Престиж профессии и проблемы мотивации в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ проблемы престижа и мотивации в социальной работе.
Задачи:
- определить критерии профессионализма специалиста социальной сферы;
- определить восприятие социальной работы в массовом сознании;
- выделить основные мотивы выбора социальной работы как профессии;
- разработать рекомендации по повышению имиджа социальной работы;
- описать профессиональные конкурсы как средство мотивирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
5
1.1. Профессионализм специалиста социальной сферы
5
1.2. Социальная работа в массовом сознании
7
1.3. Мотивация социальных работников
15
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
21
2.1. Рекомендации по повышению имиджа
21
2.2. Профессиональные конкурсы как средство мотивирования
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
31

Файлы: 1 файл

Престиж профессии и проблемы мотивации в соц.работе.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

5

1.1. Профессионализм специалиста социальной сферы

5

1.2. Социальная работа в массовом сознании

7

1.3. Мотивация социальных  работников

15

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

21

        2.1. Рекомендации по повышению имиджа

21

        2.2. Профессиональные конкурсы как средство мотивирования

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

31


ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях современной  России, когда социальная сфера переживает тяжелые времена, вызванные противоречивым характером рыночного реформирования, проблемы социальной защиты, социальной адаптации, социальной поддержки выдвигаются на передний план. Общество все в большей мере нуждается в профессионалах, способных квалифицированно ставить социальный диагноз, осуществлять социальное прогнозирование. вести реабилитационную, коррекционную, социально-терапевтическую работу, проводить консультативную, посредническую, профилактическую деятельность с различными категориями населения, нуждающимися в социальной помощи.

В настоящее время  в стране востребованы специалисты, владеющие навыками медико-социального  и досуговедческого характера, знаниями теоретических основ и технологий социальной работы, социального права, социального менеджмента, отечественного и зарубежного опыта социальной работы.

Социальная работа –  деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических  знаний, изучения социальной философии  и этики, но самое главное, чем  должен обладать социальный работник, - это высокие морально-нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людьми в корыстных целях. Он призван творить добро и не имеет право приносить зло.

Социальная работа ни в одной стране не приносит больших капиталов, она очень трудна, так как заключается в постоянном общении с людьми, у которых горе, которые страдают. Она опасна из-за покушений со стороны социально-ущербных элементов. И тем не менее, даже порой не претендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, участвуют в деятельности различных организаций, занимающихся социальной помощью.

Мотивация занимает ведущее  место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Однако невозможно исследовать мотивацию индивида в отрыве от социальной реальности.

Мотивационный фактор обеспечивает превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста, тем самым способствуя достижению профессионального мастерства, В этой связи изучение мотивов, содействующих выполнению социальным работником своих профессиональных обязанностей, решению задачи по формированию субъектности клиента крайне важно. Особенно актуальной эта проблема становится, когда речь идет об инновационных видах деятельности, к числу которых относится и социальная работа.

Цель работы – анализ проблемы престижа и мотивации в социальной работе.

Задачи:

-  определить критерии профессионализма специалиста социальной сферы;

- определить восприятие социальной работы в массовом сознании;

- выделить основные мотивы выбора социальной работы как профессии;

- разработать рекомендации по повышению имиджа социальной работы;

- описать профессиональные конкурсы как средство мотивирования.

Объект исследования – социальная работа как профессия, предмет – престиж данной профессии и мотивация специалистов.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.

 

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

 

1.1. Профессионализм специалиста социальной сферы

 

Социальная работа, существующая за рубежом не одно десятилетие, в реестре службы занятости России отнесена к профессиям лишь в 1991 году, поэтому на сегодня российская система социального управления впервые сталкивается с теми аспектами развития профессии, которые проявлялись в западных странах и подвергались там научной рефлексии на протяжении длительного времени.

Наряду с такими актуальными проблемами как неадекватное финансовое обеспечение отрасли, преемственность  организационной культуры советских  времён, дискриминация профессии  общественным мнением, очень остро  на данном этапе развития стоит вопрос профессионализма в социальной работе, который в свою очередь выражен огромным дефицитом соответствующих знаний у практических работников.

Одним из наиболее эффективных направлений в решении  данных проблем, является совершенствование всех уровней профессиональной подготовки и в первую очередь высшей школы.

Разработкой данного  вопроса занимаются такие исследователи, как Зимняя И. А., Холостова Е. И., Павленок П. Д., Фирсов и др.

Холостова Е. И. и Павленок П. Д. основное внимание уделяют должностным обязанностям, выполнению профессиональных функций, этическим нормам, а также личностным качествам специалиста.

Фирсов в своих  работах ограничивается коммуникативными характеристиками труда. Определим  профессиональную компетентность специалиста социальной сферы исходя из его теории.

Профессиональную  компетентность социального работника  можно 

подразделить на два  вида:1

- управленческая компетентность: включает теоретические знания  и практические умения (социальный  опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляют знания научных основ организации соответствующих государственных структур. Сюда также относятся знания технологии социальной работы, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи и т.д.;

- психолого-педагогическая  компетентность формируется знаниями  психологии и педагогики. Психологическая  компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.

Таким образом, профессионалом можно считать социального работника, который:

- соответствует требованиям  профессии (личностный и профессиональный  потенциал), вносит определенный  вклад в социальную политику  и социальную практику, осуществляя  свою деятельность по социальной  адаптации, помощи, коррекции, реабилитации отдельного человека и различных категорий населения;

- личностно расположен  к профессии, имея личностно-мотивационную  готовность, профессионально необходимые  качества, компетентность, а также  позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда;

- достигает желаемых  сегодня обществом результатов  по социальной помощи, поддержке,  адаптации и реабилитации людей;

- использует современные,  оптимально-эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты человека;

- выполняет нормы,  стандарты, эталоны профессии,  осознает ее значимость в обществе;

- привносит в профессиональную  деятельность индивидуально-творческий, новаторский компонент, осознанно  развивая свою личностную и профессиональную индивидуальность;

- осознает перспективу  и зону своего ближайшего профессионального  образования, повышения квалификации, самообразования, изучения отечественного  и зарубежного опыта;

- имеет уже сегодня  необходимый уровень профессиональных и личностных качеств, знаний и умений;

- социально активен  в обществе, ставит и обсуждает  вопросы о практике, отношении  к профессии, ее статусу; ищет  резервы решения профессиональных, социальных проблем.1

Нужно отметить, что существующие профессиографические схемы многочисленны и разнообразны. Их содержание и структура зависят от целей изучения профессии и теоретического фундамента исследования. Из за относительной исторической молодости социальной работы как профессии, вопрос о профессиограмме специалиста данной области относится к такому актуальному направлению, как разработка моделей новых специальностей и не имеет ещё четкой сформулированности и теоретической обоснованности.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Социальная  работа в массовом сознании

 

У многих социальные работники часто ассоциируются со всемирно известным карикатурным персонажем из «Вестсайдской истории» или колоритными старушками из благотворительной «Армии спасения». И такое не очень серьёзное восприятие подкрепляется всякий раз, когда в газетах или на TV появляется новое сообщение об очередном этапе борьбы с древними, как мир «социальными язвами»: бедностью и неравенством, сегрегацией и дискриминацией, различными девиациями и делинквентностью.1 В современном обществе, к сожалению, принято говорить скорее о промахах и неэффективности социальных работников в борьбе с пороком и нищетой, чем об их успехах или достижениях в этой области. При этом даже самый замшелый обыватель уже не представляет себя и свой мир без множества разнообразных социальных служб и их безотказных работников. Отсюда при всей молодости социальной работы, – а этой профессии нет ещё и ста лет, – ряды социальных работников продолжают расти, ибо в мире неуклонно увеличивается спрос на их услуги.

В чём причина амбивалентного восприятия обществом современной социальной работы? По-видимому, данная профессия обладает некоторыми характеристиками, которые, с одной стороны, определяют её устойчивость и необходимость, а с другой – придают ей внутреннюю противоречивость, объясняя двойственное отношение к ней массового сознания.

В обыденном сознании с социальной работой зачастую связаны  представления, которые не соответствуют  действительности, но они, тем не менее, очень живучи. Возьмём, к примеру, вопрос об истоках социальной работы. Нередко можно услышать мнение, что социальная работа – это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье. На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам – целям, методам и структуре, которые связаны с особой подготовкой работников-исполнителей, – они существенно различаются.

Важнейшей движущей силой  для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга  и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха.

Процесс, посредством  которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой является клиент, а целью – освобождение его от нужды в социальных работниках.

Другой способ описания специфики социальной работы по отношению  к благотворительности, религиозной  и светской, – состоит в описании, определении деятельности социальных работников как деятельности «профессиональной». Именно слово «профессионализм» служит ключевым при определении сути современной социальной работы. Используя термин «профессия» в современном понимании, обычно указывают на некий круг проблем и на набор приёмов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для неё системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на собственных критериях успешного разрешения специфических для данной профессии проблем.

Информация о работе Престиж профессии и проблемы мотивации в социальной работе