Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- на основе теоретического анализа систематизировать знания о принципах права социального обеспечения;
- раскрыть содержание понятия «принципы права социального обеспечения»;
- охарактеризовать различные принципы права социального обеспечения.
Введение…………………………..………………………..………………………………….3-4
I .Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения…………………………………………………………………………...……5-10
IIСодержание принципов права социального обеспечен…..…...11-12
2.1. Всеобщность социального обеспечения……….…..……………...13-14
2.2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета…………………..…………………..…….15-16
2.3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств………………………………………………17
2.4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума….18-19
2.5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми………………….………………………………………………….20
2.6. Многообразие видов социального обеспечения……….21-23
2.7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав……….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………25-26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………………………………………..27-28
Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи от 17 июля 1999 г.1 предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, в виде денежных выплат ( социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
В связи с введением в действие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях.
Обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний является видом социального
страхования и предусматривает:
обеспечение социальной защиты застрахованных
и экономической
1 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
Статья 8 настоящего Федерального закона
устанавливает перечень видов обеспечения
по страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний.
Обеспечение осуществляется в виде пособия
по временной нетрудоспособности, назначаемого
в связи со страховым случаем и выплачиваемого
за счет средств на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболевании;
в виде единовременной, ежемесячных страховых
выплат застрахованному лицу либо лицам,
имеющим право на получение таких выплат
в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных
расходов, связанных с повреждением здоровья
застрахованного, на его медицинскую,
социальную и профессиональную реабилитацию,
включая расходы на: дополнительную медицинскую
помощь (сверх предусмотренной по обязательному
медицинскому страхованию), в том числе
на дополнительное питание и приобретение
лекарств; посторонний (специальный медицинский
и бытовой) уход за застрахованным, в том
числе осуществляемый членами его семьи;
санаторно-курортное лечение, включая
оплату отпуска ( сверх ежегодного оплачиваемого
отпуска), на весь период лечения и проезда
к месту лечения и обратно, стоимость проезда
застрахованного, а в необходимых случаях
также стоимость проезда сопровождающего
его лица к месту лечения и обратно, их
проживания и питания; протезирование,
а также на обеспечение приспособлениями,
необходимыми застрахованному лицу для
трудовой деятельности и в быту; обеспечение
специальными транспортными средствами,
их текущий и капитальный ремонты и оплату
расходов на горюче-смазочные материалы;
профессиональное обучение (переобучение).
Дополнительные расходы производятся
страховщиком, если учреждением медико-социальной
экспертизы установлено, что застрахованный
нуждается в указанных видах помощи, обеспечения
или уходе.
2.7. Участие общественных
объединений, представляющих
Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».
Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, например, ст. 33 Закона РФ «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены принципы права социального обеспечения: понятие, общая характеристика и их содержание.
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.
До настоящего
времени кодифицированного
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
Ø общеправовые, свойственные всем отраслям права;
Ø межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
Ø отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
Ø внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; не отчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Межотраслевые:
обеспечение достойной жизни
и свободного развития человека, обеспечение
государственной поддержки
Внутриотраслевые принципы касаются отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.).
В отношении отраслевых принципов следует отметить, что ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному их формулируют и указывают их количество.
В данной курсовой работе раскрыто содержание следующих отраслевых принципов права социального обеспечения:
· всеобщность социального обеспечения;
· осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
· дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
· обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
· гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
· многообразие видов социального обеспечения;
· участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция и государственная символика
Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010.
– 64 с.
2. Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
от 22 июля 1993 г. № 5487-I (с изм. и доп.) // Ведомости
Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации. 1993 г. № 33. Ст. 1318.
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации» (с
изм. и доп.) // Российская газета. 2001. 20 декабря.
4.Батыгин К. С, Симоненко Г.С. Пособия
то государственному социальному страхованию.
Законодательство и комментарии. М. 2002.
5.Братчикова Н.В. Особенности начисления
пособия по временной нетрудоспособности //
Право и экономика. 2004. №2.
6.Братчикова Н.В. Правовое регулирование
обязательного пенсионного страхования //
Право и экономика. 2005. №6.
7.Захаров М.Ж, Севастьянова В.Б.,
Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному
законодательству. М. 2004.
8.Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального
обеспечения. М. 2005.
9.Федеральный закон от 19 мая
1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп.)
// СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
10. Постановление Правительства
РФ от 14 ноября 2009 г. № 925 «Об установлении
величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим
группам населения в целом по Российской
Федерации за II квартал 2009 г.» // Справочная
система «Гарант».
11. Азрилиян А.Н. Юридический
словарь. 8250 терминов. – М.: Институт новой
экономики, 2007. – 1152 с.
12. Буянова М.О., Кондратьева
ЗА., Кобзева СИ. Право социального обеспечения:
Учебное пособие. Особенная часть. М. 2001.
13. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения:
конспект лекций. — М.: Юрайт-Издат, 2007.
— 187 с.
14. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова
Э.Г. Комментарий к новому пенсионному
законодательству (постатейный комментарий
к Федеральным законам «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации», «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации»). – М.: ТК Велби, 2003.
15. Право социального обеспечения: Учеб.
пособие для вузов / А.К. Соловьев, В.В. Курочкина,
Д.А. Никонов и др.; Под ред. А.К. Соловьева,
В.В. Курочкиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. –
319 с.
16. Право социального обеспечения России:
учеб. / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др.; под
ред. К.Н. Гусова. – 3-е изд., перераб. и доп.
– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 488
с.
17. Романова Е.В. Право социального обеспечения. – СПб.: Питер, 2005. – 208 с.
18. Сулейманова Г.В. Право социального
обеспечения: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Кº», 2006. – 464 с.
19. Удалова А.В. Право социального
обеспечения: учеб. пособие. 2-е изд., испр.
– М.: Омега-Л, 2007. – 186 с.
20. Братчикова Н.В. Комментарий
к закону «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний».
М. 2003.
21.Братчикова Н.В. Комментарий к закону «О негосударственных пенсионных фондах». М. 2005
22. Больничный лист. М.
2004
23. Акинфиев К.Б., Корякин
ММ. Комментарий к Федеральному закону
«О ветеранах»,M.2002.
24. Шайхатдинов В.Ш. Право социального
обеспечения Российской Федерации: Учеб.
пособие. Вып. 1. – Екатеринбург, 1996.
25. Пенсионная реформа // Библиотека
журнала «Социальная защита» 1996. № 3. С.
13.