что  происходит на уровне индивидуальных сознании потому, что у него другое основание, другой субстрат - коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознании), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознании каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно.

Информация о работе Предмет и объект социологии