Предмет, объект, функции и методы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:23, курс лекций

Описание работы

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным за

Файлы: 1 файл

лекции по социологии.doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

Культура  функционирует в обществе на различных  уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия в социологии используется понятие субкультуры.

Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Каждое общество создает свою субкультуру.

Следует разделять социальные субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности, и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе, например, некоторые молодежные культуры.

Современные культуры выглядят как специфический способ дифференциации национальных и региональных культур, в которых наряду с господствующей культурой существует ряд культурных своеобразных образований, по форме и содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции. Например, можно говорить о буддистской, христианской, мусульманской религиях в целом.

Отдельные ветви, направления мировых религий  создают свои субкультуры, например, православную, католическую, протестантскую.

Социальной  базой для формирования субкультуры  могут стать возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения людей и т. п.

Однако  существуют такие субкультуры, которые  не просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся  в конфликте с господствующими  ценностями. Они получили название контркультуры.

Обязательным  признаком контркультуры является ее оппозиционность.

К контркультуре  можно отнести молодежную культуру, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением современной  культуры.

К ней  можно отнести наркотическую культуру, восточную мистику и оккультизм и т. п.

4. Социальная коммуникация

Социальная  коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается  широкий интерес социологов к  этому явлению.

В социологии сформировался ряд подходов к  определению социальной коммуникации:

1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;

3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл.

Он  разработал модель коммуникации, в  которой выделил пять элементов:

1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);

2) что – сообщение;

3) как – способ передачи сообщения, канал;

4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;

5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

Другим  элементом модели Лассуэла была система  эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:

1) поведенческий эффект;

2) оценочные (аксиологические) эффекты;

3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека;

4) познавательный (когнитивный) эффект.

Еще одним  направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.

По  характеру аудитории:

1) межличностная (индивидуализированная);

2) специализированная (групповая);

3) массовая.

По  источнику сообщения:

1) официальная (формальная);

2) неформальная.

По  каналу передачи:

1) вербальная;

2) невербальная.

Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.

Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они  могут навязываться искусственно.

Любые социальные стереотипы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Массовая  коммуникация оказывает сильное  влияние на общественное мнение. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.

Существование общественного мнения подразумевает  наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного  субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Необходимо  учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом.

Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».

Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:

1) технические;

2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;

3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;

4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.

Самым ярким и распространенным примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.

Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Возникновение слухов всегда обусловлено рядом  объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распространения  слухов. К ним можно отнести:

1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность;

2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопределенность;

3) уровень тревожности индивидов.

В зависимости  от сложившихся условий слухи  оказывают на сознание людей большее или меньшее влияние, однако отрицать его вообще нельзя, потому что оно всегда существует. Оказываемое влияние может проявляться в различных видах и на различных уровнях:

1) индивидуальный уровень:

а) адаптация к среде;

б) дезинтеграция индивида;

2) групповой уровень:

а) сплочение;

б) разобщение;

3) массовый уровень:

а) изменения общественного мнения и коллективного поведения.

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

ЛЕКЦИЯ № 11. Прикладные социологические исследования

1. Этапы и виды социологического исследования

Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

Программа такого исследования упрощена, как  и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.

Разведывательное  исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора  эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

В социологическом  исследовании можно выделить три  основных этапа:

1) разработка программы и приемов исследования;

2) проведение эмпирического исследования;

3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

Все указанные  этапы чрезвычайно важны и  требуют особого внимания. Первый этап будет подробно рассмотрен в  следующей лекции. Второй этап зависит  от выбранного типа социологического исследования и методик. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании.

Итоги анализа полученной в ходе эмпирического  исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.

Как правило, первый раздел отчета содержит краткое  обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

Разделы отчета при необходимости могут  быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.

Приложение  к отчету содержит методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это может быть использовано при проведении последующих программ исследования.

2. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – это  один из важнейших социологических  документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные  основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Информация о работе Предмет, объект, функции и методы социологии