Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:14, курсовая работа
Описание работы
Подростковый возраст - один из самых сложных и наименее разработанных разделов психологии и социологии. Период подростничества - это время завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости. Он характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка.
Содержание работы
Введение 3-5 Глава 1. Социальная сущность девиантного поведения 1.1. Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины 6-12 1.2. Виды и основные формы девиантного поведения подростков 13-17 Глава 2. Подростковый возраст и его особенности 2.1.Предпосылки девиации в подростковом возрасте 18-22 2.2.Особенности осуществления профилактики девиантного поведения подростков 23-26 Заключение 27-28 Список литературы и источников
Бродяжничество сопряжено с
другими видами девиантного поведения:
алкоголизмом, наркоманией, преступностью.
Лица БОМЖ являются также разносчиками
инфекционных заболеваний. Общество вынуждено
тратить значительные средства ни их содержание
в спецучреждениях, социальную помощь,
медицинское обслуживание. Кроме того,
бродяжничество наносит ущерб и самой
личности. Причины бродяжничества можно
разделить на объективные (потеря жилья,
безработица, стихийные бедствия и т.д.)
и субъективные (нежелание работать, завышенные
требования, семейные неурядицы, уклонение
от уголовной ответственности).
3) Вандализм – форма
разрушительного поведения человека.
Определяется как «бессмысленное
уничтожение культурно-материальных
ценностей». Сегодня говоря о
вандализме, исследователи подразумевают
разнообразные виды разрушительного
поведения: от замусоривания парков
и вытаптывания газонов до
разгрома магазинов во время
массовых беспорядков. По данным
исследований вандализм в основном
мужской феномен. Исследования не
выявляют корреляционной связи
между склонностью к вандализму
у подростков и их принадлежностью
к определенному социальному
слою. Вместе с тем по результатам
исследования большинство вандалов
находятся в кризисной ситуации.
4) Проституция - вступление
за плату в случайные, внебрачные
сексуальные отношения, не основанные
на личной симпатии, влечении, или,
систематическое вступление в
половую связь за вознаграждение,
которое служит основным либо
существенным дополнительным источником
средств для избранного образа жизни.
Исследования последних десятилетий
и наблюдения позволили выявить определённую
зависимость между ситуационно-личностными
реакциями, основными формами девиантного
поведения, и типами особенностей) характера.
Поэтому больший интерес представляет
взаимосвязь типов особенностей характера
и форм девиантного поведения. (Таблицу
2 см. в приложении 1).
ГЛАВА 2. ПОДРОСТКОВЫЙ
ВОЗРАСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
2.1 Предпосылки девиации
в подростковом возрасте
Девиантное поведение подростков
не соответствует закономерностям «взрослого»
отклоняющегося поведения. Так, криминология
объясняет нарушение преступниками общепринятых
норм поведения наличием у них специфической
системы ценностей, противостоящей общепризнанным
нормам поведения. И поэтому анализ преступности,
прежде всего профессиональной, опирается
на теорию асоциальных субкультур. Но
применительно к несовершеннолетним такой
подход правомерен не всегда. Чаще бывает,
например, что подросток, не отрицая самого
факта содеянного, не признает свою вину
или нарушает правовой запрет, который
в принципе не отвергает.
Для объяснения таких явлений
обычно обращаются к теории нейтрализации,
суть которой заключается в том, что подросток
становится правонарушителем, усваивая
приемы нейтрализации общепринятых норм,
а не моральные требования и ценности,
противоположные этим нормам. Иначе говоря,
подросток стремится бессознательно
расширить в отношении себя действие смягчающих
обстоятельств, оправдать свои действия,
даже внести в них элемент рациональности.
Ученые доказали, что большинство подростков
видят причину своего преступления во
внешних обстоятельствах, некоторая
часть подростков убеждена в аналогичной
ситуации, и каждый совершил бы подобное.
Характерна также неадекватная оценка
степени нанесенного вреда.
Кроме того, довольно часто
используются методы «осуждения осуждающих»
(а судьи кто!), отрицания наличия жертвы
(сама виновата!), обращение к более важным
обязательствам (не мог бросить товарищей,
не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует
о высоком уровне инфантилизма, неспособности
сопереживать, сочувствовать. К сожалению,
подобное отношение к своему поведению
в значительной степени обусловливается
особенностями юридической практики и
правового воспитания, приводящими нередко
к формированию у несовершеннолетних
представления о своей безнаказанности.
Это не может не беспокоить, так как сегодня
на общем фоне роста различных форм девиантного
поведения имеет место тенденция «омолаживания»
преступности. Так, среди несовершеннолетних
правонарушителей приходится на
долю школьников, возрастает вероятность
рецидивов: двое из трех подростков после
возвращения из мест заключения вскоре
вновь преступают закон.
Все большее распространение
получают половая распущенность, детская
проституция, извращения. В стране среди
молодежи растет число алкоголиков, наркоманов.
Опросы учащихся в 1990 году (возраст 14-17
лет, половина - девочки) показали, что
52,8 % достаточно часто употребляют спиртные
напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали
наркотические, а 9,8 % - токсические вещества.
[9, 90 – 91] . Фактически каждый десятый из
них рискует стать хроническим алкоголиком,
нарко - или токсикоманом.
В основе же всех отклонений
подросткового поведения лежит неразвитость
социально-культурных потребностей, бедность
духовного мира, отчуждение. Но подростковая
девиация есть слепок социальных отношений
в обществе.
Нами было проведено исследование
с целью выявления причин девиантного
поведения в подростковой среде (Анкету
см. в приложении 2). В анкетировании приняло
участие 100 респондентов в возрасте от
13 - 15 лет (41%) до 15 - 17 лет (59%), 58% юношей и
42% девушек средней общеобразовательной
школы (Рис.1, 2 см. в приложении 3). В качестве
респондентов были выбраны именно школьники,
так как на формирование личностных качеств
подростка влияют, в первую очередь, такие
социальные институты, как семья и школа.
При разработке вопросов для анкетирования
внимание ориентировалось именно на эти
социальные институты. В ходе опроса было
необходимо выявить отношение подростков
в компании сверстников и атмосферу
в семье, чтобы сделать выводы о причинах
и профилактике девиантного поведения.
В ходе анализа анкеты были
получены следующие данные:
Под девиантным поведением
подростки понимают – агрессивное поведение
(23%), уход из дома (23%) и употребление наркотических
веществ (22%) (Рис. 3 см. в приложении 3). Способствует
формированию девиантного поведения такие
факторы, как: отсутствие интересов (38%),
конфликтность в общении с родителями
(26%), негативное влияние окружающих людей
(17%) и отрицательный пример взрослых (9%)
(Рис. 4 см. в приложении 3). Типичными чертами
характера для подростков с девиантным
поведением являются: агрессивность (40%),
демонстративность (23%), лживость (11%) и
замкнутость (11%) (Рис. 5 см. в приложении
3). Больше внимание уделяют мать и отец
(52%), реже одна мать (24%), и в редких случаях
один отец (16%) (Рис. 6 см. в приложении 3).
В семье преобладает дружелюбие (58%), согласие
(29%) и сотрудничество (6%) (Рис. 7 см. в приложении
3). В семье не имеют место быть постоянные
ссоры, скандалы, оскорбительные и бранные
слова в адрес респондентов, так ответило
89% респондентов (Рис. 8 см. в приложении
3). 64% подростков нравится учиться, несмотря
на то, что они испытывают трудности при
изучении отдельных предметов, 16% подростков
не нравится учиться, не смотря на то, что
некоторые предметы даются легко, совсем
не нравится учиться 17% подростков (Рис.
9 см. в приложении 3). В основном респонденты
не вступают в конфликт с учителями (65%),
но все же, у некоторых подростков, а именно,
у 22% иногда случались конфликты с преподавателями.
(Рис. 10 см. в приложении 3). Чаще всего причиной
этих конфликтов является непонимание
и неприязнь (15%), а так же предвзятое отношение
со стороны учителя (8%). Остальные 71% не
смоги дать однозначный ответ на данный
вопрос (Рис. 11 см. в приложении 3). Своё
свободное время 45% респондентов проводят
семьей, 40% с компанией друзей и всего 6%
наедине с собой (Рис. 12 см. в приложении
3). 43% предпочитают гулять, 31% - читать литературу,
17% - заниматься спортом, 5% - посещать увеселительные
заведения, 4% - ничего не делать, и никто
из опрошенных не дает предпочтение употреблению
спиртных напитков в свободное время (Рис.
13 см. в приложении 3). 14% опрошенных считают,
что причиной употребления спиртных напитков
является распитие за компанию, 6% считают,
что причиной является желание поднятия
настроения и большинство опрошенных
(74%) затрудняются ответить (Рис. 14 см. в
приложении 3). Также огромное значение
в жизни подростка имеет компания друзей.
С этим согласились 71% опрошенных и 24% опрошенных
считают обратное (Рис. 15 см. в приложении
3). С компанией связывают общие взгляды
на жизнь (33%), интерес к определенному
делу (27%) и возможность быть раскованным
и свободным (23%) (Рис. 16 см. в приложении
3). Девушки и юноши пропускали учебные
занятия (28%) и употребляли спиртные напитки
(16%) (Рис. 17 см. в приложении 3). По мнению
опрошенных, в школе должны проводиться
работы по профилактике девиантного поведения,
так ответило большинство респондентов
(76%), обратное ответило всего лишь 15% подростков
(Рис. 18 см. в приложении 3). Данная профилактическая
работа должна проводиться следующих
формах: беседы (24%), ролевые игры (20%) и лекции
(13%). 24% респондентов затрудняются ответить
о формах профилактической деятельности
(Рис. 19 см. в приложении 3). Избавиться от
вредных привычек и изменить взаимоотношения
с родителями решило большинство респондентов.
Так же, в ходе анкетирования
нужно было узнать о состоянии семьи подростка,
ведь личность формируется под большим
влиянием семьи. 73% подростков живут в
семье, где оба родителя, 25% подростков
живут в семье с одним родителем, и лишь
2% подростков находятся под опекой (Рис.
20 см. в приложении 3). Исходя из данной
статистики исследования, можно сделать
некие выводы:
Ответ на вопрос «Кто я?» часто
мучает подростка. Он проявляет интерес
к самому себе, у него формируются собственные
взгляды и суждения, появляются собственные
оценки на те или иные события и факты,
он пытается оценить свои возможности
и поступки, сопоставляя себя со сверстниками
и их действиями. В этом возрасте происходит
временное психологическое отдаление
подростка от семьи и школы, их значение
в становлении личности подростка снижается,
тогда как влияние сверстников усиливается.
Зачастую он стоит перед выбором между
официальным коллективом и неформальной
группой общения. Предпочтение подросток
отдает той среде и группе, в которой он
чувствует себя комфортно, где относятся
к нему с уважением. Это может быть и спортивная
секция, и технический кружок, но может
быть и подвал дома, где собираются подростки,
общаются, курят, выпивают и др.
Как правило, в этом возрасте
у подростков возникают проблемы со взрослыми,
в частности с родителями. Родители продолжают
смотреть на своего ребенка как на маленького,
а он пытается вырваться из этой опеки.
Поэтому взаимоотношения со взрослыми
обычно характеризуются повышенной конфликтностью,
усиливается критичность по отношению
к мнениям взрослых, но при этом становится
более значимым мнение сверстников. Изменяется
характер отношений со старшими: из позиции
подчинения подросток пытается перейти
в позицию равенства. Одновременно изменяется
и характер взаимоотношений со сверстниками,
появляется потребность в общении с целью
самоутверждения, что в неблагоприятных
условиях может привести к различным формам
отклоняющегося поведения.
У подростка формируется чувство
взрослости, которое проявляется через
стремление к независимости и самостоятельности,
протест против желания взрослых «поучить»
его. Подросток в этом возрасте нередко
выбирает для себя кумира (герой фильма,
сильный взрослый, герой передачи, выдающийся
спортсмен и др.), которому он пытается
подражать: его внешнему облику, манере
поведения. Внешность для подростка имеет
очень большое значение. Необычная прическа,
серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы,
яркая косметика и другие атрибуты дают
подростку возможность отделить себя
от других, утвердиться в группе детей.
Все это происходит на фоне изменения
эмоционально-волевой сферы. У подростка
проявляется эмоционально выраженное
стремление познания окружающей действительности,
стремление к общению со сверстниками,
потребность в дружбе на основе общих
интересов и увлечений. У подростка формируются
умения самообладания, самоуправления
своими мыслями и поступками, развиваются
настойчивость, упорство, выдержка, терпение,
выносливость и другие волевые качества.
Таким образом, можно выделить
характерные особенности подросткового
возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно
развитое умение контролировать собственное
поведение, соразмерять желания и возможности
в удовлетворении своих потребностей,
повышенная внушаемость, желание самоутвердиться
и стать взрослым.
Подросток – это еще недостаточно
зрелый и недостаточно социально возмужалый
человек, это личность, находящаяся на
особой стадии формирования ее важнейших
черт и качеств. Стадия эта пограничная
между детством и взрослостью. Личность
еще недостаточно развита, чтобы считаться
взрослой, и в тоже время настолько развита,
что в состоянии сознательно вступить
в отношения с окружающими и следовать
в своих поступках и действиях требованиям
общественных норм и правил. Подросток способен принимать
продуманные решения, совершать разумные
поступки и нести за них нравственную
и правовую ответственность. Следует особо
выделить, что подросток – лицо, вступившее
в период правовой ответственности за
свои действия и поступки. И хотя закон,
учитывая особенности социально-психологического
развития несовершеннолетних, устанавливает
для него ограниченную ответственность,
можно считать старший подростковый и
юношеский возраст как характеризующийся
личностной ответственностью.
2.2 Особенности
осуществления профилактики девиантного
поведения подростков
Общей закономерностью отклоняющегося
поведения выступает факт относительно
устойчивой взаимосвязи между различными
формами девиаций. Эти взаимосвязи могут,
носит вид индукции нескольких форм социальной
патологии, когда одно явление усиливает
другое. К примеру, пьянство способствует
усилению преступности.
Общество всегда прилагало
большие усилия в борьбе с нежелательными
формами отклоняющегося поведения в целях
сохранения порядка и поддержания стабильности
и безопасности. Для этого использовались
и используются технологии профилактики
и коррекции отклоняющегося поведения,
а также технологии социального контроля.
Профилактика – это совокупность
государственных, общественных, социально
- медицинских и организационно воспитательных
мероприятий, направленных на предупреждение,
устранение и нейтрализацию основных
причин и условий, вызывающих различного
рода социальные отклонения в поведении
подростков. Условиями успешной профилактической
работы считают её комплексность, последовательность,
дифференцированность, своевременность.
Последнее условие особенно важно в работе
с активно формирующейся личностью, например
с подростками.
Существуют различные формы
психопрофилактической работы:
1) Организация социальной
среды. В её основе лежат представления
о детерминирующем влиянии окружающей
среды на формирование девиаций.
Воздействуя на социальные факторы,
можно предотвратить нежелательное
поведение личности. Воздействие
может быть направлено на общество
в целом, например через создание
негативного общественного мнения
по отношению к отклоняющемуся поведению.
Объектом работы также может быть семья,
социальная группа (школа, класс) или конкретная
личность.