Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:56, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать процесс становления субъективной социологии в России и охарактеризовать основных представителей этого направления.
Задачи исследования:
1) дать определение понятию «субъективная социология»;
2) рассмотреть становление субъективной социологии в России;
3) проанализировать позицию П.Л.Лаврова;
4) изучить позицию Н.К.Михайловского.
Введение 2
Глава 1. Понятие и становление субъективной школы социологии в России 4
1.1 Понятие субъективной социологии 4
1.2 Становление субъективной социологии в России 6
Глава 2. Представители субъективной школы социологии в России конца XIX-начала XX века 11
2.1 П.Л.Лавров 11
2.2 Н.К.Михайловский 19
Заключение 28
Литература 30
Содержание
Введение 2
Глава 1. Понятие и становление субъективной школы социологии в России 4
1.1 Понятие субъективной социологии 4
1.2 Становление субъективной социологии в России 6
Глава 2. Представители субъективной школы социологии в России конца XIX-начала XX века 11
2.1 П.Л.Лавров 11
2.2 Н.К.Михайловский 19
Заключение 28
Литература 30
Введение
Видное место в социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции.
Ведущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович Михайловский -- а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли -- включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в “Исторических письмах” (1870).
«Субъективная социология была своеобразным ответом: на волнующий в конце 60-х - начале 70-х годов демократически настроенных людей вопрос о том, что необходимо; сделать, чтобы изменять «народную долю» [1, c.84]. Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса.
Субъективная школа
была представлена такими именами, как
С. Южаков, Н. Кареев. В ней обнаруживаются
несколько поколений
По мнению представителей этого направления, позитивизм О. Конта является как раз тем учением, благодаря которому возможен синтез беспристрастного и свободного от оценочных суждений анализа (т.е. истинно научного анализа) существующей действительности с возможностью вмешательства в нее субъективного элемента -- личности. Задачей данной личности является переустройство мира на основании рациональных, разумных и справедливых начал.
Цель исследования - проанализировать процесс становления субъективной социологии в России и охарактеризовать основных представителей этого направления.
Задачи исследования:
1) дать определение
понятию «субъективная
2) рассмотреть становление
субъективной социологии в
3) проанализировать позицию П.Л.Лаврова;
4) изучить позицию Н.К.Михайловского.
Объект исследования - социологическое знание на этапе становления.
Предмет исследования - субъективная социология.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, проводится постановка цели и задач исследования.
Первая глава посвящена становлению субъективной социологии в России.
Во второй главе описаны основные представители субъективной социологии в России конца XIX-начала XX века.
В заключении делаются выводы по проведенной работе.
Список источников и литературы содержит перечень работ, на которые мы опирались в своем исследовании.
Глава 1. Понятие и становление субъективной школы социологии в России
1.1 Понятие субъективной социологии
Особенность субъективного
метода заключается в оценке относительной
важности общественных явлений, на основании
взглядов исследователя на нормальные
отношения членов общества друг к
другу и к целому и в построении
научной теории при помощи того же
критерия. Таково будет исправленное
определение субъективного
Как и у других
классиков теоретической
Субъективная школа
социологии в XIX в. была важной составной
частью народнической идеологии, которая
выражала протест как против крепостничества,
так и против развития капитализма
в России. Однако к субъективной
социологии обращались не только некоторые
круги народничества, но и буржуазные
либералы, наиболее известным из них
был Н.И. Кареев. Народничество отразило
интересы самых широких слоев
русского крестьянства пореформенного
периода, мечтавшего полностью покончить
с феодальной эксплуатацией. Ленин
неоднократно подчеркивал, что прогрессивное
содержание народничества заключалось
в «теории массовой мелкобуржуазной
борьбы капитализма демократического
против капитализма либерально-
Основные проблемы, выдвинутые субъективной социологией, можно свести к нескольким группам, которые, однако, в каждом направлении имели неодинаковый вес:
1) соотношение истории и социологии;
2) проблема свободы и необходимости;
3) построение социологической
системы на психологической
4) социальный прогресс.
Учитывая тот факт,
что субъективная социология была важным
этапом в истории русской
1.2 Становление субъективной социологии в России
Вторая половина XIX века -- время стремительного перехода России на рельсы новой, индустриальной, цивилизации, что обострило как старые социальные проблемы, так и выявило массу новых. Средств традиционной философии истории для их решения оказалось явно недостаточно. Актуальным стал запрос на рациональный тип мышления и социально -- политическвго действия. Необходимо было новое, более точное социальное знание, что и выразилось в становлении и развитии социологии. В ее развитии достаточно четко просматриваются три исторических этапа.
Первый этап -- 1860--1890-е годы. Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины, под «духовным руководством» О. Конта. Хотя идеи Конта упоминались уже в 40--50--е гг., особого резонанса они не имели [2, c.28].
Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половине ХIХ в., предопределила характер и направление развития русской социологической мысли. Первые русские социологи явились наследниками первого поколения народников (Н.Г.Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией русской социологической мысли стал субъективизм, наиболее яркими представителями которого являются П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.
Широкая популяризация позитивизма начинается в 60--е гг. В 1859 г. выходят две работы П. Л. Лаврова («Механическая теория мира» и «Очерки развития личности»), написанные в позитивистском духе. В 1865 г. почти одновременно появляются статьи о Конте и его философии в трех влиятельных журналах -- «Современнике», «Русском слове», «Отечественных записках» (статьи В. В. Лесевича, Д. И. Писарева и П. Л. Лаврова). В 1867 г. в книге «Огюст Конт и положительная философия» публикуются работы Г. Льюиса и Дж. Милля о Конте. Рецензия на эту книгу Лаврова (1868) во многом задала тон всей последующей российской позитивистской литературе. На рубеже 60 -- 70 -- х гг. появляются первые собственно социологические работы П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, написанные в русле методологии позитивизма.
В те годы развитию субъективистского
взгляда на общество способствовало
распространение позитивизма в
России. Его распространению в
революционной среде
Основные проблемы
субъективной социологии в период ее
становления (конец 60-х _ начало 70-х годов)
были связаны с философским
Все субъективисты
считали, что общество есть не более,
чем совокупность индивидуумов с
их желаниями и потребностями. Критически
мыслящие индивидуумы превращаются
в личность, являющуюся главным двигателем
прогресса и преодолевающую инертность
толпы. В.И. Ленин отмечал, что субъективисты
имеют дело не с действительными
личностями, которые существуют в
обществе и связаны с ним сотнями
нитей, а с абстракциями, неким
вместилищем собственных
В самом начале становления
субъективной школы социологии теоретическая
разработка метода явилась узлом, где
сходились центральные
Информация о работе Представители субъективной школы социологии в России конца XIX-начала XX века