Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:23, курс лекций
Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным за
Можно выделить следующие типы интервью:
1) по содержанию (документальное, интервью мнений);
2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);
3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).
Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.
На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:
1) цели и задачи;
2) проблема;
3) объект и предмет;
4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов.
В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:
1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса);
2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.
На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):
1) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировке вопросов, предназначенных респондентам;
2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации;
3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;
4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов на ЭВМ;
5) обеспечение организационных требований к опросу.
В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.
В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.
Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.
Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.
Оглавление
· ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
· 1. Предмет, объект, функции и методы социологии
· 2. Социология в системе гуманитарных наук
· 3. Структура социологии
· 4. Система основных категорий и законов в социологии
· 5. Основные парадигмы социологии
· ЛЕКЦИЯ № 2. Становление и основные этапы развития социологии
· 1. Особенности донаучного изучения общества
· 2. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки
· 3. Социологическое воззрение О. Конта
· 4. Классическая социология начала XX в
· 5. Социология марксизма. Материалистическое понимание истории. Концепция общественно-экономической формации и социальной революции
· 6. «Формальная» школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето
· 7. Американская социология: основные этапы развития
· 8. Особенности исторического развития российской социологии
· ЛЕКЦИЯ № 3. Общество как целостная система
· 1. Понятие общества
· 2. Основные подсистемы общества
· 3. Типологии обществ
· 4. Гражданское общество, его признаки и основания
· 5. Развитие общества. Понятия эволюции, прогресса и модернизации
· ЛЕКЦИЯ № 4. Социальная структура и стратификация
· 1. Социальная структура и ее исторические типы
· 2. Социальная структура современного российского общества
· 3. Теории социальной стратификации
· 4. Социальная мобильность и групповая замкнутость
· ЛЕКЦИЯ № 5. Социология личности
· 1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности
· 2. Типология личности
· 3. Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества
· 4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации
· ЛЕКЦИЯ № 6. Социальные общности
· 1. Виды социальных общностей и их характерные черты
· 2. Социальная группа как объект социологического изучения. Виды социальных групп
· 3. Социальные квазигруппы. Социальный феномен толпы. Особенности поведения людей в толпе
· 4. Социология этнических общностей
· 5. Организация как объект изучения социологии
· 6. Сущность, структура и типология социальных организаций
· ЛЕКЦИЯ № 7. Социальные институты
· 1. Понятие социального института. Признаки, роль и значение социальных институтов
· 2. Социальный контроль и девиантное поведение
· 3. Экономика как социальный институт
· 4. Политические общественные институты
· 5. Социальные институты образования и науки
· 6. Религия как социальный институт
· 7. Семья и брак как социальные институты общества
· ЛЕКЦИЯ № 8. Социальные действия и отношения
· 1. Теория социального действия в социологии
· 2. Модели анализа межличностного взаимодействия
· 3. Социальные отношения
· ЛЕКЦИЯ № 9. Социальные конфликты
· 1. Социальный конфликт в социологической теории
· 2. Виды конфликтов
· 3. Компромисс и консенсус как формы завершения социального конфликта
· ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как социальное явление
· 1. Культура как объект социологического познания. Разнообразие теоретических подходов к изучению и пониманию культуры
· 2. Основные элементы и функции культуры
· 3. Формы культуры
· 4. Социальная коммуникация
· ЛЕКЦИЯ № 11. Прикладные социологические исследования
· 1. Этапы и виды социологического исследования
· 2. Программа социологического исследования
· 3. Методы социологических исследований
Информация о работе Предмет, объект, функции и методы социологии