Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени академика И.Г.Петровского
Факультет психологии, рекламы
и связей с общественностью
Кафедра социологии, рекламы
и связей с общественностью
Направление подготовки: Социология
(040100.62)
Профиль подготовки:
«Прикладные методы социологических
исследований»
Курсовая работа
по дисциплине «Основы
социологии»
на тему «Проблема
подростковой девиации»
Выполнила:
студентка 2 курса очного отделения
Зайцева А.А.
Подпись_________________________
Дата «___»_________________2014 г.
Научный руководитель:
Разгонова А. В.,
к.истор.н., старший преподаватель
Подпись_________________________
Дата «___»_________________2014г.
Брянск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3-5
Глава 1. Социальная сущность
девиантного поведения
1.1. Характеристика понятия «девиантное»
поведение, основные его причины 6-12
1.2. Виды и основные формы девиантного
поведения подростков
13-17
Глава 2. Подростковый возраст
и его особенности
2.1. Предпосылки девиации в подростковом
возрасте 18-22
2.2. Особенности осуществления
профилактики девиантного поведения подростков 23-26
Заключение 27-28
Список литературы и источников 29-30
Приложение 1 31-32
Приложение 2 33-36
Приложение 3 37-56
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
данной работы
Одной из серьезных проблем
в настоящее время являются различные
формы девиантного поведения подростков.
Оно может выражаться в самых разных поступках,
начиная с того, что подросток убегает
из дома, и кончая разбойными нападениями
или убийствами. А ведь нередко поведение
в детстве позволяет довольно надежно
предсказывать поведение в зрелые годы. Проблема девиантного поведения
– это проблема гармонии личности и общества,
проблема согласованности процессов их
развития и функционирования. Сложность
этих двух феноменов закономерно привела
к появлению большого спектра теорий,
объясняющих явление девиации. Большинство
из них стремятся объяснить девиацию комплексно,
с учетом как общественно, так и личностно
значимых факторов. В то же время, в ряде
теорий наблюдается явное доминирование
одного из этих факторов. Имеется немало
проблем, особенно социального характера,
которые способствуют росту негативных
явлений, в том числе и отклонений от норм
общественной жизни.
Подростковый возраст - один
из самых сложных и наименее разработанных
разделов психологии и социологии. Период
подростничества - это время завершения
детства и начало длительного периода
перехода к взрослости. Он характеризуется
интенсивным процессом психического и
личностного развития, физического созревания
организма подростка. Происходящие с ним
перемены осознаются и переживаются подростком,
у него формируется новое представление
о себе, укрепляется самооценка. Возрастные
особенности отражают устойчивые свойства
и качества личности, характерные для
детей того или иного периода развития.
Учащиеся подросткового возраста претерпевают
заметные изменения, связанные с процессом
естественного развития психического
мира подростка, развития, происходящего
под влиянием условий его жизни и воспитания.
Проблемы социально-психологических
особенностей личности девиантных подростков
затрагивают многие области теории и практики.
Ведь наиболее сложным периодом социального
развития выступает именно подростковый
возраст, представляющий собой переходный
этап между детством и взрослой жизнью.
Историю данного вопроса можно рассмотреть
через призму концепций девиации. Основными
научными концепциями и теориями девиации
являются: биологическая теория, психологическая
и социологическая.
Сторонники биологической теории
девиации рассматривают отклонение поведения
от принятой в обществе социальной нормы
в связи с биологическим складом индивида. В 19 веке итальянский врач Ч.
Ломброзо обнаружил связь между криминальным
поведением человека и определённым физиологическим
строением его организма. Известный американский
психолог и врач У. Х. Шелдон позднее определил
физиологический тип человека, склонного
к девиации (“Мезоморфный тип”, “мускулистый”,
“атлетический”). В психологических и
психиатрических концепциях акцент делается
на личностные факторы человека.. Из этого
был сделан вывод, что, вероятно, девиация
возникает в результате сочетания психологических
и социальных факторов.
Социологические концепции
пытаются учесть в девиации социальные
и культурные факторы, влияющие и определяющие
поведение человека в обществе. Впервые
социологическое объяснение сущности
девиации было предложено Э. Дюркгеймом,
который разработал теорию аномии. Главная
мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что
в основе стабильного функционирования
общества лежит феномен социальной солидарности,
а всякие отклонения от него есть социальная
дезорганизация, являющаяся причиной
девиантного поведения. Р. Мертон в 1938
г. внёс некоторые изменения в теорию Э.
Дюркгейма. По его мнению, возникновение
девиации происходит в результате разрыва
между культурными целями общества и социально
одобряемыми средствами достижения таких
целей, как например, не все люди в силу
определённых социально – экономических
причин могут получить высшее образование
или престижную работу, а уровень развития
общества требует высококвалифицированных
специалистов. Та часть населения, которая
не может получить требуемый уровень образования,
начинает удовлетворять свои образовательные
потребности, но уже, например, в криминальной
среде.
Новейшие теории девиации делают
акцент на характере общества и стремятся
выявить, в какой мере оно заинтересовано
в создании и сохранении девиации, делая
акцент на исправлении не какого – то
конкретного человека, а всего общества.
Поэтому исследование девиантного
поведения подростков является весьма
актуальным.
Целью настоящей работы является исследование психологических
девиаций в подростковом возрасте.
Для реализации указанной
цели необходимо решить следующие задачи
работы:
- Исследовать понятие и формы
выражения девиантного поведения подростков;
- Выявить факторы становления
девиантного поведения подростков;
- Показать возможные пути коррекции
девиантного поведения подростков.
Объектом исследования
является личность подростков с девиантным
поведением в возрасте 13 - 17 лет.
Предметом исследования
является социально-психологические
особенности личности подростков с девиантным
поведением.
Гипотеза нашего исследования
состоит в том, что профилактику
противоправного поведения несовершеннолетних
целесообразно начинать с младшего школьного
возраста, направляя воспитательную работу
школы на формирование высоконравственных
и этических ценностей у трудновоспитуемых
учащихся.
Были использованы
следующие методы исследования:
- Метод научного анализа источников
по рассматриваемой проблематике;
- Метод научного синтеза и обобщения
точек зрения, представленных в источниковой
базе.
Практическая значимость работы
заключается в разработке конкретных
предложений по работе с подростками с
девиантным поведением.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ
СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Характеристика
понятия «девиантное» поведение, основные
его причины
Девиантное поведение — это
поведение, отклоняющееся от общепринятых,
наиболее распространённых и устоявшихся
норм в определённых сообществах в определённый
период их развития.
Отклоняющееся поведение имеет
сложную природу, обусловленную самыми
разнообразными причинами и факторами.
Выделим причины социальных патологий,
т.к. именно они являются объектом внимания
специалистов по социальной работе.
Социально-экономические причины:
снижения уровня жизни определенной части
населения, особенно восприимчивой к этой
причине молодежи; расслоение общества
на бедных и богатых; наличие в обществе
безработных; низкий уровень заработной
платы и т.д.
Морально-этические причины:
низкий морально-нравственный уровень
современного общества; бездуховность
общества; утрата моральных ценностей;
падение нравов; равнодушие общества ко
многим детским проблемам; алкоголизация
и наркотизация населения.
Социально-педагогические причины:
дефекты семейного и школьного воспитания;
неуспехи ребенка в школе; падение престижа
образования; педагогическая запущенность
и т.д.; негативное влияние СМИ; учителя
в школе больше внимания уделяют успевающим
детям, а не тем, кто имеет проблемы в обучении;
отсутствие систематической профилактической
работы, неуверенность подростков и молодежи
в завтрашнем дне.
Если рассматривать причины
отклоняющегося поведения среди подростков,
то в качестве причины можно рассматривать
особенности подросткового возраста.
Подростковый и юношеский возраст входят
в группу повышенного риска, так как для
него характерны: внутренние трудности
переходного возраста, начиная с психогормональных
процессов и заканчивая перестройкой
«Я-концепции»; пограничная неопределенность
социального положения: уже не ребенок,
но еще и не взрослый; стремление к новизне,
к оригинальности поведения (в том числе
и отклоняющегося), желание понимать, бороться,
достигать, утверждаться, попытки изменить
существующую систему оценок и взглядов,
принятых в среде ближайшего окружения
Можно выделить также и группу
биологических факторов, которые в той
или иной мере могут выступать причинами
девиаций. Специальных генов, обуславливающих
девиантное поведение не существует. Однако
выделяют причины отклоняющегося поведения,
связанные не с социально-педагогической
коррекцией, а с медицинской. К ним относят:
а) генетические факторы. По
наследству передаются некоторые болезни,
дефекты, в частности, такие как шизофрения,
дефекты зрения, слуха, повреждения нервной
системы; нервно-психические нарушения,
обусловленные семейным алкоголизмом,
наркоманий.
б) психофизиологические факторы.
В последнее время увеличивается влияние
на организм человека психофизиологических
нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций,
экологического фактора. Все это приводит
к различным соматическим, аллергическим
и токсическим заболеваниям.
в) физиологические причины.
Нарушение речи, слуха, внешняя непривлекательность,
недостатки конституционно-соматического
склада, которые зачастую вызывают негативное
отношение окружающих, что приводит к
нарушению межличностных отношений ребенка
(да и взрослых) в группе сверстников, в
коллективе.
Психологические факторы, связанные
с наличием у человека психопатологии
или акцентуации отдельных черт характера,
что сопровождается эмоциональной неустойчивостью,
неврастенией, повышенной возбудимостью
нервной системы, психопатией, также могут
рассматриваться в качестве причин отклоняющегося
поведения. Человек с явно выраженной
психопатией или акцентуированными чертами
характера нуждается в социально-медицинской
реабилитации, психолого-педагогической
коррекции.
Личностный фактор. Наиболее
опасным представляется заниженный уровень
самоуважения и отсутствие сложившихся
механизмов самоконтроля и самокорректировки
поведения. Исследования показывают, что
наиболее восприимчивыми к различным
видам отклоняющегося поведения являются
подростки 14-15 лет.
Трактовка причин девиантного
поведения тесно связана с пониманием
самой природы этого социально-психологического
явления. Известно, что в человеческом
поведении сочетаются компоненты различного
уровня – биологического, психологического
и социального. В зависимости от того,
какому из них в той или иной теории придается
главное значение, определяются и основные
причины этого поведения. В научной литературе
выделяют три основных подхода для объяснения
девиантного поведения (Таблицу 1 см. в
приложении 1):
1. Биологические концепции,
уделяющие главное или исключительное
внимание биологическим причинам. Согласно
данной концепции - отклоняющееся поведение
от принятых в обществе социальных норм
связано с биологическим складом индивида.
Значительную роль в развитии биологической
концепции сыграла антропологическая
школа уголовного права, основанная итальянским
психиатром Чезаре Ломброза (1835-1909 гг.).
Ч. Ломброзо обосновывал связь между анатомическим
строением человека и преступным поведением,
ввел термин «врожденный преступник»,
которого можно определить по ряду анатомо-антропологических
признаков: массивная, выдвинутая вперед
челюсть, сплющенный нос, редкая борода,
приросшие мочки уха, низкий лоб.
В ХХ веке предпринимались новые
попытки объяснять девиацию биологическими
факторами. Так, У. Шелдон обосновывал
связь между типами физического строения
человека и формами поведения.
В 60-ые годы в результате генетических
исследований (У.Пирс) ученые пришли к
выводу, что наличие лишней игрек-хромосомы
у мужчин обуславливает предрасположенность
к криминальному насилию
Получили распространение разновидности
биологической концепции: 1) теория наследственной
предрасположенности к девиации (О. Ланге).
Ее суть – поскольку по наследству передаются
многие психические свойства, это может
быть характерным и для склонности к преступлению;
2) концепция конституциональной предрасположенности
(Э. Кречмер).
В целом биологические концепции
мало популярны в современном мире.
2. Социологические концепции.
Исследования социологов конца
ХIХ - начала ХХ веков (Э. Дюркгейм, М. Вебер)
выявили связь отклоняющегося поведения
с социальными условиями существования
людей. Было доказано, что число аномалий
в поведении людей неизбежно возрастает
в периоды войн, экономических потрясений,
социальных потрясений, что опровергало
теорию «врожденного преступника» и указывало
на социальные корни этого явления. Так,
Дюркгейм считал, что нельзя представить
общество без преступлений: оптимальный
уровень девиаций неизбежно присущ человеческому
обществу. Необходимо заботиться не столько
об искоренении девиаций, сколько о поддержании
этого оптимального уровня, предупреждая
его всплеск, рост различных форм девиантного
поведения. Дюркгейм разработал теорию
«аномии» (беззаконный, безнормный, неуправляемый),
согласно которой распространение девиантного
поведения, в решающей степени вызвано
негативным, или амбивалентным отношением
людей к официальным, узаконенным социальным
нормам, а также отсутствием у них возможности,
поступая в соответствии с этими нормами
реализовать свои насущные потребности.
Лишенные идеала, смысла жизни
люди оказываются подвержены стрессу,
тревожности, что и приводит к разного
рода отклонениям в поведении. Искажения
в системе ценностей в большей степени
ведут к разложению социальных институтов.
Возникает двойная мораль, – при которой
противоречивые нормы используются одним
и тем же лицом для разных целей и в разных
ситуациях. Это проявляется сегодня в
деятельности отдельных представителей
власти, политиков и т.д.