Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 21:31, реферат
В истории социологии первоначально возникли и развивались два подхода к рассмотрению общества как социальной реальности и, соответственно, два подхода к определению предмета социологии. Первый, получивший название «социальный реализм» в качестве объекта исследования рассматривает общество как особый вид реальности, обладающей специфическими свойствами и развивающейся по своим специфическим закономерностям, не сводимых к индивидуальной деятельности людей и не выводимых из нее. Отсюда: предмет социологии - общество как целостный организм, его структуры и взаимодействие между ними.
Введение
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов (наблюдения, эксперимента), а описывается при помощи теоретических понятий. Физика отображает физическую реальность через понятия гравитации, электрического взаимодействия, инерции, атомарного строения вещества и т.д. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.
Предмет
науки – логически
Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повторяющиеся события. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное. Предмет науки – эта карта местности, дающая общий вид, описывающая схему происходящего.
Поэтому мы смело можем утверждать: предметом социологии выступает концептуальная (т.е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.
Предмет
современной социологии – результат
длительного исторического
В истории социологии первоначально возникли и развивались два подхода к рассмотрению общества как социальной реальности и, соответственно, два подхода к определению предмета социологии.
Первый, получивший название «
Второй – получивший название
«социальный номинализм»
Основная часть
Под предметом науки понимается совокупность понятий, гипотез, теорий, при помощи которых описывается и объясняется эта объективная реальность. Выделить характерные, именно для данной науки, элементы и стороны в ее объекте, их связи и отношения, а на этой основе и соответствующие специфические закономерности - это и значит дать ответ на вопрос о предмете данной науки.
Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, которая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, которое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель).
Таким образом, предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. В современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода является положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний является лишь мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некоторых других авторов.
Следует заметить, что данное положение в той же мере, в какой оно оказалось распространенным, является неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. Особенно она подчеркивалась Кантом, которого Гегель подверг за это резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.
По существу, в этой критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, который впоследствии получил свое подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.
Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И это положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.
Первокирпичиками предмета социологии выступают два понятия – статус и роль. Первое дает статистическое изображение предмета, а второе – динамическое.
Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе.
Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, бизнесменом значит занимать формальный (социальной) статус. Иными словами, занимать определенное место в системе общественного разделения труда.
Статус реализуется через роль. Быть мужем означает иметь статус «муж» и выполнять роль мужа. Любой статус состоит из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т.е. выполнять определенную роль. Правда, один человек ответственно подходит к своим обязанностям, а другой – нет, один применяет мягкие методы воспитания, а другой – жесткие, один доверителен с учениками, а другой держит их на расстоянии. Иначе говоря, люди ведут себя по-разному в одной и той же позиции, т.е. придерживаются разных моделей поведения (ролей).
Модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом, называется ролью.
Одни и те же обязанности можно выполнять по-разному, следовательно, у одного статуса может быть много ролей. Но человек, находясь в одном и том же статусе, как правило, придерживается одной роли. Хотя тот же самый человек может обладать множеством статусов: мужчина, русский, православный, военнообязанный, муж, студент и т.д. Итак, у одного человека множество статусов и столько же ролей. Роль – динамическая характеристика статуса. Статус может быть пустым, а роль нет.
Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества.
В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик и т.д. – их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных отношении более 200, многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа – нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными.
Мы можем смело утверждать, что социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы связаны межличностными отношениями. Общество опутано огромной сетью социальных отношении, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть – межличностных отношений.
Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное – социальные отношения.
Совокупность
больших социальных групп (их иногда
называют статистическими или
У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.
Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами.
Заключение
Статусы, роли, социальный контроль существует не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками.
Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две стороны – статистическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания – статус и роль.
В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как "совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни" (Г.В. Осипов).
Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.
Однако, по нашему мнению, вышеприведенные положения не раскрывают всю проблему в целом - куда в таком случае отнести те функции, которые выполняет данная наука, ведь известно, что в определенной мере сущность той или иной науки определяется теми функциями, которые присущи ей. Следовательно, в определение предмета социологии наряду с понятием "социальное" необходимо включить и ее основные функции, среди которых:
1) теоретико-познавательная;
2) описательная;
3) преобразовательная;
4) мировоззренческая;
5) информационная;
6) прогностическая.
Следовательно, предметом социологии будет являться общество как социальная система в целом, ее развитие и функционирование через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты в единстве с теми функциями, которые она (социология.) выполняет в исследовании общества, ее общественного предназначения.
Литература: