Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 08:31, курсовая работа
Цель работы – анализ проблемы престижа и мотивации в социальной работе.
Задачи:
- определить критерии профессионализма специалиста социальной сферы;
- определить восприятие социальной работы в массовом сознании;
- выделить основные мотивы выбора социальной работы как профессии;
- разработать рекомендации по повышению имиджа социальной работы;
- описать профессиональные конкурсы как средство мотивирования.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
5
1.1. Профессионализм специалиста социальной сферы
5
1.2. Социальная работа в массовом сознании
7
1.3. Мотивация социальных работников
15
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
21
2.1. Рекомендации по повышению имиджа
21
2.2. Профессиональные конкурсы как средство мотивирования
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
31
Исследование мотивации
социальной работы осуществлялось и
среди сотрудников
Для данной категории обследуемых характерны следующие ответы. 100% мужчин и 75% женщин указали на необходимость обучения из-за риска потери рабочего места или невозможности дальнейшего карьерного роста. При этом практически все опрошенные (98%) указали на «желание помогать людям».1
Эмпирические исследования подтвердили гипотезу о том, что социокультурная мотивация профессиональной деятельности социальных работников является многомерным и динамичным образованием и на субъективном уровне представлена взаимосвязанными мотиваторами. Показатели мотиватора материальных ценностей, а именно неудовлетворенности низкой заработной платой, оказываются тем выше, чем меньше в ответах респондентов представлены альтруистическая мотивация и мотив аффиляции, акцент делается на инвайронментальной мотивации и привыкании к работе.
Альтруистическая мотивация больше представлена мотивом сочувствия. Причем в эмпатийных переживаниях ярко выражен эмоциональный компонент. Однако, чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность, недостаточно сочувствия людям, желания помочь, необходимы систематизированные знания. Полученные результаты обозначили проблему повышения эффективности профессиональной подготовки социальных работников. Отсутствие у социальных работников базовых знаний, конкретных умений и навыков приводит к тому, что в работе они ориентируются на свои душевные качества и житейский опыт, что связано с большими ресурсными затратами. Это, в свою очередь, снижает профессионализм социальных работников, сдерживает процесс профессионализации социальной работы.
В ходе анализа выявлено рассогласование сущего и должного: социальные работники в своих клиентах и в самой работе видят средство для реализации своих проблем, в то время как центром профессиональной мотивации должен быть клиент. Смещение мотивационного центра с социального работника на клиента позволяет социальному работнику более адекватно и эффективно решать профессиональные задачи.
Компенсаторная
Исследование мотивации волонтерства осуществлено среди 1243 руководителей, членов и волонтеров общественных некоммерческих организаций Ярославля и области, так или иначе занимающихся социальной работой с населением. Выбор данной категории респондентов обусловлен тем, что общественные некоммерческие негосударственные организации (НКО) являются инновационным субъектом современной социальной работы. Их совокупность составляет так называемый «третий сектор», который представляет из себя элемент институализации социальной работы, способствует развитию ее практики, технологизации и создает условия для волонтерской работы. Мобильная организационная структура, свободная от стереотипов психология членов НКО, ограниченность финансовых средств объективно способствуют разработке и внедрению инновационных способов решения социальных проблем. Дальнейшее их развитие, расширение сферы деятельности оказывает непосредственное влияние на рост многообразия организационных форм социальной работы, укрепление ее технологических основ и способствует процессу институализации социальной практики.
Результаты анкетирования позволили ранжировать по степени важности для волонтеров-студентов мотивы работы в НКО следующим образом. 90% опрошенных отметили интерес к НКО как инновационной форме социальной работы с населением, 75% - возможность непосредственного общения с людьми, 73% - реальное оказание помощи нуждающимся, 60% - вероятность установления новых контактов (в том числе и международных), 40% - возможность трудоустройства.1
Опрос руководителей и членов НКО показал, что основным мотивом создания общественной организации являлось решение собственных проблем (в том числе и материальных), а социальное значение своей деятельности они видят в создании основ гражданского общества, развитии демократии, укреплении социальной базы третьего сектора, расширении сферы социального партнерства, реализации социальной политики государства.
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. Рекомендации по повышению имиджа
Социальная работа существовала в человеческом сообществе в виде помощи и взаимопомощи испокон веков, опираясь на общечеловеческие духовные ценности. Гуманистические традиций России заложили основу социальной работы на личностном и общественных уровнях в виде благотворительности.
Именно милосердие как состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью, поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных видов деятельности.
По мнению Холостовой Е. И. не каждый человек может стать социальным работником. Определяющим критерием является система его духовных ценностей. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводится к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.1
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностные ориентаций и интересы, оказывают решающее воздейcтвие на систему отношений, которую он формирует. Значит роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессий.
В зарубежной литературе
существует множество обоснований
профессионального
Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области, формирования их имиджа. Понятие «имиджа» включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом.
Понятие имиджа многослойно и создается из разных слагаемых.
Первым слагаемым можно выделить нравственную надежность социального работника. Хотя сегодня реже слышишь - «человек чести».
Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний, его путь - вседозволенность. Обществу нужен надежный социальный работник. Предметом его особого внимания должны быть человеческие знания.
Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Эта позиция нашла свое отражение в работах И. Атватера, Л. П. Примака. Тем более это касается социального работника, девяносто девять из ста не имеют возможность проявить свои таланты, всю жизнь занимаются не своим делом, еще Добролюбов Н. А. писал, что человек со способностями министра мучается в кучерских козлах, а другие по способностям кучера, изнемогают в высоком кресле. Развитию общества препятствует неквалифицированный труд в управлений, науке, производстве.
В социальной работе как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптаций к изменившейся ситуации.
Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф. М. Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессий. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций. Кредо социального работника на мой взгляд это:
-сохранение и воспроизводство духовных и культурных ценностей;
-социальная защищенность;
-забота о здоровье людей;
-экологическая безопасность;
Наша система образования не всегда эффективно готовила специалистов мировозренчески. В ее основе должно лежать благовеение перед личностью, признание бесценности каждой жизни, уникальность каждой каждого человека на этой земле.
Изучение зарубежной литературы показывает, что происходит в российском социуме перемены в государственном устройстве, экономике, общественно политической жизни требуют освоения и изучения новых принципов и подходов к организаций социальной работы. Недостаточно исследовано становление региональных систем социальной защиты и социальной поддержки, проблемы взаимодействия различных субъектов социальной работы. Представляется важным и перспективным осмысление социальной работы с точки зрения предупреждения негативных дезорганизационных процессов в региональном социуме.
В науке остаются приоритетными два направления:
- формирование правовой базы социальной работы на региональном уровне;
- проблемы подготовки и повышения квалификаций кадров социальной работа.
Оба направления содействуют укреплению статуса, повышению престижа и авторитета работника социальной службы, улучшению механизма реализаций его прав и профессиональных интересов.
До недавнего
времени из системы социальной защиты
населения уходили
Для предотвращения дальнейшего падения престижа и массового оттока наиболее квалифицированных кадров необходимо разработать и внедрить ряд мероприятий, например:
- условия работы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей;
- денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы за месяц и год;
- предоставление бесплатной или льготной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно;
- бесплатное медицинское обслуживание служащего и членов его семьи;
- переподготовка и повышение и повышение квалификаций с сохранением денежного содержания в период обучения;
- обязательное государственное страхование;
- бесплатный проезд на всех видах городского транспорта;
- в установленном порядке предоставление жилой площади, постановка на учет для улучшения жилищных условий;
-50% скидка в
оплате жилищно-коммунальных
2.2. Профессиональные
конкурсы как средство
Эффективным образом развития престижа социальной работы можно отнести проведение конкурсов:
1. Конкурс профессионального
мастерства на лучшего
2. Смотр - конкурс
учреждений нестационарного
1-й - в городах и районах по планам работы центров социального обслуживания населения;
2-й - проводится по планам работы управления социальной защиты населения в виде зональных смотров-конкурсов.
3-й - включает творческий отчет коллектива центра.
Цель конкурса - создание стимулов к совершенствованию профессионального мастерства, распространение новых технологий в системе социальной работы, развитие творческой деятельности, привлечение общественного внимания к проблемам социальной защиты и социального обслуживания населения.
Задачи подобного конкурса:
- совершенствование профессионального мастерства;
- распространение передового опыта в сфере социального обслуживания населения;
- формирование кадрового ресурса;
- выявление талантливых, творчески работающих специалистов социальной работы, их поддержка и поощрение;
- создание и пополнение окружного информационно-методического банка данных передового опыта социальной работы;
- расширение диапазона профессионального общения;
- повышение престижа социальной работы.
Возможно проведение конкурса профессионального мастерства среди сотрудников учреждений. Критериями отбора победителя может быть:
Информация о работе Престиж профессии и проблемы мотивации в социальной работе