Проблема подростковой девиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Подростковый возраст - один из самых сложных и наименее разработанных разделов психологии и социологии. Период подростничества - это время завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости. Он характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка.

Содержание работы

Введение 3-5
Глава 1. Социальная сущность девиантного поведения
1.1. Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины 6-12
1.2. Виды и основные формы девиантного поведения подростков
13-17
Глава 2. Подростковый возраст и его особенности
2.1.Предпосылки девиации в подростковом возрасте 18-22
2.2.Особенности осуществления профилактики девиантного поведения подростков 23-26
Заключение 27-28
Список литературы и источников

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 136.78 Кб (Скачать файл)

2) Информирование. Это направление  психопрофилактической работы в  форме лекций, бесед, распространения  специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается  в попытке воздействия на когнитивные  процессы личности с целью  повышения её способности к  принятию конструктивных решений.

3) Активное социальное  обучение социально важным навыкам. Данная модель преимущественно  реализуется в форме групповых  тренингов.

4) Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с  представлениями о заместительном  эффекте девиантного поведения. Предполагается, что люди используют  психоактивные вещества, улучшающие  настроение, до тех пор, пока не  получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество.

5) Организация здорового  образа жизни.

6) Активизация личностных  ресурсов. Активные занятия индивида  спортом, его творческое самовыражение, участие в группах общения  и личностного роста, арттерапия  – всё это активизирует личностные  ресурсы, обеспечивающие активность  личности, её здоровье и устойчивость  к негативному внешнему воздействию.

7) Минимизация негативных  последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется  в случаях уже сформированного  отклоняющегося поведения. Она направлена  на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Отличительной чертой современной системы ранней профилактики является то, что она представлена многочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами, которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообразными методами и средствами.

Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль. Социальный контроль - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющий ее с помощью нормативного регулирования поведения людей. Контроль можно представить как центральную нервную систему социального института. Без функций социального контроля общество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения, закрепленные законом. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции, без которых общество как система распалось бы в кратчайшие сроки. Социальный контроль подразумевает наложение на личность определенных обязанностей и предоставлении ей некоторых прав. Позже появились правовые законы как средства общественного согласия. Право стало представлять собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил стала обязанностью человека, другая его правом. Первая ограничивала свободу действий, вторая ее расширяла. В древнем мире преобладали законы, ограничивающие свободу. Право на свободу действий - это уже достижение эпохи Нового времени

Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем меньше социальным организациям приходится применять к нему внешний контроль. Но, если у человека самоконтроль находится на низком уровне, то организациям социального контроля (государству, милиции, судам, армии и т.д.) вынужденно приходится вступать в действие для нейтрализации негативных действий отдельных своих граждан. В то же время жесткий детерминизм, постоянные ограничения дают не лучшие результаты. Человек тормозит развитие собственного самоконтроля, сдерживает самореализацию, самосозидание себя как личности.

Сама система социального контроля может разбалансироваться, и начать допускать дисфункциональное поведение индивидов. Такие деструктивные процессы происходят, прежде всего, в периоды кризисных ситуаций в обществе. Отношение «человек - общество» является главным в системе отношений социального контроля. Данное отношение осложняется наличием уровня индивидуального сознания в структуре общественного сознания. Появляются возможности сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения тех стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Индивидуальное сознание является основанием самоконтроля; общественное сознание - социального контроля. Субъектами контролирующего действия выступают не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура, семья и т.п. Эффективность социального контроля, группового давления на индивида, нарушающего нормы, зависит, прежде всего, от его статуса. К людям, имеющим различные лидерские возможности в группе, применяются различные способы группового воздействия или давления. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодёжь (а что уже говорить о современном российском тинэйджере) подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме.

На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» - люди с несущественными отклонениями. Хотя большая часть людей преимущественно живут в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Стоит ли говорить, насколько опасно для общества распространение преступной идеологии, ведущей к эрозии моральных ценностей и нравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п.

Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность делают проблему определения девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и практикам становится ответить на вопрос: В чем и от чего происходит отклонение?

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия, права сильного и жестокого. Борьба с преступностью сегодня превратилась в острейшую, самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода. Это значит, что все предпосылки, пограничные к преступлению, явления, связанные с состоянием общественного организма, должны учитываться, ибо грань между аморальностью и преступностью весьма подвижна. Более того, именно отрицание моральных норм лежит в основе многих преступлений.

Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны. Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится.

Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы.

Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу преступности.

Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости.

Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.

Разумеется, выработка эффективной системы мер по преодолению, ограничению и профилактики девиации в поведении разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся условиям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Теория социальной работы: Курс лекций. Автор составитель. – Г.А. Качан – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 243с.
  2. Социология молодёжи: Учебное пособие /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д, 2001. – 576с.
  3. www.mail.ru//sokrat.info реферат «Девиантное поведение».
  4. Смелзер Н. Социология /пер. с англ. – М., 1985. – 121с.
  5. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие /В.Г. Кондрашенко, С.Л. Игумнов. – Мн.; Аверсэв, 2004. – 365с.
  6. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры //Социология преступности. М., 1966.
  7. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс, 1989. №5. С.61.
  8. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990., №9. C. 94.
  9. Габиани А.А. Наркотики в среде учащейся молодёжи // Социс. 1990., №9. С. 90 – 91.
  10. www.mail.ru//5ka реферат «Девиантное поведение»
  11. Стариков Е. Маргиналы, или размышление на тему: «Что с нами происходит?» //Знамя. 1989. №10. С. 133.
  12. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистров, аспирантов пед. Высш. учеб. Заведений /В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – 2005. – 400с.
  13. Социальная работа: Учебное пособие //В.И. Курбатов [и др.]. – 5-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 480с.
  14. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. Мн.: Сфера, 1997. – 528с.
  15. Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. Мн.: Совершенство, 1997. – 176с.
  16. Социально-психологический коррекционный инструментарий /Под ред. С.А. Беличевой. М.: Социальное здоровье России.1993. 116с.
  17. Фигдор Г. «Я тебя понимаю, но я тебе этого не скажу» (О возможностях психоаналитической педагогики в работе с трудными детьми) //Психологическая наука и образование 1998. С. 59 – 74.
  18. Мирошниченко Л.Д., Пелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблемы антинаркотической профилактика в подростковой среде// Педагогика, 2000, №3. С.9.
  19. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.. 2001.
  20. Крайг Г. Психология развития. - СПб.,2001
  21. Смит Н. Психология. Психология. Современные системы: история, постулаты, практика/ Н. Смит. СПб., 2007.
  22. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию/В.А. Янчук / Минск,2005
  23. Стили семейного воспитания, стимулирующие нарушения поведения детей старшего школьного возраста. И.А. Фурманов// История психологии в Беларуси. Минск: Тесей.2004. С.301-306

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1. Подходы объяснения девиантного поведения

 

Теория девиации

 

Подход в объяснении девиации

 

Теория

 

Автор

 

Идея

 

 

 

 

Биологический

 

Физические черты связанны с наклонностью к преступности

 

Ч. Ламброзо

 

 

 

Физические особенности тела человека являются причиной девиации

Определённое строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов

 

 

Шелдон

 

 

Психологический

 

 

Психоаналитическая теория

 

 

З. Фрейд

Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию

 

 

 

Социологический

 

 

Аномия (рассогласование)

 

 

 

Э. Дюркгейм

Девиация, в частности, самоубийства, происходят вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм

 

 

 

 

Социальная дезорганизация

 

Аномия

 

Мертон

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между обостряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения

 

 

Культурологические теории

 

 

Миллер


 

  
Таблица 2. Взаимосвязь типов характера и форм девиантного поведения

  
Таблица 2. Взаимосвязь типов характера и форм девиантного поведения

 

 

 

Фомы поведения

 

Типы характера

Сочетаются очень часто (свыше 50% случаев)

Сочетаются часто (до 50% случаев)

Сочетаются редко (до 20% случаев)

 

Пьянство

 

Эксплозивный, неустойчивый

 

Истероидный, гипертимный

Психастенический, эмоционально-лабильный

 

Правонарушения

 

Эпилептоидный, неустойчивый

 

Истероидный, гипертимный

 

Шизоидный, эмоционально-лабильный

 

Бродяжничество

 

Эпилептоидный, гипертимный

Эксплозивный, шизоидный, истероидный

 

Неустойчивый

 

Сексуальные девиации

 

 

 

Эпилептоидный

 

Шизоидный, эксплозивный, истероидный, неустойчивый, гипертимный

 

Эмоционально-лабильный

 

Суицид

 

 

Истероидный

 

Эксплозивный, неустойчивый, эмоцианально-лабильный

 

Эпилептоидный, астенический, сенситивный

 

Самоубийство и убийство

 

Шизоидный, сенситивный

 

Эпилептоидный, психастенический

 

 

Неустойчивый

Информация о работе Проблема подростковой девиации