Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- на основе теоретического анализа систематизировать знания о принципах права социального обеспечения;
- раскрыть содержание понятия «принципы права социального обеспечения»;
- охарактеризовать различные принципы права социального обеспечения.
Введение…………………………..………………………..………………………………….3-4
I .Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения…………………………………………………………………………...……5-10
IIСодержание принципов права социального обеспечен…..…...11-12
2.1. Всеобщность социального обеспечения……….…..……………...13-14
2.2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета…………………..…………………..…….15-16
2.3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств………………………………………………17
2.4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума….18-19
2.5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми………………….………………………………………………….20
2.6. Многообразие видов социального обеспечения……….21-23
2.7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав……….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………25-26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………………………………………..27-28
Московский
государственный гуманитарно-
Волгоградский филиал
ФГБОУ ВПО МГГЭИ ВФ
По
дисциплине « Право социального
обеспечения»
Тема: “ Принципы права социального
обеспечения ”
Курсовую
выполнила
Студентка 2 курса
Отделения “Э и П”
Группы ПС-2110-с
Жураева Одина Зулуновна
Научный
руководитель
Калугина О.В.
Волгоград-2013
Введение…………………………..……………………….
I .Понятие и общая характеристика принципов
права социального обеспечения…………………………………………………
IIСодержание принципов права социального обеспечен…..…...11-12
2.1. Всеобщность социального
обеспечения……….…..……………...13-
2.2. Осуществление социального
обеспечения за счет как страховых платежей,
так и средств бюджета…………………..…………………..…….
2.3. Дифференциация видов, условий
и уровня обеспечения в зависимости от
трудового вклада, причин нуждаемости
и иных социально значимых обстоятельств……………………………………………
2.4. Обязанность государства гарантировать
уровень социального обеспечения не ниже
прожиточного минимума….18-19
2.5. Гарантированность социальной
помощи в случаях, когда человек нуждается
в ней в силу обстоятельств, признаваемых
социально значимыми………………….…………………………………
2.6. Многообразие видов социального обеспечения……….21-23
2.7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав……….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………
Введение
Показателем самостоятельности
отрасли права является наличие не только
предмета и метода правового регулирования
общественных отношений, но и специфических
отраслевых принципов, объединяющих отдельные
нормы в систему отрасли, выражающих сущность
норм данной отрасли, определяющих положение
субъектов права, их права и обязанности.
Принципы права оказывают огромное
влияние на весь процесс подготовки нормативных
актов, их издания, установления гарантий
соблюдения правовых требований. Принципы
права выступают в качестве своеобразной
несущей конструкции, на основе которой
покоятся и реализуются не только нормы,
институты или отрасли, но и вся его система.
Принципы служат основным ориентиром
всей правотворческой, правоприменительной
и правоохранительной деятельности государственных
органов. От степени их соблюдения в прямой
зависимости находится уровень слаженности,
стабильности и эффективности правовой
системы. Имея общеобязательный характер,
принципы права способствуют укреплению
внутреннего единства и взаимодействия
различных его отраслей и институтов,
правовых норм и правовых отношений, субъективного
и объективного права.
Принципы права социального обеспечения:
а) отражают объективно сложившуюся закономерность развития общества;
б) вытекают из содержания социальной политики государства;
в) содержат обобщенную характеристику данной отрасли права;
г) фиксируют сущность отрасли и указывают направления развития общества.
В этом и состоит актуальность темы курсовой работы.
Цель и задачи исследования. Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- на основе
теоретического анализа система
- раскрыть содержание
понятия «принципы права
- охарактеризовать
различные принципы права
Объект
и предмет исследования. Объект
Методологические основы курсового исследования. При написании работы использованы общенаучные и частно научные методы исследования: диалектический, формально-логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, структурно-системный, аналитический.
Теоретическую основу работы составляют научные работы ученых в области права социального обеспечения: Гусова К.Н., Долженковой Г.Д., Захарова М.Л., Сулеймановой Г.В., Тучковой Э.Г., Шайхатдинова В.Ш. и др.
Информационную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, различные федеральные законы, регулирующие общественные отношения в сфере права социального обеспечения, акты Правительства Российской Федерации и ВС РСФСР.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка литературы. Названия глав отображают ее содержание.
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Изучение вопроса о
принципах права социального обеспечения
требует знания общих теоретических положений
о понятии правового принципа. В теории
права под правовыми принципами понимаются
руководящие идеи, которые выражают сущность,
основные свойства и общую направленность
развития правовых норм в пределах всей
системы права либо ее отдельных отраслей
или институтов.
В течение
долгого времени эта
При данной позиции авторов
возникает вопрос: если принципы закреплены
в законодательстве, то в чем состоит их
отличие от правовых норм? Отличие заключается
в том, что принципы права, устанавливая
общее правило поведения на основе руководящих
идей, не содержат всех элементов правовой
нормы (гипотеза, диспозиция, санкция).
С помощью принципа нельзя всесторонне
урегулировать конкретное правоотношение
между субъектами права.
Кроме того, правовые принципы
более долговечны, они определяют сущность
и содержание не только действующих, но
и будущих правовых норм, тенденции развития
законодательства. В соответствии с принципами
осуществляется толкование норм, особенно
в тех случаях, когда в них имеются противоречия
и пробелы 3 .
Вместе с тем, различая эти
понятия, следует отметить тесную связь
между ними, поскольку принципы проявляют
себя в нормах права, а нормы права не могут
не соответствовать правовым принципам.
Представляется, что закрепление
правовых принципов в нормах права
— это то, к чему должна стремиться
правовая система любого социального,
цивилизованного государства.
1 Гусов К. Н, Толкунова
В. Н. Трудовое право России: Учебник.
М.: Проспект, 2003. С. 59; Сыроватская Л. А. Трудовое
право России: Учебник. 2-е изд. М.: Юристь,
1998. С. 46.
2 Политология: Курс лекций / Под ред.
М.Н. Марченко. М., 1993. С. 31.
3 Российское трудовое право: Учебник / Под ред. А.Д. Зайкина. М.: Норма, 1997. С. 44-45.
В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г.1 определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
В регулировании общественных
отношений по социальному обеспечению
находят проявление все группы правовых
принципов. К общеправовым относятся принципы: признание
и гарантированность в
1СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.
России прав и свобод человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права; не отчуждаемость
основных прав и свобод человека и принадлежность
их каждому от рождения;
признание прав и свобод человека и гражданина
непосредственно действующими; равенство
всех перед законом и судом; равенство
прав и свобод мужчины и женщины и равенство
возможностей для их реализации; право
каждого на объединение для защиты своих
интересов; гарантированность государственной
защиты прав и свобод, включая судебную
защиту, и др.
Для ряда отраслей права, нормы которых
регулируют общественные отношения, связанные
с реализацией гражданами предоставленных
им прав, общими являются, например, следующие
принципы: обеспечение достойной жизни
и свободного развития человека, обеспечение
государственной поддержки семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых
граждан, запрещение принудительного
труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные
для таких отраслей права, как трудовое,
семейное, право социального обеспечения1.
В российском законодательстве последних
лет, регулирующем отдельные институты
социального обеспечения, прослеживается
тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно
в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального
закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального
обслуживания населения в Российской
Федерации» указаны следующие принципы
социального обслуживания: адресность,
доступность, добровольность, гуманность,
приоритетность предоставления социальных
услуг несовершеннолетним, находящимся
в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность,
профилактическая направленность2.
Постановлением Правительства РФ от 7густа
1995 г. была одобрена концепция реформы
системы пенсионного обеспечения, в которой
выделялись следующие принципы:
Ø каждый имеет право на государственное
пенсионное обеспечение в случае утраты
трудоспособности вследствие старости,
инвалидности, при потере кормильца и
в иных случаях, установленных законом;
1Право социального обеспечения: Практикум.
Нормативные акты. Образцы документов
/ Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Новый Юрист,
1997. С. 25-26.
2 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
Ø каждый работающий по найму
подлежит обязательному государственному
пенсионному страхованию;
Ø каждый застрахованный по обязательному
государственному пенсионному страхованию
имеет право на трудовую пенсию в соответствии
с продолжительностью страхования и заработком,
с которого уплачивались страховые взносы;
Ø финансирование государственного
пенсионного обеспечения основывается
на принципе солидарности, включая солидарность
поколений, субъектов Российской Федерации
и отраслей экономики;
Ø средства обязательного государственного
пенсионного страхования используются
исключительно на пенсионное обеспечение
застрахованных по правилам и нормам,
установленным законом. Часть этих средств
централизуется и перераспределяется
в целях обеспечения пенсионных гарантий
граждан независимо от их места жительства
на территории Российской Федерации. Расходы
на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших
в пенсионном страховании, покрываются
за счет средств федерального бюджета1.
Принцип солидарности поколений при финансировании
трудовых пенсий подвергся корректировке
в Программе пенсионной реформы в Российской
Федерации, одобренной постановлением
Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности,
в ней указывается: «В целях повышения
долгосрочной финансовой устойчивости
пенсионной системы предлагается поэтапное,
в полном соответствии с организационными
и финансовыми возможностями государства
и существующей пенсионной системы, введение
накопительных механизмов в систему государственного
пенсионного страхования»2.
Введение накопительного механизма, на
наш взгляд, возможно было лишь при наличии
следующих условий: экономическая стабильность
в государстве, усовершенствование оплаты
труда, ликвидация ее задолженности, повышение
ее уровня, пересмотр налогового законодательства,
обеспечение занятости населения, так
как низкооплачиваемые категории граждан,
лица, не получающие зарплату, не имеющие
работу, не могут участвовать в накопительной
системе, а в будущем – рассчитывать на
достойную пенсию.
Реальная действительность России не
отвечает предъявленным требованиям.
Замена распределительного пенсионного
обеспечения накопительным расценивается
специалистами как эксперимент с непредсказуемыми
последствиями, затрагивающий жизненные
интересы десятков миллионов людей3.
1 Пенсионная реформа // Библиотека
журнала «Социальная защита». 1996. № 3. С.
13.