Представители субъективной школы социологии в России конца XIX-начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать процесс становления субъективной социологии в России и охарактеризовать основных представителей этого направления.
Задачи исследования:
1) дать определение понятию «субъективная социология»;
2) рассмотреть становление субъективной социологии в России;
3) проанализировать позицию П.Л.Лаврова;
4) изучить позицию Н.К.Михайловского.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Понятие и становление субъективной школы социологии в России 4
1.1 Понятие субъективной социологии 4
1.2 Становление субъективной социологии в России 6
Глава 2. Представители субъективной школы социологии в России конца XIX-начала XX века 11
2.1 П.Л.Лавров 11
2.2 Н.К.Михайловский 19
Заключение 28
Литература 30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

Глава 1. Понятие и  становление субъективной школы  социологии в России 4

1.1 Понятие субъективной  социологии 4

1.2 Становление субъективной  социологии в России 6

Глава 2. Представители  субъективной школы социологии в  России конца XIX-начала XX века 11

2.1 П.Л.Лавров 11

2.2 Н.К.Михайловский 19

Заключение 28

Литература 30

Введение

Видное место в  социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х  годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции.

Ведущие теоретики  субъективной школы Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович Михайловский -- а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли -- включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые  основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в  “Исторических письмах” (1870).

«Субъективная социология была своеобразным ответом: на волнующий  в конце 60-х - начале 70-х годов демократически настроенных людей вопрос о том, что необходимо; сделать, чтобы изменять «народную долю» [1, c.84]. Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей  и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса.

Субъективная школа  была представлена такими именами, как  С. Южаков, Н. Кареев. В ней обнаруживаются несколько поколений последователей: Н. Рейнгардт, В. Чернов, Н. Русаков, Е. Колосов, М. Менский, Э. Энгельгардт, П. Мокиевский, А. Красносельский и другие. Но ведущие  теоретики субъективной школы Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович Михайловский -- а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли -- включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые  основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в  “Исторических письмах” (1870).

По мнению представителей этого направления, позитивизм О. Конта  является как раз тем учением, благодаря которому возможен синтез беспристрастного и свободного от оценочных  суждений анализа (т.е. истинно научного анализа) существующей действительности с возможностью вмешательства в  нее субъективного элемента -- личности. Задачей данной личности является переустройство мира на основании рациональных, разумных и справедливых начал.

Цель исследования - проанализировать процесс становления  субъективной социологии в России и  охарактеризовать основных представителей этого направления.

Задачи исследования:

1) дать определение  понятию «субъективная социология»;

2) рассмотреть становление  субъективной социологии в России;

3) проанализировать  позицию П.Л.Лаврова; 

4) изучить позицию  Н.К.Михайловского.

Объект исследования - социологическое знание на этапе  становления.

Предмет исследования - субъективная социология.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя  главами, заключением и списком  использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, проводится постановка цели и задач исследования.

Первая глава посвящена  становлению субъективной социологии в России.

Во второй главе  описаны основные представители  субъективной социологии в России конца XIX-начала XX века.

В заключении делаются выводы по проведенной работе.

Список источников и литературы содержит перечень работ, на которые мы опирались в своем  исследовании.

Глава 1. Понятие и  становление субъективной школы  социологии в России

1.1 Понятие субъективной  социологии

Особенность субъективного  метода заключается в оценке относительной  важности общественных явлений, на основании  взглядов исследователя на нормальные отношения членов общества друг к  другу и к целому и в построении научной теории при помощи того же критерия. Таково будет исправленное определение субъективного метода. Но в таком виде требование, им заявляемое (с некоторыми оговорками), весьма легко  может быть принято самым ярым и нетерпимым приверженцем единства научного метода во всех сферах человеческого  мышления; дело в том, что тут никакого особенного метода даже и нет вовсе, а есть просто провозглашение одной  весьма важной теоремы социологии, именно, что общество основано на личностях  и что развитие общества совершается  не иначе, как личностями, через личности и в личностях. Если социолог признает эту теорему, то он, исследуя известное  общественное явление, всегда будет  останавливать свое внимание не только на последствиях его для общественной среды, культуры, но и на влиянии  его на созидателей этой среды, на те общественные атомы, через которые  единственно и могли возникнуть наблюдаемые им изменения общественной среды; он будет хорошо знать, что для общественной жизни не столько важно возникновение и процветание того или другого элемента общественной среды, сколько способов созидания его личности, так как от этого способа зависит его прочность, степень и даже характер его влияния на другие элементы общественной среды... [15, c.62]

Как и у других классиков теоретической социологии -- О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в  центре внимания субъективной социологии стоит разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей  и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся  гибкими, динамичными структурами  и отношениями. Цивилизация истолковывается  субъективными социологами как  сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку  мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой  общественного развития выступают  критически мыслящие личности, передовая  интеллигенция.

Субъективная школа  социологии в XIX в. была важной составной  частью народнической идеологии, которая  выражала протест как против крепостничества, так и против развития капитализма  в России. Однако к субъективной социологии обращались не только некоторые  круги народничества, но и буржуазные либералы, наиболее известным из них  был Н.И. Кареев. Народничество отразило интересы самых широких слоев  русского крестьянства пореформенного периода, мечтавшего полностью покончить  с феодальной эксплуатацией. Ленин  неоднократно подчеркивал, что прогрессивное  содержание народничества заключалось  в «теории массовой мелкобуржуазной  борьбы капитализма демократического против капитализма либерально-помещичьего» [12, с.165]. Одновременно народники питали «ложную надежду» миновать капитализм. «Фразы о «социализме» у народников, о «социализации земли», уравнительности  и т.п. _ простая словесность, облекающая реальный факт стремления крестьян к  полному равенству в политике и к полному уничтожению крепостнического землевладения». Отсюда проистекала  и связь субъективной социологии с утопическим социализмом, имеющая  большое влияние как на формирование школы в целом, так и на решение  ее отдельных проблем. Ленинский  анализ двух видов утопий _ либеральной  и народнической _ позволяет понять истинную роль последней в системе  всей народнической идеологии, выделить в ней ценное демократическое  ядро, оценить значение связи субъективной социологии с утопическим социализмом.

Основные проблемы, выдвинутые субъективной социологией, можно свести к нескольким группам, которые, однако, в каждом направлении  имели неодинаковый вес:

1) соотношение истории  и социологии;

2) проблема свободы  и необходимости; 

3) построение социологической  системы на психологической основе;

4) социальный прогресс.

Учитывая тот факт, что субъективная социология была важным этапом в истории русской социологической  мысли, а ее представители поставили  вопрос об активной личности в общественном преобразовании, они уделяли также  значительное место разработке содержания понятия «социальный прогресс»  и при всей ошибочности субъективного  метода в социологии он тем не менее помог обратить внимание социологов на существование специфики социального познания, рассмотрим подробнее становление субъективной социологии в России.

1.2 Становление субъективной  социологии в России

Вторая половина XIX века -- время стремительного перехода России на рельсы новой, индустриальной, цивилизации, что обострило как  старые социальные проблемы, так и  выявило массу новых. Средств  традиционной философии истории  для их решения оказалось явно недостаточно. Актуальным стал запрос на рациональный тип мышления и социально -- политическвго действия. Необходимо было новое, более точное социальное знание, что и выразилось в становлении  и развитии социологии. В ее развитии достаточно четко просматриваются  три исторических этапа.

Первый этап -- 1860--1890-е  годы. Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины, под «духовным руководством»  О. Конта. Хотя идеи Конта упоминались  уже в 40--50--е гг., особого резонанса  они не имели [2, c.28].

Ситуация, сложившаяся  в социальном мышлении в России во второй половине ХIХ в., предопределила характер и направление развития русской социологической мысли. Первые русские социологи явились  наследниками первого поколения  народников (Н.Г.Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией русской  социологической мысли стал субъективизм, наиболее яркими представителями которого являются П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.

Широкая популяризация  позитивизма начинается в 60--е гг. В 1859 г. выходят две работы П. Л. Лаврова («Механическая теория мира» и  «Очерки развития личности»), написанные в позитивистском духе. В 1865 г. почти  одновременно появляются статьи о Конте  и его философии в трех влиятельных  журналах -- «Современнике», «Русском слове», «Отечественных записках» (статьи В. В. Лесевича, Д. И. Писарева и П. Л. Лаврова). В 1867 г. в книге «Огюст Конт и положительная  философия» публикуются работы Г. Льюиса и Дж. Милля о Конте. Рецензия на эту книгу Лаврова (1868) во многом задала тон всей последующей российской позитивистской литературе. На рубеже 60 -- 70 -- х гг. появляются первые собственно социологические работы П. Л. Лаврова  и Н. К. Михайловского, написанные в  русле методологии позитивизма.

В те годы развитию субъективистского  взгляда на общество способствовало распространение позитивизма в  России. Его распространению в  революционной среде благоприятствовало общее снижение философско-теоретического уровня демократического движения. Цельный  философский материализм и диалектика, свойственные взглядам Герцена и  Чернышевского, заменяются эклектическими воззрениями. На их основе возникло и  положительное отношение к О. Конту. Идеологи народничества, и не только они, но и ряд ученых, стоявших на позициях естественнонаучного материализма (И.И. Мечников, К.А. Тимирязев и др.), отождествляли позитивизм с научным  подходом к миру. Ученые стремились истолковать его в духе материалистических тенденций, подчеркивали антитеологический  характер позитивизма, рассматривали  агностицизм как осмотрительность подлинного исследователя. Такой взгляд особенно укреплялся тем, что позитивизм настойчиво критиковался сторонниками религиозно-идеалистического течения [12, c.168].

Основные проблемы субъективной социологии в период ее становления (конец 60-х _ начало 70-х годов) были связаны с философским обоснованием метода исследования общества и с  проблемой социального прогресса. При этом центром, где они перекрещивались, стало выяснение места и роли человека как субъекта социального развития и познания, поскольку на личности замыкались у них все связи сложного общественного организма.

Все субъективисты  считали, что общество есть не более, чем совокупность индивидуумов с  их желаниями и потребностями. Критически мыслящие индивидуумы превращаются в личность, являющуюся главным двигателем прогресса и преодолевающую инертность толпы. В.И. Ленин отмечал, что субъективисты  имеют дело не с действительными  личностями, которые существуют в  обществе и связаны с ним сотнями  нитей, а с абстракциями, неким  вместилищем собственных идеалов. С таким взглядом на личность связан и «субъективный метод социологии», требующий рассмотрения общества с  позиций определенного нравственного  идеала, изучения общества исключительно  как продукта выполнения нравственно-идеальных  установок [12, c.169]. Всем субъективистам была свойственна метафизичность, игнорирование  естественно-исторических связей общественного  целого, эклектизм _ стремление брать  из различных теорий хорошее и  отбрасывать плохое.

В самом начале становления  субъективной школы социологии теоретическая  разработка метода явилась узлом, где  сходились центральные теоретические  положения. В новых условиях субъективная школа по-прежнему верна принятому  методу, но теперь он не являлся объектом разработки, поскольку это был  решенный вопрос.

Информация о работе Представители субъективной школы социологии в России конца XIX-начала XX века