Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:56, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать процесс становления субъективной социологии в России и охарактеризовать основных представителей этого направления.
Задачи исследования:
1) дать определение понятию «субъективная социология»;
2) рассмотреть становление субъективной социологии в России;
3) проанализировать позицию П.Л.Лаврова;
4) изучить позицию Н.К.Михайловского.
Введение 2
Глава 1. Понятие и становление субъективной школы социологии в России 4
1.1 Понятие субъективной социологии 4
1.2 Становление субъективной социологии в России 6
Глава 2. Представители субъективной школы социологии в России конца XIX-начала XX века 11
2.1 П.Л.Лавров 11
2.2 Н.К.Михайловский 19
Заключение 28
Литература 30
В 80-90-х годах в
субъективной социологии появилась
новая тенденция, которая была связана
со значительным вниманием к экономическому
фактору. Зародилась она под влиянием
интенсивной разработки экономической
теории и земской статистики, что
отражало быстрое развитие капитализма
в России с его интенсивным
преобразованием в
Примерно с середины
90-х годов начинается новый, третий
период в развитии субъективной школы.
Революционно настроенная народническая
интеллигенция пытается сохранить
народнические заветы, добавляя к
ним отдельные положения
Субъективная социология больше всего отвечала социальной природе и психологии народнической интеллигенции, ее жажде быть независимой от исторического хода событий, ее иллюзиям о суверенности личности, которая, руководствуясь идеями и убеждениями, способна по своему желанию направлять развитие обществ. В XX в. мелкобуржуазная идеология полнее всего выразилась во взглядах партии эсеров, начиная с ее официальной программы, в основе которой лежали субъективная философия и социология. В рассматриваемый период наиболее известными представителями субъективной школы были В.М. Чернов (1876 _ 1952), М.Р. Гоц (1866 _ 1906), Л. Эшишко (1852 _ 1910).
Субъективная социология имела в новый период ряд теоретических особенностей по сравнению с XIX в.
Во-первых, попытка эклектически соединить субъективистскую социологию с марксизмом, «внесение в марксизм старого русского субъективизма»; во-вторых, философская ориентация на махизм; в-третьих, попытки известной систематизации взглядов отцов русского субъективизма, особенно Михайловского (работы В. Лункевича, Е. Колосова, С. Гальперина). В XX в. субъективная социология останавливалась главным образом на применении субъективного метода при решении политических вопросов [12, c.172].
Таким образом, субъективная социология больше всего отвечала социальной природе и психологии народнической интеллигенции, ее жажде быть независимой от исторического хода событий, ее иллюзиям о суверенности личности, которая, руководствуясь идеями и убеждениями, способна по своему желанию направлять развитие обществ. В XX в. мелкобуржуазная идеология полнее всего выразилась во взглядах партии эсеров, начиная с ее официальной программы, в основе которой лежали субъективная философия и социология.
Глава 2. Представители субъективной школы социологии в России конца XIX-начала XX века
2.1 П.Л.Лавров
Если рассматривать субъективный метод в качестве многоплановой теории, то важно выделить её доминирующее содержание, системообразующую сторону. Таковой, несомненно, здесь является этический субъективизм, т.е. учение, суть которого состоит в оценке относительной важности явлений на основании нравственного миросозерцания (идеала) исследователя и построения научной теории при помощи того же критерия. П. Лавров пришёл к этическому субъективизму, отталкиваясь от мысли о целеполагающей активности личности как субъекта истории. «…Пора бы людям мыслящим, - писал Лавров, - усвоить себе одну очень простую вещь: что различие важного и неважного, благодетельного и вредного, хорошего и дурного, есть различия, существующие лишь для человека, а вовсе чужды природе и вещам самим в себе…» [11, c.92]
Субъективный метод напрямую связан с теоретическим обоснованием прогресса. Сущность прогресса «всё-таки лежит в субъективном взгляде мыслителя на то, что лучше или хуже для человека или человечества». Исходя из этого, Лавров конструировал свою формулу прогресса: развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, всё, что можно считать прогрессом.
Этико-субъективный
подход, тем не менее, не представлял
из себя чисто субъективного
И не столь уж важно,
что человечеству прогресс меньшинства
обошёлся дорого. Важно то, что цвет
народа, эти «единственные
Лавров считал, что психика членов общественного организма, их сознание, теории, укореняющиеся в их мышлении, - всё это заставляет их действовать, и это составляет главную черту общества в его отличии от организма.
История как процесс жизни человечества произошла из стремлений избавиться от того, что человек сознавал как страдание и из стремления приобрести то, что человек сознавал как наслаждение. И далее Лавров говорит: «Какие процессы имеют преимущественное влияние на генезис событий? Человеческие потребности и влечения». Из понимания непосредственного влияния потребностей и влечений человека на генезис событий следовал, во-первых, субъективизм Лаврова, т.е. понимание хода событий не как объективно-необходимого, но как должного, определяющегося формулируемыми заранее ценностными приоритетами. Во-вторых, Лавров вводил в своё понимание истории проблему «нравственности», понимаемой им как научно обоснованную систему ценностей, иерархии наслаждений: «Настало иное время, время светской цивилизации, когда люди теории и люди практического дела устранили, насколько могли, из всех сфер мысли и жизни элемент религии и признали, что … единственная нравственность …, есть та, которая опирается лишь на естественные потребности, на логическую критику и на рациональные убеждения человека». Таким образом, роль науки заключается не только в познании объективных законов, но и в создании научно обоснованного нравственного идеала, в соответствии с которым должна измениться действительность.
Противоречия между
личностью и обществом
В общем контексте
рассуждений Лаврова о
Здесь также необходимо сказать о месте любви в этом процессе - в процессе становления самой нравственной личности. Настоящая идеализация любви возможна лишь с того времени, когда женщина вызывает к себе уважение, во имя того же самого идеала нравственного достоинства, который поставлен и для мужчины. Тогда союз любви представляется свободным обоюдным выбором двух существ, взаимно привлечённых физиологически и сближающихся, потому что каждый уважает в другом человеческое достоинство в его всестороннем проявлении. По Лаврову, прогресс заключается именно в развитии личности, составляющей не результат истории, а её исходный пункт: «критически мыслящая личность» вырабатывает нравственный идеал и активно претворяет его в жизнь, благодаря чему осуществляется прогресс. Но Лавров особо подчёркивал в своих социологических изысканиях важность исследования взаимоотношения личности и общества. «Истинная общественная теория требует не подчинения общественного интереса личному и не поглощения личности обществом, а слития общественных и частных интересов. Общественность становится реализированием личных целей в общественной жизни, но они и не могут быть реализованы в какой-либо другой среде». Личность, ощущая себя самостоятельной, самодостаточной, дистанциированной от общества, воспринимает всё остальное как враждебное себе, чуждое её эгоистическим притязанием. Но личность совершенствуется, развивается, мыслит, и на этом этапе эгоистическое развитие, а точнее - развитие эгоистической личности требует, по Лаврову, расширения личностного пространства. Ей тесно в рамках своей определённости. Этот процесс - многоступенчатая смена различных состояний личности, Лавров называет самоотвержением. «Сначала чужое существо нам дорого как дополнение нашего благосостояния, нашего достоинства; мы готовы принести жертвы для его сохранения, потому что оно нам нужно. Вследствие творческого процесса идеализации, мы признаём, что нам нужно лишь то, что имеет самостоятельное достоинство. Чем существо нам дороже, тем самостоятельное достоинство растёт в глазах наших. Мало-помалу оно подчиняет себе, в нашем сознании, все наши понятия о нашем личном наслаждении. Подчиняясь ему, мы невольно стараемся оправдаться перед собственным достоинством. Тогда творчество развёртывает перед нами идеал самоотвержения». В этом акте эгоистическая личность не считает себя униженной, признав высшим то, что действительно выше её, и это «чужое высшее» подчиняет её волю. Самоуничижение, самоотрицание делается добродетелью, долгом, заслугой. Таким образом, самоотвержение есть желание подчиниться тому, кого мы считаем выше себя, начало, добровольно подчиняющее эгоистическую личность другой (действительной или вымышленной). Это чувство Лавров считает тождественным с любовью, выделяя из этого последнего органическую привязанность. В этом акте ранее обособленная личность выходит из своего эгоистического Я и Я другого человека, расширяя пространство своей духовной ограниченности [14].
Ясно, что с развитием
нашего знания, нашей наблюдательности
мы, оставаясь на точке зрения чисто
человеческой критики, в большинстве
личностей найдём недостатки и слабости,
которые не дозволяют нам ставить
их выше себя по достоинству. Если они
не освящены нашей верой, то за ними
останутся случайные
Анализируя соотношение
инстинкта борьбы за существование
и чувства солидарности на различных
этапах развития природных (животных)
сообществ и человеческого
Справедливость делается
необходимым и высшим условием собственного
достоинства личности. Причём справедливость
человек признаёт как своё начало,
как необходимый элемент своего
существования, но дополняет его
сознанием равноправности эгоизмов
других и равной обязанности для
каждого уважать чужое
Информация о работе Представители субъективной школы социологии в России конца XIX-начала XX века