Принципы права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- на основе теоретического анализа систематизировать знания о принципах права социального обеспечения;
- раскрыть содержание понятия «принципы права социального обеспечения»;
- охарактеризовать различные принципы права социального обеспечения.

Содержание работы

Введение…………………………..………………………..………………………………….3-4
I .Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения…………………………………………………………………………...……5-10
IIСодержание принципов права социального обеспечен…..…...11-12
2.1. Всеобщность социального обеспечения……….…..……………...13-14
2.2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета…………………..…………………..…….15-16
2.3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств………………………………………………17
2.4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума….18-19
2.5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми………………….………………………………………………….20
2.6. Многообразие видов социального обеспечения……….21-23
2.7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав……….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………25-26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………………………………………..27-28

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

РГ. 1998. 26 мая.

Концепции развития российского законодательства. 3-е изд. М., 1998. С. 160.

 
Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. В связи с  повышением уровня инфляции большинство  стран после Первой мировой войны  отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917—1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца1.

При реализации данной модели в Чили «доходность  пенсионных сбережений оказалась вдвое  ниже расчетной, что привело к  необходимости государственной  помощи пенсионным фондам»2.

С 1 января 2002 г. в России завершена реформа пенсионного  обеспечения. Принятые законы коренным образом изменили идеологию, направленность, структуру, содержание, принципы пенсионного обеспечения, ввели обязательную индивидуально-накопительную систему3.

Таким образом, на примере перехода от распределительной  к накопительной системе пенсионного обеспечения мы видим, что принципы правового регулирования общественных отношений – это не застывшая догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают влияние многочисленные факторы.

Правовые принципы были предметом научного анализа многих ученых: В.С.Андреева, Е.И.Астрахана, Е.Г.Азаровой, А.Д.Зайкина, М.Л.Захарова, Р.И.Ивановой, Е. Е. Мачульской, В.А.Тарасовой, Э.Г.Тучковой, Я. М. Фогеля и др. Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI ( Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:

 
 
Роик. Третий путь // Приложение к журналу «Социальная защита». 1997. № 7. Пенсионное обеспечение. С. 10


Концепции развития российского законодательства. С. 160

3Анализ пенсионной реформы дан в работах: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.Пенсионная реформа в России. М.: Р. Валент, 2002; Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). М.: ТК Велби, 2003.

Ø     обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;

Ø     страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;

Ø     все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;

Ø     всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных1.

Идеи, сформулированные в начале XX века, не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы — одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Под принципами права социального обеспечения  понимаются основополагающие идеи, руководящие  начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР. С. 36, 67.  
 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ  ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

 
   Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Так, например, В. Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам  относит:

Ø     связь обеспечения, как правило, с трудом;

Ø     обеспечение не только граждан, но и их семей;

Ø     свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

Ø     приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

Ø     зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума1.

С.И. Кобзева, наряду с всеобщностью и дифференциацией, называет еще ряд принципов2:

Ø     осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

Ø     обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

Ø     гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

Ø     многообразие видов социального обеспечения;

Ø     участие общественных объединений, представляющих интересы граждан в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

М.Л. Захаров  и Э.Г. Тучкова называют такие  принципы, как:

Ø     всеобщность социального обеспечения;

Ø     предоставление социального обеспечения как работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью;

Ø     установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;

Ø     многообразие оснований и видов социального обеспечения;

Ø     дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств;

Ø     участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав3.

 

 
Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учеб. Пособие. Вып. 1. Екатеринбург, 1996. С. 47. 
Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. М. 1999. С. 48.  
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2001. С. 102-108.


Не оспаривая  формулировки отдельных принципов  и их полноту, полагаем, что с учетом реалий сегодняшней российской действительности можно назвать следующие принципы права социального обеспечения:

1.     Всеобщность социального обеспечения.

2.     Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета.

3.     Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

4.     Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.

5.     Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

6.     Многообразие видов социального обеспечения.

7.     Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2.1. Всеобщность  социального обеспечения 

 

Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность  при наступлении конкретных социально  значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. 
 В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д. 
 Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии — это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги либо со скидкой услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее. В России 38 млн. пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий — второй по объему источник доходов населения после оплаты труда1
 Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности2
  
 
 
 
Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). С. 22.


С 1 января 2002 г. социальные пенсии назначаются по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

По ранее  действовавшему законодательству нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось ежемесячное пособие  при условии, если они не имели  источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Решение о предоставлении пособия сопровождалось проверкой материального и семейного положения человека. 
 В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права. 
 Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. 
 В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения. 
 Принцип всеобщности обеспечения проведен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения ( ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях — иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

  

2.2. Осуществление  социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета 

Конституционное право граждан на социальное обеспечение  гарантируется системой обязательного  социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Информация о работе Принципы права социального обеспечения